ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 января 2009 года Дело N Ф03-6445/2008

N Ф03-6445/2008

Резолютивная часть постановления от 27 января 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 29 января 2009 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

в составе:

Председательствующего: В.А. Гребенщиковой

Судей: Н.А. Комиссаровой, О.В. Цирулик

при участии

представители лиц, участвующих в деле, не явились

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области

на решение от 25.09.2008

по делу N А04-1921/08-6/104

Арбитражного суда Амурской области

Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Т.А. Корниенко

По иску муниципального унитарного предприятия «Коммунальник»

к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области, Отделу образования администрации Тамбовского района третьи лица: Министерство финансов Амурской области, Финансовое управление администрации Тамбовского района

о взыскании 85 701 руб. 30 коп.

Муниципальное унитарное предприятие "Коммунальник" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Отделу образования администрации Тамбовского района Амурской области о взыскании задолженности по договорам на подачу, принятие и оплату тепловой энергии на отопительный сезон 2007-2008 гг., на оказание услуг по обслуживанию санитарно-технических устройств и электрических сетей, а также по представлению льгот на жилищно-коммунальные услуги учителям и воспитателям в соответствии с Законом Амурской области N 99-ОЗ от 05.12.2005 "О социальной поддержке граждан отдельных категорий".

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов РФ, УФК по Амурской области, Министерство финансов Амурской области, Финансовое управление администрации Тамбовского района.

Определением суда от 11.06.2008 в отдельное производство выделены требования о взыскании задолженности по договорам на подачу, принятие и оплату тепловой энергии за отопительный сезон 2007-2008 гг. N 2, N 3 от 09.01.2007 и N 6 от 02.03.2007 на оказание услуг по обслуживанию санитарно-технических устройств и электрических сетей.

Требования о взыскании убытков, связанных с предоставлением льгот педагогическим работникам по договорам об оказании услуг по предоставлению льгот на жилищно-коммунальные услуги в соответствии с Законом Амурской области N 99-ОЗ от 05.12.2005 "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" в размере 85 701 руб. 30 коп. рассмотрены судом в рамках настоящего дела.

Решением суда от 24.09.2008 в иске к Отделу образования администрации Тамбовского района отказано. С Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу МУП «Коммунальник» взысканы убытки в сумме 85 701 руб. 30 коп. за период 2007 года.

В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Законность принятого по делу судебного акта проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 274, 284 Арбитражного процессуального кодекса РФ по кассационной жалобе Министерства финансов РФ в лице УФК по Амурской области.

По мнению заявителя кассационной жалобы, компенсация расходов организациям, предоставляющим жилищно-коммунальные услуги, должна осуществляться за счет средств областного бюджета.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.

Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела и установлено судом, истец во исполнение договоров об оказании услуг по предоставлению льгот на жилищно-коммунальные услуги от 01.07.2007 N3, N4, заключенных с Отделом образования администрации Тамбовского района, предоставил работникам образования льготы по оплате за оказанные жилищно-коммунальные услуги.

Невозмещение государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления данных расходов истца явилось основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.

В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" пенсионеры и педагогические работники образовательных учреждений имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

При этом в соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах жилищной политики" и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" от 06.05.2003 N 52-ФЗ (статья 2) размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов РФ и учитываются в межбюджетных отношениях.

При рассмотрении спора арбитражный суд правомерно, руководствуясь вышеназванными законами, с учетом действующего в спорный период законодательства о разграничении расходных полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ, исходил из того, что финансовое обеспечение предоставления льгот педагогическим работникам должно осуществляться за счет субвенций из федерального бюджета.

Согласно пункту 1 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действующей с 01.01.2005) расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации при осуществлении полномочий по предметам ведения субъектов Федерации и по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Между тем, статья 26.3 названного Федерального закона не относит к полномочиям субъекта РФ, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта РФ, финансирование расходов в связи с предоставлением педагогическим работникам в сельской местности льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.

В связи с этим финансирование рассматриваемых льгот, исходя из положений статьи 84 БК РФ как обязательство, возникшее в результате принятия Федерального закона при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, относится к расходным обязательствам Российской Федерации.

В силу пункта 7 статьи 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также по предметам совместного ведения субъектов РФ и Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 названной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов РФ федеральными законами. При этом финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов РФ, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.

При этом судом установлено, что из федерального бюджета в 2007 году денежные средства на компенсацию спорных расходов субъекту РФ не предоставлялись.

Довод заявителя кассационной жалобы о том, что финансирование расходов на возмещение педагогическим работникам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг предусмотрено за счет средств областного бюджета, судом кассационной инстанции не может быть принят во внимание, поскольку указанные обстоятельства не являются основанием для освобождения Российской Федерации от исполнения ее собственных бюджетных обязательств.

Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Амурскую область в спорный период финансовыми средствами в полном объеме, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки, связанные с предоставлением льгот педагогическим работникам, в размере 85 701 руб. 30 коп. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.

Исходя из изложенного, оснований для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 25.09.2008 по делу N А04-1921/08-6/104 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

     Председательствующий
В.А.Гребенщикова
Судьи
Н.А.Комиссарова
О.В.Цирулик

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка