ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 09 февраля 2009 года Дело N Ф03-130/2009

N Ф03-130/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 09 февраля 2009 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

Председательствующего: В.А.Гребенщиковой Судей: Н.А.Комиссаровой, О.Г.Красковской при участии

от заявителя: Чикислов И.Ю. - представитель по доверенности от 29.01.2009 б/н

от ответчика: Инчагов А.Д. - представитель по доверенности от 11.01.2009 N1 рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Камчатского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора на решение от 18.11.2008

по делу N А24-4417/2008 Арбитражного суда Камчатского края Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья К

.Ю. Иванушкина По заявлению Камчатского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора

к муниципальному унитарному предприятию Петропавловск-Камчатского городского округа «Петропавловский водоканал» о взыскании задолженности по обязательным платежам по плате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 21 326 443 руб. 28 коп.

Камчатское межрегиональное управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о взыскании с муниципального унитарного предприятия Петропавловск-Камчатского городского округа «Петропавловский водоканал» 21 326 443 руб. 28 коп. задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за декабрь 2007 года и 1 квартал 2008 года.

В обоснование своих требований Управление ссылается на статьи 1, 2, 3, 14, 16, 19, 22, 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Постановление Правительства Российской Федерации о т 28.08.1992 N 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия»; Постановление Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления»; Приказы Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» и от 08.06.2006 N 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду».

Решением от 18.11.2008 в удовлетворении иска Камчатскому межрегиональному управлению Ростехнадзора отказано в полном объеме. Судебный акт мотивирован отсутствием в спорный период нормативных актов, устанавливающих порядок расчета величин нормативов предельно допустимого сброса загрязняющих веществ МУП «Петропавловский водоканал», а также невозможностью получения ответчиком в установленном законом порядке разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты.

Кроме того, суд счел не подлежащими применению к рассматриваемым правоотношениям пунктов 5, 6 Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 N632.

В апелляционном суде дело не рассматривалось.

Обратившись в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой на принятое по делу решение, Камчатское межрегиональное управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора в своей кассационной жалобе просит его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении иска.

В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что судом неправильно применены и нарушены нормы материального права.

В судебном заседании кассационной инстанции представитель Управления Ростехнадзора поддержал доводы жалобы в полном объеме.

Представитель МУП «Петропавловский водоканал» выразил согласие с принятым по делу решением, полагая его законным и обоснованным.

Рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность обжалуемого судебного акта, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа находит его подлежащим отмене.

Как видно из материалов дела, созданное в порядке реорганизации в июле 2007 года МУП «Петропавловский водоканал» согласно Уставу осуществляет хозяйственную деятельность по сбору, очистке, распределению воды, удалению сточных вод и отходов, приему, транспортировке, очистке сточных вод и загрязняющих веществ на канализационных сетях и др.

24.01.2008 и 21.04.2008 в адрес Управления Ростехнадзора от ответчика поступили расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за декабрь 2007 года на сумму 200 230 руб. 84 коп. (т. 2 л.д. 85-94) и за 1 квартал 2008 года на сумму 698 254 руб. 06 коп. (т. 2 л.д. 75-84).

В соответствии с откорректированным расчетом истца задолженность МУП «Петропавловский водоканал» определена: за декабрь 2007 год - 4 951 500 руб. 39 коп., за 1 квартал 2008 - 17 273 419 руб. 90 коп.

В связи с тем, что ответчик перечислил 200 222 руб. 95 коп. за декабрь 2007 года и 698 254 руб. 06 коп. за 1 квартал 2008 года платежными поручениями N 25 от 22.01.2008, N 11 от 21.05.2008, N 472 от 14.07.2008, N 537 от 17.07.2008 и задолженность по расчету истца составила 21 326 443 руб. 28 коп., последний обратился с настоящим иском в арбитражный суд.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным.

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду согласно пункту 3 названного Закона устанавливается законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который в соответствии с пунктом 1 распространяется на организации, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием.

Пунктами 2, 5, 6 названного постановления установлены правила определения платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в пределах допустимых нормативов (лимитов); за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды; за загрязнение природной среды при отсутствии у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов.

Наличие у природопользователя разрешения на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) является требованием природоохранного законодательства.

Определением Конституционного суда РФ от 10.12.2002 N284-О Постановление Правительства РФ от 28.08.1992 N632 признано не противоречащим Конституции РФ и подлежащим применению.

Ответчик, осуществляющий хозяйственную деятельность, связанную с загрязнением окружающей среды, обязан соблюдать установленный порядок внесения соответствующих платежей.

В процессе рассмотрения спора суд установил, что в период с 01.12.2007 вплоть до 13.06.2008 отсутствовала Методика разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, а также не были введены в действие Методические указания по разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты, разработанные в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N881 «О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты».

Данные обстоятельства суд расценил как невозможность для ответчика получить разрешение на сброс загрязняющих веществ и признал не подлежащими применению к спорным правоотношения пункты 5, 6 Порядка определения платы.

При этом суд не сослался на какой-либо нормативный правовой акт, приостанавливающий в спорный период действие пунктов 5, 6 Порядка определения платы и предписывающий природопользователям осуществление платежей за загрязнение только в пределах допустимых нормативов.

Произведенные МУП «Петропавловский водоканал» платежи за декабрь 2007 года и 1 квартал 2008 года суд, в противоречие своей позиции о невозможности расчета нормативов ПДС в этот период, принял без исследования и оценки вопроса о примененной ответчиком методике такого расчета.

Таким образом, МУП «Петропавловский водоканал», хозяйственная деятельность которого осуществляется в порядке правопреемства от МУП «Горводоканал», освобождено от исполнения части предписаний Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 N632 в спорный период без какого-либо правового обоснования.

Суд не исследовал возможность исполнения ответчиком пунктов 5, 6 Порядка определения платы в предложенном истцом варианте. Мотивировочная часть решения в нарушение статьи 170 АПК РФ не содержит мотивов, по которым не были приняты ссылки Камчатского управления Ростехнадзора, на возможность определения нормативных объемов сбросов загрязняющих веществ на основании Постановления Правительства РФ от 03.08.1992 N545, а также Методики расчета ПДС веществ в водные объекты, разработанной ВНИИВО.

Поэтому суду при новом рассмотрении спора необходимо установить фактически существовавший с декабря 2007 года до 13.06.2008 порядок разработки и утверждения нормативов сбросов загрязняющих веществ в водные объекты и рассмотреть спор по существу заявленного требования с определением всех необходимых данных и подлежащей взысканию с ответчика платы за загрязнение природной среды в соответствии с требованиями действующего Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 N632.

В дополнительном исследовании и оценке нуждаются также и обстоятельства определения размера платы МУП «Петропавловский водоканал» за размещение отходов производства и потребления.

Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 18.11.2008 по делу NА24-4417/2008 Арбитражного суда Камчатского края отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же арбитражный суд.

     Председательствующий
В.А.Гребенщикова
Судьи
Н.А.Комиссарова
О.Г.Красковская

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка