• по
Более 54000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 02 июля 2009 года Дело N Ф03-3032/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 02 июля 2009 г.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

Председательствующего: Барбатова А.Н. Судей: Карпушиной Т.Н., Саранцевой М.М. при участии

от истца: Федорова О.В., представитель по доверенности от 17.10.2008 N 01-22/1353

от ответчиков: от Хабаровского краевого ФОМС - Потарева С.В., представитель по доверенности от 30.12.2008 N 91-08; от Министерства финансов РФ - представитель не явился от третьего лица: представитель не явился рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ на решение от 19.01.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2009

по делу N А73-12163/2008 Арбитражного суда Хабаровского края Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Жолондзь Ж.В., в апелляционном суде судьи Гричановская Е.В., Балинская И

.И., Малышева Л.Г. По иску муниципального учреждения здравоохранения «Городская поликлиника N 15» к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, Хабаровскому краевому фонду обязательного медицинского страхования третье лицо: Федеральный фонд обязательного медицинского страхования о взыскании 672 324 руб. 53 коп. убытков

Муниципальное учреждение здравоохранения «Городская поликлиника N 15» (далее - медицинское учреждение) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ (с учетом замены ответчика определением суда от 12.01.2009) и Хабаровскому краевому фонду обязательного медицинского страхования (далее - Хабаровский краевой ФОМС) о взыскании 672 324 руб. 53 коп. убытков, возникших у истца вследствие выполнения им Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28.07.2005 N 461 (далее - Программа).

Иск обоснован тем, что при выполнении в 2006 году государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи в соответствии с Программой и заключенным с Хабаровским краевым ФОМС договором от 13.01.2006 медицинское учреждение выплачивало врачам и медсестрам дополнительную надбавку к заработной плате в размерах, предусмотренных пунктом 4 статьи 9 ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год» и Постановлением Правительства РФ от 30.12.2005 N 851. В связи с выплатой указанных надбавок истец на основании статьи 139 Трудового кодекса РФ и Постановления Правительства РФ от 11.04.2003 N 213 произвел перерасчет средней заработной платы за период отпусков медицинских работников в 2006 году на спорную сумму. Поскольку в 2006 году средства на финансирование названных расходов истцу не поступали, то такие расходы в размере 672 324 руб. 53 коп. представляют для истца реальный ущерб и подлежат взысканию с ответчиков на основании статей 15, 16, 1069 ГК РФ.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Решением суда первой инстанции от 19.01.2009, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2009, иск удовлетворен полностью за счет средств казны Российской Федерации. В иске к Хабаровскому краевому фонду обязательного медицинского страхования отказано.

Судебные акты мотивированы тем, что финансовое обеспечение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи является расходным обязательством Российской Федерации, однако органы государственной власти Российской Федерации не определили источник финансирования дополнительных расходов медицинского учреждения, связанных с увеличением размера среднего заработка медицинских работников по причине выплаты им надбавок к заработной плате за выполнение государственного задания в рамках Программы, в связи с чем такие расходы подлежат возмещению за счет средств казны Российской Федерации на основании статей 16, 1069, 1071 ГК РФ.

В кассационной жалобе Министерство финансов РФ считает решение от 19.01.2009 и постановление от 31.03.2009 принятыми с нарушением норм материального и процессуального права, в связи с чем просит их отменить и принять новый судебный акт об отказе в иске к Российской Федерации.

В обоснование жалобы приведены доводы о неправильном применении судами статьи 1069 ГК РФ и об отсутствии оснований для возмещения убытков медицинского учреждения за счет средств казны Российской Федерации, поскольку не доказан факт противоправности действий (бездействия) Министерства финансов РФ, а также его вина в причинении истцу убытков.

В отзывах на кассационную жалобу МУЗ «Городская поликлиника N 15» и Хабаровский краевой ФОМС выражают несогласие с доводами Министерства финансов РФ, считают, что арбитражными судами правильно применены нормы материального и процессуального права, и предлагают оставить судебные акты в силе.

В судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции представители Министерства финансов РФ и Федерального фонда обязательного медицинского страхования, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, не явились.

Представители медицинского учреждения и Хабаровского краевого ФОМС возражали против удовлетворения жалобы по мотивам, изложенным в отзывах на нее.

Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность решения от 19.01.2009 и постановления от 31.03.2009, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что основания для их отмены отсутствуют.

Постановлением Правительства РФ от 28.07.2005 N 461 утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год.

Разделом IV Программы предусмотрено предоставление гражданам Российской Федерации за счет федерального бюджета дополнительной медицинской помощи на основе государственного задания, оказываемой медицинскими работниками определенных категорий, которым за выполнение государственного задания устанавливается надбавка к заработной плате в размерах, предусмотренных пунктом 4 статьи 9 Федерального закона «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год» и Постановлением Правительства РФ от 30.12.2005 N 851.

Арбитражными судами установлено, что во исполнение названной Программы 13.01.2006 между МУЗ «Городская поликлиника N 15» и Хабаровским краевым ФОМС заключен договор о выполнении медицинским учреждением государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи в соответствии с Программой, по условиям которого Хабаровский краевой ФОМС обязался финансировать расходы медицинского учреждения, связанные с выполнением указанного государственного задания в период действия договора с 01.01.2006 по 31.12.2006.

С учетом указанного договора между медицинским учреждением и его медицинским персоналом (врачами, медсестрами) заключены дополнительные соглашения к трудовым договорам, по которым медицинское учреждение приняло на себя обязательства выплачивать в 2006 году ежемесячные надбавки к заработной плате, предусмотренные пунктом 4 статьи 9 ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год» и Постановлением Правительства РФ от 30.12.2005 N 851, за выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи.

В связи с выплатой медицинскому персоналу указанных надбавок истец на основании статьи 139 Трудового кодекса РФ произвел перерасчет средней заработной платы за период отпусков медицинских работников в 2006 году, в результате чего у него возникла необходимость в дополнительных расходах на сумму 672 324 руб. 53 коп.

Недофинансирование медицинского учреждения на указанную сумму явилось основанием для его обращения в арбитражный суд с настоящим иском.

Арбитражными судами установлено, что исковые требования истца обусловлены увеличением размера среднего заработка медицинских работников за время очередных отпусков в связи с выплатой предусмотренных Программой надбавок и обязанностью истца как работодателя предоставить своим работникам гарантии, установленные статьей 114 и частью 4 статьи 139 Трудового кодекса РФ.

Наряду с этим суды первой и апелляционной инстанций установили, что в составе субвенций, перечисленных истцу Хабаровским краевым ФОМС в 2006 году, не были предусмотрены средства на возмещение расходов медицинского учреждения, связанных с увеличением среднего заработка медицинских работников за период отпусков, что привело к возникновению у истца реальных убытков в заявленном размере.

Удовлетворяя требования истца за счет казны Российской Федерации, арбитражные суды исходили из того, что в спорный период средства на финансирование данного вида расходов из федерального бюджета не поступали и законодательно не был определен источник финансирования дополнительных расходов медицинского учреждения, связанных с увеличением средней заработной платы медицинских работников при выполнении ими государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи.

При этом судами первой и апелляционной инстанций принято во внимание, что согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год» финансовое обеспечение государственного задания в соответствии с Программой является расходным обязательством Российской Федерации.

При таких обстоятельствах возникшие у истца расходы, явившиеся следствием бездействия органов государственной власти Российской Федерации, не определивших своевременно источник финансирования дополнительных расходов медицинского учреждения, обоснованно квалифицированы судами обеих инстанций как убытки медицинского учреждения и в соответствии со статьями 16, 1069, 1071 ГК РФ взысканы в его пользу с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.

Выводы арбитражных судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела, имеющимся в деле доказательствам и подлежащим применению нормам материального права.

Доводы заявителя кассационной жалобы о нарушении арбитражными судами статьи 1069 ГК РФ судом кассационной инстанции отклоняются как необоснованные.

Как правильно указано в судебных актах, убытки истца возникли вследствие бездействия органов государственной власти Российской Федерации, своевременно не определивших источник финансирования расходов медицинского учреждения, связанных с выполнением Программы, поэтому взыскание спорной суммы с Российской Федерации на основании статьи 1069 ГК РФ является правомерным.

С учетом этого доводы Министерства финансов РФ об отсутствии доказательств его вины и противоправности его действий (бездействия) в причинении убытков истцу в данном случае не имеют правового значения, поэтому во внимание не принимаются.

Поскольку нарушений норм материального и процессуального права судом первой инстанции и апелляционным судом не допущено, то решение от 19.01.2009 и постановление от 31.03.2009 не подлежат отмене, а кассационная жалоба - удовлетворению.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

П О С Т А Н О В И Л :

Решение от 19.01.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2009 по делу N А73-12163/2008 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
А.Н.Барбатов
Судьи
Т.Н.Карпушина
М.М.Саранцева

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А73-12163/2008
Ф03-3032/2009
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
Дата принятия: 02 июля 2009

Поиск в тексте