ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 ноября 2009 года Дело N Ф03-6381/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 20 ноября 2009 г.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

в составе: Председательствующего: С.Е. Лобаря Судей: О.П. Дружиной, С.Н. Новиковой при участии

от истца: Ф.А.Мацыга, главный специалист-эксперт по доверенности от 16.09.2009 N23 рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Тернейского рыболовецкого потребительского общества на решение от 20.04.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2009

по делу N А51-11464/2008 Арбитражного суда Приморского края Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья В.А.Скокленева; в апелляционном суде дело рассматривали судьи: Л.Ю.Ротко, Т.А.Ап

пакова, С.В.Шевченко По иску Департамента финансов Приморского края к Тернейскому рыболовецкому потребительскому обществу о взыскании 257 073 руб. 73 коп.

Департамент финансов Приморского края (далее - Департамент) обратился с иском в Арбитражный суд Приморского края к Тернейскому рыболовецкому потребительскому обществу (далее - потребительское общество) о взыскании 257 073 руб. 73 коп. основного долга по платежам за 2005 - 2008 гг. задолженности по централизованным кредитам и процентам по ним, погашенным с корреспондентских счетов коммерческих банков без уплаты средств заемщиками, организаций, осуществляющих завоз (хранение и реализацию) продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности (с учетом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ).

Решением арбитражного суда от 20.04.2009, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2009, исковые требования удовлетворены в полном объеме.

В кассационной жалобе потребительское общество просит судебные акты отменить и дело направить на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.

В обоснование жалобы заявитель ссылается на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, на неправильное применение норм материального (ст. 200 ГК РФ) и процессуального (ст. 49 АПК РФ) права. Считает, что суд неправомерно удовлетворил ходатайство об изменении исковых требований.

По мнению заявителя, суд сделал неправильный вывод о том, что письмо Центрального Банка Российской Федерации N25-2-43 от 30.03.2009 имеет доказательственное значение, в части подтверждения факта переоформления долга ответчика по централизованному кредиту и переходу права требования долга истцу. Указывает на необоснованность вывода суда о том, что платежными поручениями истец свои денежные обязательства по соглашению от 06.09.1995 исполнил надлежащим образом. Кроме того, считает, что суд не применил, подлежащее применению положения Бюджетного кодекса Российской Федерации, а истец не представил доказательств, предоставления отсрочки исполнения обязательств и изменения порядка погашения задолженности.

Также ссылается на ошибочность вывода суда о том, что течение исковой давности следует исчислять ни по окончании срока исполнения, указанного в долговом обязательстве, а в соответствии со статьей 66 Федерального закона от 27.12.2000 N150-ФЗ «О федеральном бюджете на 2001 год».

В отзыве и судебном заседании представитель Департамента выразил несогласие с доводами кассационной жалобы, просил оставить судебные акты без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Тернейское рыболовецкое потребительское общество, надлежащим образом извещенное о месте и времени судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание кассационной инстанции не обеспечило.

Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для их отмены, предусмотренных в статье 288 АПК РФ.

Удовлетворяя исковые требования, судебные инстанции исходили из следующего.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.04.1995 N46-ФЗ «О переоформлении задолженности по централизованным кредитам и начисленным по ним процентам организаций агропромышленного комплекса, а также организаций, осуществляющих завоз (хранение и реализацию) продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности» (далее - Закон от 24.04.1995 N 46-ФЗ) в целях стабилизации финансового состояния организаций агропромышленного комплекса, организаций потребительской кооперации, а также организаций, осуществляющих завоз (хранение и реализацию) продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, не имеющая источников возврата задолженность по состоянию на 1 апреля 1995 года по централизованным кредитам, предоставленным в 1992 - 1994 годах, и процентам по ним сельскохозяйственных организаций всех форм собственности и других организаций агропромышленного комплекса, организаций потребительской кооперации, которые не были рассрочены в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 декабря 1994 года N 2218, в общей сумме до 18 трлн. рублей, а также задолженность по процентам за централизованные кредиты организаций, осуществляющих завоз (хранение и реализацию) продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в сумме до 5 трлн. рублей переоформляется в государственный внутренний долг Российской Федерации.

Указанная в статье 1 данного Федерального закона задолженность переоформляется в задолженность указанных там же организаций Министерству финансов Российской Федерации и относится на государственный внутренний долг Российской Федерации путем выдачи Министерством финансов Российской Федерации Центральному банку Российской Федерации векселей со сроками погашения в течение 10 лет начиная с 1998 года ежегодно равными долями с уплатой 10 процентов годовых под соответствующие гарантии субъектов Российской Федерации (ст. 2 Закона от 24.04.1995 N 46-ФЗ).

Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 06.05.1995 N09-02-02 «О переоформлении задолженности по централизованным кредитам и начисленным по ним процентам» установлен порядок переоформления задолженности по централизованным кредитам, согласно которому переоформление задолженности осуществляется на основании принимаемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации решений по перечислению конкретных ссудозаемщиков под соответствующую гарантию субъектов Российской Федерации и получения долговых обязательств от каждого конкретного ссудозаемщика.

Соглашением от 06.09.1995, заключенным между Министерством финансов Российской Федерации и администрацией Приморского края на основании Закона от 24.04.1995 N46-ФЗ, администрация Приморского края переоформила на себя обязательства организаций, осуществляющих завоз (хранение и реализацию) продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местности, расположенных на территории Приморского края, по централизованным кредитам, предоставленным в 1993 - 1994гг., и процентам по ним, не имеющим источников возврата задолженности.

Администрация Приморского края в свою очередь гарантировала Министерству финансов Российской Федерации за счет средств краевого бюджета уплату в течение 8 лет, начиная с 1998 года, средств, необходимых для погашения и обслуживания государственного внутреннего долга, образовавшегося в связи с переоформлением задолженности организаций по централизованным кредитам и процентам по ним (п.п. 1.1, 2.1 соглашения).

Судом установлено, что платежными поручениями N 4332 от 18.07.2006, N 2727 от 11.11.2008 истец свои денежные обязательства по соглашению от 06.09.1995 исполнил надлежащим образом.

В этой связи отклоняется довод жалобы о том, что платежными поручениями истец свои денежные обязательства по соглашению от 06.09.1995 не исполнил надлежащим образом, поскольку направлен на переоценку доказательств и выводов арбитражного суда.

Перечни организаций, в отношении которых подлежит переоформлению задолженность, и реестр долговых обязательств, где указано Тернейское рыболовецкое потребительское общество с суммой долгового обязательства 65 млн. руб., 122,7 млн. руб., 204,4 млн. руб., утверждены постановлениями администрации Приморского края N313 от 22.06.1995 «О переоформлении задолженности по централизованным кредитам и начисленным по ним процентам организаций, осуществляющих завоз (хранение и реализацию) продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности», N139 от 16.02.1996 «О внесении изменений в постановление администрации края от 28.07.1995 N392 «О переоформлении задолженности по централизованным кредитам и процентам по ним, погашенным с корреспондентских счетов коммерческих банков без уплаты средств заемщиками, организаций, осуществляющих завоз (хранение и реализацию) продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности».

Судом установлено, что потребительское общество по обязательству от 09.12.1994 обязалось уплатить финансовому органу администрации Приморского края в течение 10 лет, начиная с 1995 года, 65 000 000 неденоминированных рублей, а также по обязательствам от 16.06.1995, данному администрации Приморского края, приняло на себя обязанность уплатить в течение 10 лет и 8 лет, начиная с 1998 года, 204 444 400 неденоминированных рублей и 122 666 200 неденоминированных рублей соответственно.

Таким образом, исследовав представленные в дело доказательства, и дав им оценку в соответствии со статьей 71 АПК РФ, а также, установив, что вышеуказанные документы, подтверждают переоформление долга ответчика по централизованному кредиту и переход права требования долга к Департаменту, суд сделал обоснованный вывод об удовлетворении иска на сумму долга в соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 26.03.1998 N42-ФЗ «О федеральном бюджете на 1998 год», Федеральным законом от 27.12.2000 N150-ФЗ «О федеральном бюджете на 2001 год», а также с учетом дополнительного соглашения N 2 от 08.11.2001 к соглашению от 06.09.1995, заключенного между Министерством финансов Российской Федерации и администрацией Приморского края, судом установлено, что потребительское общество должно вернуть Департаменту переоформленную сумму долга в размере 385 610 руб. 60 коп. с учетом частичного исполнения в течение 2005 - 2010 гг. равными долями, то есть в течение 6 лет по 64 268 руб. 43 коп. в год.

По существу доводы жалобы направлены на переоценку установленных и исследованных арбитражным судом обстоятельств дела, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не отнесено к полномочиям суда кассационной инстанции.

Выводы суда сделаны на основе всестороннего и полного исследования доказательств по делу, с правильным применением норм материального права.

Нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.

При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 20.04.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2009 по делу NА51-11464/2008 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
С.Е.Лобарь
Судьи
О.П.Дружина
С.Н.Новикова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка