ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 июля 2010 года Дело N Ф03-4593/2010

Резолютивная часть постановления от 14 июля 2010 г.

Полный текст постановления изготовлен 15 июля 2010 г.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

в составе: Председательствующего: В.М.Голикова Судей: И.С.Панченко, О.Н.Трофимовой при участии

от ЗАО компания «Ивнинг Стар» - представитель не явился;

от Северо-Восточного территориального управления Федерального агентства по рыболовству - представитель не явился;

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Северо-Восточного территориального управления Федерального агентства по рыболовству на решение от 26.01.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2010

по делу N А24-5629/2009 Арбитражного суда Камчатского края

дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Д.Н.Довгалюк; в суде апелляционной инстанции судьи: Н.В.Алферова, З.Д.

Бац, Е.Л.Сидорович по заявлению закрытого акционерного общества компания «Ивнинг Стар»

к Северо-Восточному территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности

Закрытое акционерное общество компания «Ивнинг Стар» (далее - ЗАО «Ивнинг Стар», общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании незаконным постановления Северо-Восточного территориального управления Федерального агентства по рыболовству (далее - управление, административный орган) от 25.11.2009 по делу об административном правонарушении N 005714, которым общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 150 000 руб.

Решением суда от 26.01.2010, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2010, заявленные требования удовлетворены ввиду установленных арбитражным судом существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности.

В кассационной жалобе Северо-Восточное территориальное управление Федерального агентства по рыболовству просит принятые по делу судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрении.

Заявитель жалобы полагает, что выводы судов о ненадлежащем извещении общества о времени и месте рассмотрения материалов административного дела ошибочны, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, положениям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, их официальному нормативному толкованию и сложившейся судебной практике.

Ссылаясь на нормативные положения пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»; постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», заявитель жалобы считает, что управление не нарушило процедуру привлечения ЗАО «Ивнинг Стар» к административной ответственности, поскольку в материалах дела имеются доказательства, свидетельствующие о надлежащем извещении общества о дате изменения рассмотрения дела об административном правонарушении, а именно: отчет о переданном факсе на принадлежащий последнему номер от 27.10.2009.

Общество в отзыве на кассационную жалобу доводы административного органа отклонило, указывая на их несостоятельность, просило оставить принятые по делу судебные акты без изменения как законные и обоснованные.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы явку своих представителей для участия в судебное заседание не обеспечили.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.

Как видно из материалов дела, постановлением Северо-Восточного территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 25.11.2009 N 005714 ЗАО «Ивнинг Стар» привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 8.37 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 150 000 руб.

Основанием для привлечения общества к административной ответственности послужило нарушение последним частей 1,3,6 статьи 29.1, части 1 статьи 34, частей 1, 4 статьи 43.1 Федерального закона Российской Федерации от 20.12.2004 N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»; пункта 31.1 «Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна», утвержденных Приказом Росрыболовства от 27.10.2008 N 272; пунктов 5, 6, 7, 7.1, 7.2, 7.3, 7.4 Приказа Росрыболовства от 04.03.2009 N 167 «Об утверждении Порядка деятельности комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб», решений Комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб в Камчатском крае, утвержденных СВТУ Росрыболовства и оформленных протоколами заседания Комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб в Камчатском крае от 30.09.2008 N 24; от 27.05.2009 N 2; от 23.06.2009 N 7; от 08.07.2009 N 12; от 21.07.2009 N 16; от 27.07.2009 N 18; от 30.07.2009 N 20; от 19.08.2009 N 26, выразившееся в добыче обществом в период с 12.06.2009 по 29.06.2009 чавычи, горбуши и нерки в запретные сроки, без разрешения, а также с превышением объемов добычи нерки и чавычи, указанных в выданных обществу позднее разрешениях.

Постановление административного органа от 25.11.2009 N 005714 оспорено обществом в арбитражный суд, который на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и правомерно удовлетворил заявленные требования. Выводы суда поддержаны апелляционным судом.

В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется такое дело. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Выполнение указанных требований при рассмотрении дела об административном правонарушении направлено на соблюдение гарантий защиты прав лица, привлекаемого к ответственности.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 10 постановления от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Установленный законом порядок применения административного взыскания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.

Суды установили и материалами дела подтверждается, что дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствие законного представителя общества. Кроме того, на дату составления процессуального документа административный орган не располагал достаточными сведениями о надлежащем извещении законного представителя юридического лица. Уведомление о вручении определения от 10.11.2009 об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении на 25.11.2009 на 15 час. 00 мин. получено обществом лишь 25.11.2009, то есть в день рассмотрения дела об административном правонарушении, и вернулось в административный орган 04.12.2009. Представленные в материалы дела отчеты об отправке факса от 27.10.2009, обоснованно не приняты судами в данном случае в качестве доказательств надлежащего извещения общества о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении в силу того, что не указана фамилия лица, принявшего сообщение, а информация о содержании данного факса отсутствует. ЗАО «Ивнинг Стар», в свою очередь, отрицает факт получения определения уполномоченным лицом по факсу.

Отклоняя как несостоятельный довод заявителя жалобы о том, что перед началом рассмотрения дела об административном правонарушении в управление прибыл защитник Дермелев С.С., действующий на основании доверенности на право представления интересов общества, что, по мнению управления, подтверждает факт надлежащего извещения общества о рассмотрении административного дела 25.11.2009, арбитражный суд правомерно указал на неподтверждение данного довода надлежащими доказательствами и отрицание его обществом.

При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о несоблюдении Северо-Восточным территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству порядка привлечения ЗАО «Ивнинг Стар» к административной ответственности, расценив допущенное управлением процессуальное нарушение как существенное, что не позволило последнему всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.

Данный вывод судов основан на полном исследовании представленных в дело доказательств и переоценке в суде кассационной инстанции не подлежит в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для удовлетворения жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

П О С Т А Н О В И Л:

решение от 26.01.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2010 по делу N А24-5629/2009 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
В.М.Голиков
Судьи
И.С.Панченко
О.Н.Трофимова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка