• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 06 августа 2010 года Дело N А24-650/2010

N Ф03-5574/2010

Резолютивная часть постановления от 04 августа 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 06 августа 2010 г.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

Председательствующего: Котиковой Г.В. Судей: Брагиной Т.Г., Филимоновой Е.П. при участии

от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Камчатскому краю - представитель не явился;

от отделения по г.Петропавловску-Камчатскому Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю - представитель не явился;

от третьего лица: Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад N 7 комбинированного вида» - представитель не явился; рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

отделения по г.Петропавловску-Камчатскому Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю на решение от 22.03.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2010

по делу N А24-650/2010 Арбитражного суда Камчатского края

Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Бляхер О.Н., в суде апелляционной инстанции судьи: Сидорович Е.Л., Симоно

ва Г.А., Солохина Т.А. По заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Камчатскому краю

к отделению по г.Петропавловску-Камчатскому Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю третье лицо: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад N 7 комбинированного вида» об оспаривании отказа от 17.02.2010

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Камчатскому краю (далее - Управление Роспотребнадзора по Камчатскому краю; заявитель) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании незаконным действия отделения по г.Петропавловску-Камчатскому Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю (далее - отделение), выразившегося в отказе в принятии к исполнению постановления по делу об административном правонарушении в отношении муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад N 7 комбинированного вида».

Определением от 27.02.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад N 7 комбинированного вида».

Решением суда от 22.03.2010, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2010, требование удовлетворено, отказ отделения признан недействительным как несоответствующий Бюджетному кодексу РФ. Кроме того, суд обязал отделение устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю.

Не согласившись с решением суда первой и постановлением суда апелляционной инстанций, отделение подало кассационную жалобу, в которой просит их отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права и принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы, ссылаясь на нормы Бюджетного кодекса РФ, указывает на ошибочность выводов судов, считая, что постановление административного органа по делу об административном правонарушении не является документом, на основании которого осуществляется обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, однако явку своих представителей в судебное заседание кассационной инстанции не обеспечили.

Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции оснований для отмены обжалуемых судебных актов не находит.

Как следует из материалов дела, 02.10.2009 вынесено постановление N 099103 о привлечении муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад N 7 комбинированного вида» к административной ответственности, предусмотренной статьи 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде штрафа в размере 10 000 руб. Вышеуказанное постановление не оспорено, вступило в законную силу и было направлено Управлением Роспотребнадзора по Камчатскому краю в службу судебных приставов.

20.01.2010 судебным приставом-исполнителем отказано в возбуждении исполнительного производства, поскольку должник является бюджетополучателем, в отношении которого установлен особый порядок взыскания.

Заявитель 05.02.2010 предъявил постановление к исполнению в отделение, в котором у муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад N 7 комбинированного вида» открыт лицевой счет.

Письмом от 17.02.2010 N 38-02-06/229 постановление возвращено в адрес Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю без исполнения с указанием на то, что постановление не является исполнительным документом, предусмотренным Бюджетным кодексом Российской Федерации, на основании которого орган Федерального казначейства может обратить взыскание на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Не согласившись с действиями отделения, Управление Роспотребнадзора по Камчатскому краю обратилось в суд с настоящим заявлением.

Судебные инстанции, удовлетворяя требования административного органа, правомерно исходили из следующего.

В соответствии со статьей 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Статьей 7 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами на основании исполнительных документов, указанных в статье 12 названного Закона, пунктом 6 которой судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях отнесены к исполнительным документам.

В статье 239 Бюджетного кодекса РФ указано, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта в соответствии с главой 24.1 Кодекса.

Порядок исполнения постановлений административных органов по делам об административных правонарушениях о взыскании с бюджетной системы штрафов бюджетное законодательство не регулирует. Вместе с тем, взыскание с бюджетных учреждений административных штрафов только в судебном порядке законом не предусмотрено.

Анализ положений главы 23 КоАП РФ, относящих наложение административных взысканий не только к полномочиям судов, но и административных органов, а также пункт 5 статьи 32.2 КоАП РФ, который предусматривает бесспорный порядок исполнения решений административных органов, и статьи 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве", относящей постановления административных органов к исполнительным документам, позволяет сделать вывод о том, что перечисленные нормы являются специальными по отношению к главе 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В связи с этим кассационная инстанция считает правильным вывод судов о том, что в случае отсутствия у бюджетного учреждения счетов в банке или в другом кредитном учреждении соответствующий исполнительный документ, выдаваемый административным органом, подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Данный вывод согласуется с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение", согласно которым положения статей 239, 242.1, 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающие, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по обязательствам бюджетных учреждений производится по решению суда на основании направляемого в орган Федерального казначейства исполнительного листа, не могут расцениваться в качестве основания для отнесения к подведомственности арбитражных судов дел о привлечении бюджетных учреждений к административной ответственности за правонарушения, рассмотрение которых в соответствии с главой 23 КоАП РФ осуществляется административными органами.

Таким образом, выводы судов обеих инстанций об отсутствии у отделения оснований для возврата постановления административного органа являются правомерными.

Учитывая изложенное, доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.

Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

П О С Т А Н О В И Л:

решение от 22.03.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2010 по делу N А24-650/2010 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
судья
Котикова Г.В.
Судьи
Брагина
Т.Г.Филимонова
Е.П.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А24-650/2010
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
Дата принятия: 06 августа 2010

Поиск в тексте