ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 сентября 2010 года Дело N А73-14478/2009

N Ф03-6147/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 29 сентября 2010 г.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

в составе:

Председательствующего: В.М. Голикова Судей: И.С. Панченко, О.Н. Трофимовой при участии

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Хабаровскому краю - Комоликов А.А., представитель по доверенности от 06.08.2010 N03-31; Рудь В.И., представитель по доверенности от 11.01.2010 N03-31; Пискунова Е.А., представитель по доверенности от 11.01.2010 N03-26-1355

от Федерального государственного учреждения "Анастасьевская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации - Ложкин И.Г., представитель по доверенности от 19.05.2010 б/н

от Управления Дальневосточного военного округа - Быкова С.Н., представитель по доверенности от 01.03.2010 N29/97

от Главного правового управления МО РФ - Ложкин И.Г., представитель по доверенности от 05.02.2010 N156 а

от третьего лица: Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю - представитель не явился рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Хабаровскому краю на решение от 23.03.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2010

по делу N А73-14478/2009 Арбитражного суда Хабаровского края

дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Стёпина С.Д.; в суде апелляционной инстанции судьи: Балинская И.И., Сап

рыкина Е.И., Швец Е.А. по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Хабаровскому краю третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю

к Федеральному государственному учреждению "Анастасьевская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации; Министерству обороны Российской Федерации; Управлению Дальневосточного военного округа о взыскании 22 698 143, 11руб.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N3 по Хабаровскому краю (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с иском о взыскании с Федерального государственного учреждения "Анастасьевская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Анастасьевская КЭЧ, ответчик) 22 698 143,11 руб., составляющих недоимку по налогам в сумме 16 572 025 руб., пени в сумме 4 842 840,11 руб. и штраф в сумме 1 283 278 руб.

В качестве соответчиков по делу привлечены Министерство обороны РФ и Управление Дальневосточного военного округа. Третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю.

Решением от 23.03.2010 Арбитражный суд Хабаровского края требования инспекции удовлетворил частично, взыскав с Анастасьевской КЭЧ в бюджет недоимку по водному налогу в сумме 104348 руб., причитающиеся на указанную сумму пени, штраф, а также сумму пени, причитающуюся по налогу на доходы физических лиц.

В удовлетворении остальной части заявленных требований суд отказал.

Постановлением от 03.06.2010 Шестой арбитражный апелляционный суд изменил резолютивную часть решения суда первой инстанции, указав конкретные суммы пени и штрафов, подлежащих взысканию: по водному налогу - пени в сумме 13 768 руб., штраф - 2050 руб., по налогу на доходы физических лиц - пени в сумме 19 165, 83 руб.

В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Судебные акты мотивированы тем, что доначисление налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, пени и штрафов в заявленных суммах произведено неправомерно, поскольку в налогооблагаемую базу не подлежит включению оплата за жилищно-коммунальные услуги. Судом также указано, что ответчик в качестве юридического лица зарегистрирован лишь с 27.06.2010 и у него в проверенный период имелись убытки.

В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, предлагает указанные судебные акта отменить в части отказа во взыскании с ФГУ «Анастасьевская КЭЧ района» МО РФ недоимки по налогу на прибыль в сумме 2838461 руб., пени по данному налогу в сумме 630889 руб., налоговых санкций в сумме 67745 руб., а также недоимки по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 3380610, пени по данному налогу в сумме 56288 руб., налоговых санкций в сумме 25622 руб.

В отзыве на жалобу ФГУ «Анастасьевская КЭЧ района» МО РФ просит оставить эти судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.

Исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и выступлениях представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и находит обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, Межрайонной ИФНС N 3 проведена выездная налоговая проверка Анастасьевской КЭЧ по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты, удержания, перечисления налога на прибыль, налога на имущество, транспортного налога, единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2006 по 31.12.2007, налога на добавленную стоимость, водного налога, налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2006 по 30.09.2008, о чем составлен акт от 30.03.2009 N 6дсп.

Решением от 03.06.2009 N14-16/01/6545479 Межрайонная ИФНС N 3 привлекла Анастасьевскую КЭЧ к налоговой ответственности в виде штрафа в сумме 1 283 278 руб. Этим же решением начислены пени в сумме 5 227 939 руб. и предложено уплатить недоимку в сумме 17 108 511 руб.

На основании апелляционной жалобы Анастасьевской КЭЧ Управлением ФНС по Хабаровскому краю решением от 27.07.2009 N10-04-03/384/17009 изменила решение Межрайонной ИФНС N3 в части недоимки и пени. Сумма недоимки составила 16 572 025 руб., пени - 4 842 840,11 руб., штраф - 1 283 278 руб.

Требованием N1034 по состоянию на 31.07.2009 инспекция предложила Анастасьевской КЭЧ в срок до 16.08.2009 уплатить недоимку, пени, штраф.

Неоплата ответчиком указанных сумм недоимки, пени и штрафа послужила основанием для обращения Межрайонной ИФНС N 3 с иском в арбитражный суд.

При разрешении спора судом установлено, что согласно свидетельству о внесении записи в ЕГРЮЛ серии 27 N 000959242 Анастасьевская КЭЧ зарегистрирована в качестве юридического лица 05.02.2003 за основным государственным регистрационным номером 1032700248877.

По решению регистрирующего органа от 18.08.2005 государственный номер записи 2052700119965 указанная регистрация признана недействительной, что подтверждается свидетельством серии 27 N001389448.

Согласно свидетельству о внесении записи в ЕГРЮЛ серии 27 N001484554 Анастасьевская КЭЧ вновь зарегистрирована в качестве юридического лица 27.06.2007 за основным государственным регистрационным номером 1072720001375, ИНН 2720006112.

С учётом данных обстоятельств суд сделал правильный вывод об отсутствии у налогового органа основания для взыскания сумм недоимки по налогу на прибыль, пеней и штрафов за период с 2006 год по 27.06.2007.

Данный вывод суда основан на положениях статей 49, 51 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу которых правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи об его исключении из единого государственного реестра юридических лиц. Именно со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц согласно статье 19, подпункту 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) организации признаются налогоплательщиками, и на них возлагается обязанность уплачивать законно установленные налоги.

Рассмотрев сметы доходов и расходов Анастасьевской КЭЧ на 2007 год, представленный налогоплательщиком расчёт по налогу на прибыль за период с 27.06.2007 по 31.12.2007, суд пришёл к правильному выводу о наличии у Анастасьевской КЭЧ за указанный период убытков в сумме 148 983,90 руб.

Судом также установлено, что Анастасьевская КЭЧ является бюджетным учреждением Министерства обороны Российской Федерации и осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского Флота, введенным в действие Приказом Министра обороны СССР от 22.02.1977 N75.

Указом Президента Российской Федерации от 20.05.2004 N649 Министерство обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России) включено в структуру федеральных органов исполнительной власти

Согласно Положению о Минобороны России, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N1082, Минобороны России осуществляет полномочия по расквартированию и обустройству войск (сил), управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за министерством в соответствии с его назначением (подпункт 68 пункта 7 Положения).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2000 N221 к объектам военной инфраструктуры относятся специальные технологические комплексы, здания и сооружения, предназначенные для управления войсками, военные городки, производственные предприятия, общественные здания и сооружения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, обеспечивающих оборону и безопасность РФ.

Анастасьевской КЭЧ в оперативное управление переданы жилые дома, здания насосных станций, котельных, хлораторных, бойлерных и другие, предназначенные для достижения целей, определенных Положением о Минобороны России.

Согласно Положению о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского Флота общее руководство квартирно-эксплуатационной службой осуществляет КЭУ Министерства обороны РФ.

Установив, что предоставление жилищно-коммунальных услуг Анастасьевской КЭЧ осуществлено в рамках реализации исключительных полномочий Минобороны России - органа, входящего в систему органов государственной власти, суд, сославшись на подпункт 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ, сделал правильный вывод об отсутствии у налогового органа правовых оснований для обложения налогом на добавленную стоимость денежных средств, полученных за оказанные услуги, и обоснованно отказал инспекции в удовлетворении требований о взыскании недоимки по НДС, пени и штрафа.

Также правомерным является вывод суда о том, что содержание подразделений квартирно-эксплуатационной службы Минобороны за счет средств, поступающих от жилищно-коммунальных услуг, является формой финансирования и материально-технического обеспечения государственного органа исполнительной власти, применяемой наряду со сметно-бюджетным финансированием организаций Минобороны России.

Поскольку доводы, приведенные инспекцией в кассационной жалобе, не подтверждают неправильного применения судом апелляционной инстанции норм права, то в силу отсутствия оснований, предусмотренных пунктами 1 - 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановление суда апелляционной инстанции по настоящему делу отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

П О С Т А Н О В И Л:

постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2010 по делу NА73-14478/2009 Арбитражного суда хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
В.М.Голиков
Судьи
И.С.Панченко
О.Н.Трофимова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка