ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 октября 2010 года Дело N Ф03-6719/2010


[Суд отказал в удовлетворении требования о признании недействительным распоряжения ФАУГИ, руководствуясь ст.154 ФЗ N 122-ФЗ, поскольку спорный объект является федеральной собственностью и подлежит передаче органам местного самоуправления]
(Извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 5 октября 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе: ..., при участии: от заявителя: администрации города Хабаровска - Воронкова Е.Н., консультант консультативно-правового отдела, по доверенности от 23.04.2010 N 1.1.21-105; от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае - Подолякина О.С., специалист-эксперт контрольно-правового отдела, по доверенности от 26.01.2010 N 8юр/21/814.1-08, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Хабаровска на решение от 26.04.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2010 по делу N А73-3301/2010 Арбитражного суда Хабаровского края, дело рассматривали: в суде первой инстанции судья ..., в суде апелляционной инстанции судьи: ..., по заявлению администрации города Хабаровска о признании недействительным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае от 09.11.2009 N 1751, установил:

Администрация города Хабаровска (далее - администрация, орган местного самоуправления) обратилась в Арбитражный суда Хабаровского края с заявлением о признании недействительным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае (далее - ТУ ФАУГИ, управление) от 09.11.2009 N 1751 "О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования "Городской округ "Город Хабаровск".

В обоснование заявленных требований администрация указала на нарушение управлением действующего законодательства, а именно: положений пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - ФЗ от 22.08.2004 N 122-ФЗ), статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьи 273 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). В связи с чем полагала, что отсутствие ее согласия на принятие в собственность указанного в распоряжении здания, находящегося в неудовлетворительном состоянии, является нарушением прав и законных интересов органа местного самоуправления.

Решением суда от 26.04.2010, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2010, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, администрация обратилась в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.

В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на неправильное толкование судами части 11 статьи 154 ФЗ от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Обращает внимание на то, что законодательством (ст.ст.19, 92 ЖК РФ) допускается нахождение в федеральной собственности общежитий, поэтому в данном случае отсутствуют основания для передачи спорного объекта в муниципальную собственность.

Ссылаясь на определения Конституционного суда Российской Федерации от 07.12.2006 N 542-О, от 04.12.2007 N 828-О-П, считает, что возможность передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную возможна только при наличии волеизъявления органа местного самоуправления.

Полагает, что при издании оспариваемого распоряжения нарушены правила статьи 35 ЗК РФ и статьи 273 ГК РФ. Кроме того, администрация усматривает нарушение порядка передачи имущества и считает, что управление не обосновало причину невозможности нахождения спорного объекта в государственной собственности.

ТУ ФАУГИ отзыв на кассационную жалобу не представило.

В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель администрации поддержал доводы, изложенные в жалобе, представитель управления, возражая относительно них, просил в удовлетворении жалобы отказать.

Проверив законность принятых по делу судебных актов, с учетом доводов жалобы, выступлений в суде участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не установил предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены.

Как следует из материалов дела и установлено судами, в собственность муниципального образования "Городской округ "Город Хабаровск" согласно распоряжению ТУ ФАУГИ от 09.11.2009 N 1751 безвозмездно передано государственное имущество, составляющее казну Российской Федерации, а именно: общежитие (за исключением комнат N 10, 14, 17, 20-25, 28, 30, 33 общей площадью 227,3 кв.м, принадлежащих другим лицам на праве собственности), находящееся по адресу: г.Хабаровск, ул.Казачья гора, д.11.

Считая распоряжение от 09.11.2009 N 1751 недействительным, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В силу положений части 11 статьи 154 ФЗ от 22.08.2004 N 122-ФЗ находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.

При этом право ФАУГИ делегировать свои полномочия по решению вопросов о передаче имущества из федеральной в муниципальную собственность своим территориальным управлениям предусмотрена положениями постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом".

Согласно приложению N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" жилищный фонд, независимо от того, на чьем балансе он находится, относится к муниципальной собственности.

В силу приведенных норм права и учитывая преюдициальный характер судебных актов по делу N А73-13311/2007 по иску ОАО "Хабаровский речной торговый порт" к ТУ ФАУГИ о признании права собственности на здание общежития, согласно которым спорный объект является федеральной собственностью и подлежит передаче органам местного самоуправления в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1, частью 11 статьи 154 ФЗ от 22.08.2004 N 122-ФЗ, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

При таких обстоятельствах указание заявителя жалобы на то, что в соответствии со статьями 19, 92 ЖК РФ спорный объект недвижимости должен находиться в федеральной собственности не принимается как противоречащее положениям действующего законодательства.

Довод жалобы о необходимости получения ТУ ФАУГИ согласия на принятие в муниципальную собственность общежития со ссылкой на определения Конституционного суда Российской Федерации от 07.12.2006 N 542-О и от 04.12.2007 N 828-О-П судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку в силу закона спорный объект недвижимости относится к объектам жилого фонда, поэтому оснований для отказа в его принятии в муниципальную собственность у органа местного самоуправления отсутствуют.

Иные доводы кассационной жалобы не влияют на законность выводов судов.

Поскольку выводы судебных инстанций сделаны с правильным применением норм материального права на основе исследования имеющихся в деле доказательств, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не установлено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:

Решение от 26.04.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2010 по делу N А73-3301/2010 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
...

Судьи
...

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка