• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 сентября 2011 года Дело N А51-18987/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2011 г. Полный текст постановления изготовлен 20 сентября 2011 г.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

в составе: Председательствующего: С.Е. Лобаря Судей: С.Н. Новиковой, И.А. Тарасова при участии от истца: Зайцева Н.В., представитель по доверенности от 19.11.2010 N686 от ответчика: Костин С.В., представитель по доверенности от 22.04.2011 N63 рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на решение от 05.04.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2011

по делу N А51-18987/2010 Арбитражного суда Приморского края Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Ю.А.Тимофеева; в апелляционном суде судьи: И.С.Чижиков, С.В.Шевченко, К.П.Засорин

По иску открытого акционерного общества «Российские железные дороги» к открытому акционерному обществу «Владивостокский морской торговый порт» о взыскании 434 589 руб. 28 коп.

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее - ОАО «РЖД»; ОГРН 1037739877295, место нахождения: 107174, г.Москва, ул.Басманная Н. 2) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к открытому акционерному обществу «Владивостокский морской торговый порт» (далее - ОАО «ВМТП»; ОГРН 1022502259625, место нахождения: 690065, Приморский край, г.Владивосток, ул.Стрельникова,9) о взыскании платы за пользование вагонами в размере 434 589 руб. 28 коп.

Решением от 05.04.2011, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2011, в удовлетворении исковых требований отказано.

В кассационной жалобе ОАО «РЖД» просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты как принятые по неполно установленным обстоятельствам, имеющим значение для рассмотрения данного дела, несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Заявитель со ссылкой на статью 73 УЖТ РФ, настаивает, что грузополучателем по настоящему спору является ответчик. Полагает, что вина ответчика в простое вагонов подтверждается памятками приемосдатчика, из содержания которых следует, что ответчик допускал нарушение технологических сроков оборота вагонов.

В отзыве на кассационную жалобу и судебном заседании представитель ОАО «ВМТП» (с использованием системы видеоконференц-связи) выразил несогласие с изложенными в ней доводами, просил оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции, проведено с использованием системы видеоконференц-связи в порядке статьи 153.1 АПК РФ при содействии Арбитражного суда Приморского края.

Представитель ОАО «РЖД» в судебном заседании кассационной инстанции поддержал доводы жалобы, дав по ним пояснения.

Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы и отзыва на нее, выступлений в судебном заседании представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для их отмены.

Как следует из материалов дела, в период с 04.12.2009 по 20.12.2009 на промежуточной станции Сунгач ДВжд в ожидании приема станцией назначения - станция Владивосток ДВжд простаивали вагоны с грузом, отправленные в адрес грузополучателей в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении по накладным NN ЭГ 517314, ЭГ 514217, ЭГ 554508, ЭГ 526052, ЭГ 514025, ЭГ 526492, ЭГ560007, ЭГ 517387, ЭГ 519124, ЭГ 457052, ЭГ 456054, ЭГ 559720, ЭГ 526168.

В накладных получателями груза указаны: ООО «Мак Трансфес Сахалин», ООО «Мак Трансфес Магадан», ООО «КамчатТрансСервис», ООО «ФЕСКО Транс», ООО «Транфес Камчатка»; перевалочный пункт - Владивосток-перевалка, ОАО «ВМТП»; истечение срока доставки груза по железной дороге 09.12.2009.

По факту задержки вагонов на станции Сунгач ДВОСТжд составлены акты общей формы от 04.12.2009 NN 1/600103, 1/600078, 1/600073, 1/600084, 1/600085, 1/600087, 1/600090, 1/600091, 1/600093, 1/600098, 1/600076, 1/600083, 1/600082, 1/600081, 1/600080, 1/600074, 1/600104, 1/600101, 1/600100, а также акт общей формы от 21.12.2009 N 600437, составленные на станции назначения - станция Владивосток.

ОАО «РЖД», ссылаясь на то, что спорная задержка вагонов привела к нарушению сроков доставки грузов, начислило плату за пользование вагонами в сумме 434 589 руб. 28 коп. согласно статье 39 УЖТ РФ.

Предъявленный ОАО «ВМТП» для оплаты счет N 212 от 24.03.2010 последним не оплачен, что послужило основанием для обращения ОАО «РЖД» с настоящим иском.

В соответствии со статьёй 39 УЖТ РФ за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.

Согласно ст. 119 УЖТ РФ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности, в том числе грузополучателя, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.

Пунктом 3.1. Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом предусмотрено, что акт общей формы составляется, в том числе при задержке вагонов на промежуточных станциях из-за неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, и отсутствия технической возможности накопления вагонов на станции назначения.

Как установлено из названных актов общей формы вагоны, указанные в перечисленных выше накладных, следующие в составе поезда N 2470 до станции Владивосток, задержаны на станции Сунгач ДВжд в связи с неприемом груза грузополучателями.

Акты данных о невозможности приема вагонов ответчиком - ОАО «ВМТП» не содержат.

Вместе с тем об отставлении вагонов на станции Сунгач ДВжд дорога известила ОАО «ВМТП» уведомлениями от 04.12.2009 N 561, от 21.12.2009 N 693.

Судебные инстанции с учетом вышеназванных норм права вышеуказанные акты не приняли в качестве надлежащих доказательств, подтверждающих факт задержки вагонов на промежуточной станции по вине ОАО «ВМТП», которая, в свою очередь, привела к нарушению сроков доставки груза.

Суды учли, что ОАО «ВМТП» по настоящему спору является лицом, обеспечивающим перевозку груза в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении. Данное следует из представленных в деле накладных, в которых в графе «перевалочный пункт» указано: Владивосток-перевалка, ОАО «ВМТП».

Правоотношения ОАО «ВМТП» с ОАО «РЖД» урегулированы договором на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования общества по станции Владивосток от 25.01.2006 N 273. Данным договором предусмотрен порядок, в том числе подачи вагонов на железнодорожные пути необщего пользования; установлены время, нормы одновременной подачи вагонов на конкретные пути порта.

В соответствии с пунктом 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.

Представленный в деле акт общей формы от 21.12.2009 N 600437, оформленный на станции Владивосток в отношении ОАО «ВМТП», последним подписан с возражениями.

Порт в своих возражениях указал о наличии готовности к приему груза согласно срокам доставки, о свободных фронтах выгрузки в указанный период.

В обоснование невозможности подачи вагонов на железнодорожные пути необщего пользования и накопления их на станции Сунгач ДВжд в период с 04.12.2009 по 20.12.2009 дорогой представлены: перечень памяток, справка о наличии вагонов, прибывших под выгрузку в адрес порта.

В свою очередь, портом представлен расчет свободного времени и готовности порта к приемке вагонов по соответствующим путям необщего пользования; расчет норм времени на погрузку/выгрузку вагонов (таблица).

Судебные инстанции, оценив согласно статье 71 АПК РФ представленные в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, установили, что в период отставления вагона на станции Сунгач ДВжд пути, на которые подлежала подача спорного вагона, были свободны, имелась возможность осуществить соответствующую подачу вагона. Не приняли во внимание довод о нарушении ответчиком технологических сроков оборота вагона как неподтвержденный надлежащими доказательствами.

При установленном суды обоснованно признали недоказанным факт задержки вагона по причинам, зависящим от ответчика, в связи с чем вывод суда об отсутствии правовых оснований для взыскания с ОАО «ВМТП» платы за пользование вагоном согласно статье 39 УЖТ РФ является правильным.

Подлежат отклонению доводы заявителя жалобы, поскольку не опровергают выводы судов и направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, что в силу статьи 286 АПК РФ в компетенцию суда кассационной инстанции не входит.

При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 05.04.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2011 по делу NА51-18987/2010 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
С.Е.Лобарь
Судьи
С.Н.Новикова
И.А.Тарасов

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А51-18987/2010
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
Дата принятия: 20 сентября 2011

Поиск в тексте