ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 августа 2011 года Дело N А51-18791/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2011 г. Полный текст постановления изготовлен 31 августа 2011 г.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

Председательствующего судьи: И.А.Тарасова

Судей: С.Н.Новиковой, Л.Б.Шариповой при участии

от ОАО «РЖД»: Панченко А.П., представитель по доверенности от 19.11.2010 N 684; от ОАО «Владивостокский морской торговый порт»: Костин С.В., представитель по доверенности от 22.04.2011 N 63 рассмотрел кассационную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на решение от 31.03.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2011

по делу N А51-18791/2010 Арбитражного суда Приморского края

Дело рассматривали: в суде первой инстанции - судья Ю.А.Тимофеева, в апелляционном суде - судьи С.В.Шевченко, И.С.Чижиков, К.П.Засорин по иску открытого акционерного общества «Российские железные дороги» к открытому акционерному обществу «Владивостокский морской торговый порт» о взыскании 141 689,68 руб.

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее - ОАО «РЖД»; ОГРН 1037739877295, место нахождения: 107174, г.Москва, ул.Басманная Н. 2) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к открытому акционерному обществу «Владивостокский морской торговый порт» (далее - ОАО «ВМТП»; ОГРН 1022502259625, место нахождения: 690065, Приморский край, г.Владивосток, ул.Стрельникова,9) о взыскании платы за пользование вагонами в размере 141 689,68 руб.

Решением от 31.03.2011, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2011, в удовлетворении исковых требований отказано.

В кассационной жалобе ОАО «РЖД» просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты как принятые по неполно установленным обстоятельствам, имеющим значение для рассмотрения данного дела, несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела. По мнению заявителя, в обжалуемых судебных актах не указано по каким основаниям акты общей формы не приняты судом в качестве доказательств неисполнения ответчиком договорных обязательств. Считает, что ответчик обязан внести плату за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования в силу пункта 19 договора от 25.01.2006 N 273. Полагает, что вина ответчика в простое вагонов подтверждается памятками приемосдатчика, из содержания которых следует, что ответчик допускал нарушение технологических сроков оборота вагонов. По мнению заявителя, им представлены достаточные доказательства того, что оставление поезда произошло по причинам, зависящим от ответчика.

В отзыве на кассационную жалобу ОАО «ВМТП» выразило несогласие с изложенными в ней доводами, просило оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы, изложенные соответственно в кассационной жалобе и отзыве на нее.

Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы и отзыва на нее, выступлений в судебном заседании представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для их отмены.

Как следует из материалов дела, в период с 02.12.2009 по 06.12.2010 на промежуточной станции Уссурийск в ожидании приема станцией назначения - станция Владивосток простаивали вагоны с грузом, отправленные в адрес грузополучателя в непрямом международном -водном назначении по дорожным ведомостям за NN ЭГ519730, ЭГ520062, в которых указано, что срок доставки груза истекает 05.12.2009.

По факту задержки вагонов на станции Уссурийск составлены акты общей формы от 02.12.2009 NN 2/663313, 2/663314, а также акты общей формы от 07.12.2009 NN 600399, 600400, составленные на станции назначения - станция Владивосток.

ОАО «РЖД», ссылаясь на то, что спорная задержка вагонов привела к нарушению сроков доставки грузов, начислило плату за пользование вагонами в сумме 141 689,68 руб. согласно ст. 39 УЖТ РФ.

Предъявленный ОАО «ВМТП» для оплаты счет от 05.03.2010 N 130 последним не оплачен, что послужило основанием для обращения ОАО «РЖД» с настоящим иском.

В соответствии со ст. 39 УЖТ РФ за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.

Согласно ст. 119 УЖТ РФ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности, в том числе грузополучателя, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.

Пунктом 3.1. Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом предусмотрено, что акт общей формы составляется, в том числе при задержке вагонов на промежуточных станциях из-за неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, и отсутствия технической возможности накопления вагонов на станции назначения.

Как установлено из актов общей формы от 02.12.2009 NN 2/663313, 2/663314 вагоны, следующие в составе поезда N 2402 до станции Владивосток, задержаны на станции Уссурийск в связи с неприемом груза грузополучателем из-за занятости фронта выгрузки.

Об отставлении вагонов на станции Уссурийск дорога известила ОАО «ВМТП» уведомлениями от 02.12.2009 N 556, от 06.12.2009 N 581.

Представленные в деле акты общей формы от 07.12.2009 NN 600399, 600400, оформленные на станции Владивосток в отношении ОАО «ВМТП» последним подписаны с возражениями. Так, причиной оформления актов указано на задержку вагонов на станции Уссурийск с 02.12.2009 по 06.12.2010 на не приемку их грузополучателем согласно ст. 39 УЖТ РФ.

Порт в своих возражениях указал о наличии готовности к приему груза согласно сроков доставки, о свободных фронтах выгрузки в указанный период.

Установлено, что фактически вагоны с грузом - кокс доменный, пришедшие в адрес ОАО «ВМТП» подлежали передаче дорогой обществу на его железнодорожные пути необщего пользования.

Правоотношения ОАО «ВМТП» с ОАО «РЖД» по подаче и уборке вагонов урегулированы договором на передачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования общества по станции Владивосток от 25.01.2006 N 273. Данным договором предусмотрен порядок, в том числе подачи вагонов на железнодорожные пути необщего пользования; установлены время, нормы одновременной подачи вагонов на конкретные пути порта; технологические нормы на погрузку, выгрузку вагонов; перерабатывающая способность порта в сутки.

В соответствии с п. 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.

В обоснование невозможности подачи вагонов на железнодорожные пути необщего пользования и накопления их на станции Владивосток в период с 02.12.по 06.12.2009 дорогой представлены: перечень памяток, справка о наличии вагонов, прибывших под выгрузку в адрес порта.

В свою очередь, портом представлен расчет свободного времени и готовности порта к приемке вагонов по соответствующим путям необщего пользования; расчет норм времени на погрузку/выгрузку вагонов (таблица).

Судебные инстанции, оценив согласно ст. 71 АПК РФ представленные в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, установили, что в период отставления вагонов на ст. Уссурийск пути, на которые подлежала подача спорных вагонов, были свободны, имелась возможность осуществить соответствующую подачу вагонов. Не приняли во внимание довод о нарушении ответчиком технологических сроков оборота вагонов как неподтвержденный надлежащими доказательствами.

При установленном, суды обоснованно признали недоказанным факт задержки вагонов по причинам, зависящим от ответчика, в связи с чем вывод суда об отсутствии правовых оснований для взыскания с ОАО «ВМТП» платы за пользование вагонами согласно ст. 39 УЖТ РФ является правильным.

Подлежат отклонению доводы заявителя жалобы, поскольку не опровергают выводы судов и направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, что в силу статьи 286 АПК РФ в компетенцию суда кассационной инстанции не входит.

При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 31.03.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2011 по делу N А51-18791/2010 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
судья
И.А.Тарасов
Судьи
С.Н.Новикова
Л.Б.Шарипова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка