ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 октября 2011 года Дело N А73-2717/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2011 г. Полный текст постановления изготовлен 10 октября 2011 г.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе: Председательствующего: А.Н.Барбатова Судей: А.А.Шведова, С.Ю.Лесненко при участии

от Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования: Михлик Д.А. - представитель по доверенности от 11.01.2011 N 176-08 от МУЗ «Городская клиническая больница N 11»: Малашкин В.В. - представитель по доверенности от 04.02.2011 б/н

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования

на решение от 09.06.2011, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2011 по делу N А73-2717/2011 Арбитражного суда Хабаровского края

Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Е.Н.Захаренко, в суде апелляционной инстанции судьи И.В.Иноземцев, В.Г.Дроздова, М.О.Волкова

по иску Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования к муниципальному учреждению здравоохранения «Городская клиническая больница N 11» Управления здравоохранения администрации г. Хабаровска о взыскании 4 461 337 руб. 08 коп.

Хабаровский краевой фонд обязательного медицинского страхования (далее - ХК ФОМС, фонд; ОГРН 1022700921880, место нахождения: 680000, г. Хабаровск, ул. Фрунзе, 69) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к муниципальному учреждению здравоохранения «Городская клиническая больница N 11» Управления здравоохранения администрации г. Хабаровска (далее - МУЗ ГКБ N 11, учреждение здравоохранения; ОГРН 1022701194724, место нахождения: 680015, г. Хабаровск, ул. Аксенова, 41) о взыскании неосновательного обогащения в размере 4 461 337 руб. 08 коп.

Иск обоснован ссылкой на статью 1102 ГК РФ, Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, условиях договора на предоставление медицинской помощи от 11.02.2008 N 134/06-08 и мотивирован необоснованным выставлением ответчиком реестров для оплаты медицинской помощи незастрахованным гражданам в 2008 году.

Решением арбитражного суда от 09.06.2011, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2011, в удовлетворении иска отказано.

В кассационной жалобе ХК ФОМС просит решение арбитражного суда от 09.06.2011 и постановление апелляционного суда от 02.08.2011 отменить как вынесенные при неполном выяснении судами обстоятельств, имеющих значение для дела, и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что суды не дали оценку правомерности получения ответчиком федеральных внебюджетных средств на оплату медицинской помощи лицам, застрахованным в страховых медицинских организациях, прекративших свою деятельность в 2008 году.

В отзыве на кассационную жалобу МУЗ ГКБ N 11 выразило несогласие с изложенными в ней доводами, считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, а жалобу - не подлежащей удовлетворению.

В судебном заседании кассационной инстанции представители фонда и учреждение здравоохранения поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и в отзыве на нее соответственно, дав по ним пояснения.

Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для их отмены, предусмотренных в статье 288 АПК РФ.

Как установлено судами в соответствии с материалами дела, между ХК ФОМС (заказчик) и МУЗ ГКБ N 11 (учреждение) заключен договор от 11.02.2008 N 134/06-08 на предоставление медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования с обеспечением необходимыми лекарственными средствами отдельных категорий граждан, предметом которого явилось предоставление учреждением лечебно-профилактической помощи гражданам, застрахованным в системе обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), на условиях и в объеме Территориальной программы обязательного медицинского страхования населения Хабаровского края, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 24.12.2007 N 246-пр «О Территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Хабаровского края бесплатной медицинской помощи на 2008 год» (далее - Программа ОМС), и ее оплата заказчиком (п. 1.1 договора).

Согласно пункту 7.1 договора срок его действия установлен с 01.01.2008 по 31.12.2008.

В соответствии с пунктом 2.1.7 договора учреждение обязано вести индивидуальный (персонифицированный) учет оказанной медицинской помощи по объемам и стоимости в соответствии с Программой ОМС: формировать реестры и счета за оказанную медицинскую помощь в соответствии с порядком, утвержденным Правлением ХК ФОМС, и предъявлять их к оплате заказчику ежемесячно в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным.

Установлено, что в течение 2008 года МУЗ ГКБ N 11 направляло в ХК ФОМС счета на оплату медицинской помощи, оказанной неработающим гражданам, имеющим полисы обязательного медицинского страхования ООО СК «Даль-Росмед» (466 пациента), ООО «Восток-Мед» (2 пациента) которые прекратили свою деятельность. Фонд принял и произвел их оплату на сумму 4 461 337 руб. 08 коп.

ХК ФОМС, полагая, что оплата медицинской помощи, оказанной больным, не имеющим полиса обязательного медицинского страхования, не входит в предмет договора от 11.02.2008 N 134/06-08, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Согласно статье 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных в статье 1109 Кодекса.

Предметом доказывания по иску о взыскании неосновательного обогащения является факт приобретения или сбережения ответчиком имущества за счет истца, а также отсутствие предусмотренных правовыми актами или сделкой оснований для такого приобретения.

Отказывая в удовлетворении иска, суды исходили из недоказанности истцом факта возникновения на стороне ответчика неосновательного обогащения.

В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Способы реализации указанного права закреплены в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1.

В силу статьи 20 данных Основ граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2007 N 286 «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2008 год» формирование тарифов на медицинскую помощь, предоставляемую в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативами, определенными Программой.

В целях обеспечения граждан Российской Федерации на территории Хабаровского края бесплатной медицинской помощью, Правительство Хабаровского края постановлением от 24.12.2007 N 246-пр утвердило Территориальную программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Хабаровского края бесплатной медицинской помощи на 2008 год (далее - Территориальная программа).

Вторым разделом Территориальной программы установлено, что в рамках данной программы бесплатно предоставляется первичная медико-санитарная помощь, неотложная медицинская помощь, скорая медицинская помощь, специализированная медицинская помощь.

Как установлено судами, лицам, за лечение которых ХК ФОМС перечислил ответчику спорную сумму, МУЗ ГКБ N 11 оказывалась медицинская помощь, что сторонами не оспаривается.

Кроме того, апелляционный суд указал на то, что учреждение здравоохранения не вправе было отказать указанным лицам в медицинской помощи, в том числе в связи с отсутствием страхового медицинского полиса.

Так в пункте 2.1 Приложения N 1 к Территориальной программе предусмотрено, что медицинская помощь оказывается гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Хабаровского края, при представлении документа, удостоверяющего личность и страхового медицинского полиса обязательного медицинского страхования. При этом отсутствие страхового полиса и документов, удостоверяющих личность, не является причиной отказа в экстренной медицинской помощи.

Законом о медицинском страховании также не предусмотрено обязательное наличие страхового медицинского полиса для возникновения права на получение медицинской помощи.

В соответствии с разделом III Территориальной программы медицинская помощь, предоставляемая в рамках Программы ОМС, финансируется за счет средств обязательного медицинского страхования.

При этом возмещение расходов учреждениям здравоохранения, работающим по Программе ОМС, осуществляется по тарифам за пролеченного больного или оказанную медицинскую услугу, имеющую определенный объем, стоимость и самостоятельное законченное значение в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи населению, разработанными в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Хабаровского края.

Кроме того, судами установлено, что сформированные учреждением здравоохранения счета-реестры, в соответствии с условиями договора от 11.02.2008 N 134/06-08 направлялись фонду, содержали соответствующую информацию о застрахованных гражданах и принимались фондом к оплате, который в соответствии с Положением о контроле качества медицинской помощи, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Хабаровского края от 14.03.2006 N 74, производил экспертизу счетов-реестров.

С учетом изложенного, оценив представленные в дело доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, установив, что спорные денежные средства подлежали оплате за счет средств ХК ФОМС, были получены учреждением здравоохранения на основании закона и договора от 11.02.2008 N 134/06-08 и израсходованы на компенсацию расходов по оказанию медицинской помощи, арбитражные суды пришли к правильному выводу об отсутствии на стороне ответчика неосновательного обогащения и в этой связи оснований для удовлетворения исковых требований.

Доводы заявителя жалобы о том, что суды не дали оценку правомерности получения ответчиком федеральных внебюджетных средств на оплату медицинской помощи лицам, застрахованным в страховых медицинских организациях, прекративших свою деятельность, судом кассационной инстанции отклоняются как основанные на неверном толковании указанных выше норм права и опровергаются материалами дела.

Выводы арбитражных судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, сделаны с правильным применением норм материального права.

Нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.

При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 09.06.2011, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2011 по делу N А73-2717/2011 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
А.Н.Барбатов
Судьи
А.А.Шведов
С.Ю.Лесненко

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка