• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 октября 2011 года Дело N А24-51/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2011 г. Полный текст постановления изготовлен 10 октября 2011 г.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе: Председательствующего: Барбатова А.Н. Судей: Лесненко С.Ю., Шведова А.А. при участии:

от истца: Федоровский А.А., индивидуальный предприниматель; Савченко Д.М., представитель по доверенности от 11.03.2011 б/н; от ответчика: Мудрик Д.С., представитель по доверенности от 04.07.2011; от третьего лица: представитель не явился

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления финансов и имущественных отношений администрации Елизовского муниципального района - муниципального учреждения на решение от 24.03.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2011

по делу N А24-51/2011 Арбитражного суда Камчатского края

Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Лосева Е.В., в суде апелляционной инстанции судьи Засорин К.П., Ротко Л.Ю., Чижиков И.С. По иску индивидуального предпринимателя Федоровского Александра Антоновича к Елизовскому муниципальному району в лице Управления финансов и имущественных отношений администрации Елизовского муниципального района - муниципального учреждения третье лицо: Управление коммунального хозяйства администрации Елизовского муниципального района о взыскании 19 921 580 руб.

Индивидуальный предприниматель Федоровский Александр Антонович (ОГРНИП 304410127800190, место жительства: 683031, Камчатский край, г.Петопавловск-Камчатский, ул.Бохняка, д.7, кв.59; далее - ИП Федоровский А.А., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Камчатского края с иском к Елизовскому муниципальному району в лице Управления финансов и имущественных отношений администрации Елизовского муниципального района - муниципального учреждения (ОГРН 1024101217250, место нахождения: 684000, Камчатский край, Елизовский район, г.Елизово, ул.Ленина, 10; далее - Управление финансов) о взыскании в порядке субсидиарной ответственности задолженности Управления коммунального хозяйства администрации Елизовского муниципального района (далее - Управление коммунального хозяйства, учреждение) в размере 19 921 580 руб.

Иск обоснован отсутствием у Управления коммунального хозяйства, собственником имущества которого является Елизовский муниципальный район, денежных средств для погашения задолженности, взысканной с Управления коммунального хозяйства решением Арбитражного суда Камчатского края от 06.04.2009 по делу NА24-29/2009, и наличием оснований для ее взыскания с ответчика, предусмотренных статьями 120, 399 ГК РФ.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление коммунального хозяйства.

Решением суда от 24.03.2011, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2011, произведена процессуальная замена Управления коммунального хозяйства на его правопреемника - отдел по урегулированию задолженности в сфере коммунального хозяйства администрации Елизовского муниципального района - муниципальное учреждение (ОГРН 1064141032900, место нахождения: 684000, Камчатский край, Елизовский район, г.Елизово, ул.Завойко, 24; далее - отдел, учреждение); иск удовлетворён: с Елизовского муниципального района в лице Управления финансов в пользу истца взыскано 19 921 580 руб. основного долга и 122 607 руб. 90 коп. государственной пошлины по иску.

Судебные акты мотивированы тем, что факт неисполнения Управлением коммунального хозяйства решения Арбитражного суда Камчатского края от 06.04.2009 по делу NА24-29/2009 ввиду отсутствия у него денежных средств подтверждается материалами дела, поэтому предъявление иска о привлечении Елизовского муниципального района в лице Управления финансов к субсидиарной ответственности по долгам учреждения как собственника имущества должника соответствует требованиям статей 120, 399 ГК РФ.

В кассационной жалобе Управление финансов просит решение и постановление апелляционного суда изменить, исключив из мотивировочной и резолютивной частей указанных судебных актов вывод об ответственности Управления финансов.

В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о неправильном применении арбитражными судами норм материального права, ссылаясь на то, что Управление финансов не является собственником имущества Управления коммунального хозяйства и главным распорядителем средств бюджета Елизовского муниципального района, в связи с чем не может быть привлечено к ответственности по долгам учреждения.

Отзывы на жалобу не поступили.

В судебном заседании кассационной инстанции, проведённом с использованием систем видеоконференц-связи в порядке статьи 153.1 АПК РФ, представитель ответчика поддержал доводы жалобы и просил её удовлетворить.

ИП Федоровский А.А. и его представитель против удовлетворения жалобы возражали, считая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.

Представитель третьего лица, надлежащим образом извещённого о времени и месте судебного разбирательства, в заседание суда кассационной инстанции не явился.

Проверив законность решения от 24.03.2011, постановления от 04.07.2011, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что они подлежат изменению.

Как установлено судами и следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Камчатского края от 06.04.2009 по делу N А24-29/2009 с Управления коммунального хозяйства в пользу муниципального многоотраслевого предприятия коммунального хозяйства Усть-Большерецкого района (далее - ММП КХ Усть-Большерецкого района) взыскано 19 921 580 руб., 07.09.2009 выдан исполнительный лист.

Определением суда по тому же делу от 24.05.2010 в порядке процессуального правопреемства произведена замена взыскателя с ММП КХ Усть-Большерецкого района на ИП Федоровского А.А.

15.12.2010 предъявленный в Отделение по г.Елизово и Елизовскому району Управления федерального казначейства по Камчатскому краю исполнительный лист по делу N А24-29/2009 возвращён взыскателю без исполнения на основании пункта 8 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ ввиду отсутствия денежных средств на лицевом счёте должника, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.

В соответствии с пунктом 2 статьи 120 ГК РФ собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по его обязательствам только при недостаточности у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств.

В силу пункта 1 статьи 399 ГК РФ до предъявления требования к субсидиарному должнику кредитор должен предъявить требование к основному должнику. При этом кредитор вправе предъявить требование к субсидиарному должнику лишь в случае, если основной должник отказался удовлетворить требования кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответа на предъявленное требование.

Судами установлено, что согласно пункту 1.8 Положения об отделе по урегулированию задолженности в сфере коммунального хозяйства администрации Елизовского муниципального района отдел исполняет обязательства Управления коммунального хозяйства, созданного в соответствии с решением Думы Елизовского муниципального района N 149 от 29.06.2006, в полном объёме и несёт ответственность по своим обязательствам имеющимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам отдела несёт Елизовский муниципальный район.

Согласно пункту 2 статьи 125, пункту 2 статьи 215 ГК РФ от имени муниципальных образований права собственника муниципального имущества осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии с пунктом 3 статьи 215 ГК РФ средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования

Пунктами 3.1, 3.2.2 Положения об Управлении финансов и имущественных отношений администрации Елизовского муниципального района - муниципальном учреждении к целям, полномочиям и видам деятельности Управления финансов отнесено управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности Елизовского муниципального района, и представление интересов района, осуществление защиты его имущественных интересов в пределах своей компетенции в судах, арбитражных судах.

Установив, что собственником имущества учреждения является Елизовский муниципальный район, и факт неисполнения основным должником решения Арбитражного суда Камчатского края от 06.04.2009 по делу N А24-29/2009 по предъявленному исполнительному документу ввиду отсутствия находящихся в его распоряжении денежных средств, арбитражные суды пришли к правильным выводам о соблюдении истцом требований статьи 399 ГК РФ при предъявлении настоящего иска и о том, что субсидиарную ответственность по долгам учреждения должно нести муниципальное образование.

Рассматривая дело, арбитражные суды обоснованно исходили из того, что органом, представляющим собственника имущества Елизовского муниципального района, выступающим в суде от его имени, в данном случае является Управление финансов. Выводы арбитражных судов в этой части, изложенные в судебных актах, соответствуют установленным обстоятельствам и нормам материального права, подлежащим применению.

Как разъясняется в пункте 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации» при удовлетворении требований о привлечении собственника к субсидиарной ответственности по долгам учреждения в резолютивной части решения необходимо указывать, что соответствующий долг взыскивается с муниципального образования, а не с органов, выступающих от его имени. Согласно пункту 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» при удовлетворении исков, в том числе предъявленных кредитором муниципального учреждения в порядке субсидиарной ответственности, в резолютивной части решения суда должно указываться о взыскании денежных средств за счёт казны соответствующего правового образования, а не с государственного или муниципального органа.

Выводы, соответствующие указанным разъяснениям, содержатся в мотивировочной части судебных актов.

Однако, удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции в резолютивной части решения не указал на взыскание долга и государственной пошлины по иску за счёт средств казны Елизовского муниципального района. Суд апелляционной инстанции при повторном рассмотрении дела также не устранил допущенное судом первой инстанции нарушение.

При таких обстоятельствах решение от 24.03.2011 и постановление от 04.07.2011 следует изменить на основании частей 1-3 статьи 288 АПК РФ, дополнив резолютивную часть судебных актов указанием на взыскание долга и государственной пошлины за счёт средств казны Елизовского муниципального района.

Выводов о возложении субсидиарной ответственности по долгам учреждения непосредственно на Управление финансов обжалуемые судебные акты не содержат, поэтому оснований для их изменения в этой части не имеется.

Довод заявителя жалобы о том, что Управление финансов не является главным распорядителем бюджетных средств, судом кассационной инстанции отклоняется. Иного лица, ведающего казной Елизовского муниципального района, за счёт средств которой осуществляется взыскание по иску, из материалов дела не усматривается и судами не установлено. Поэтому привлечение к участию в деле на стороне ответчика финансового органа, выступающего в пределах своей компетенции от имени собственника имущества муниципального образования, не противоречит требованиям закона.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

П О С Т А Н О В И Л :

решение от 24.03.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2011 по делу N А24-51/2011 Арбитражного суда Камчатского края изменить.

Взыскать с Елизовского муниципального района в лице Управления финансов и имущественных отношений администрации Елизовского муниципального района - муниципального учреждения за счет казны Елизовского муниципального района в пользу индивидуального предпринимателя Федоровского Александра Антоновича 19 921 580 руб. задолженности и 122 607 руб. 90 коп. в возмещение расходов по государственной пошлине, а всего - 20 044 187 руб. 90 коп.

Арбитражному суду Камчатского края выдать исполнительный лист.

В остальном решение от 24.03.2011, постановление от 04.07.2011 оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
А.Н.Барбатов
Судьи
С.Ю.Лесненко
А.А.Шведов

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А24-51/2011
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
Дата принятия: 10 октября 2011

Поиск в тексте