• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 февраля 2013 года Дело N А51-11040/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2013 года. Полный текст постановления изготовлен 12 февраля 2013 года

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

в составе: Председательствующего: И.А.Тарасова Судей: С.Н.Новиковой, Г.А.Камалиевой при участии:

от ООО «ПриморМАЗцентр»: Топчиенко Г.В., представитель по доверенности от 20.07.2012 б/н;

от администрации г.Владивостока: Салыкова Л.В., представитель по доверенности от 13.12.2012 N1-3/3767

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Владивостока

на решение от 31.07.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2012

по делу N А51-11040/2012 Арбитражного суда Приморского края Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Г.Н.Палагеша,в суде апелляционной инстанции судьи: Н.Н.Анисимова, А.В.Гончарова, Г.М.Грачев по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ПриморМАЗцентр»

к администрации города Владивостока о признании незаконным отказа

Общество с ограниченной ответственностью «ПриморМАЗцентр» (ОГРН 1022501913345, место нахождения: 690074, Приморский край, г.Владивосток, ул.Выселковая, 30) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Приморского края к администрации г.Владивостока (ОГРН 1022501302955, место нахождения: 690950, Приморский край, г.Владивосток, Океанский пр-кт, 20) о признании незаконными отказов администрации г. Владивостока в обеспечении выбора земельного участка и утверждении схемы расположения участка на кадастровом плане; об обязании администрации утвердить и выдать обществу акт выбора и схему расположения земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов складского назначения (с учетом принятых в порядке статьи 49 АПК РФ уточнений).

Решением от 31.07.2012, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2012 заявленные требования удовлетворены.

В кассационной жалобе администрация г. Владивостока просит отменить состоявшиеся судебные акты как несоответствующие нормам права. Заявитель полагает, что размещение объекта недвижимости в границах испрашиваемого земельного участка невозможно, поскольку санитарно-защитная зона объектов строительства будет пресекать границы территориальной зоны городских лесов и городских лесопарков. Участок расположен в границах территориальной зоны производственно-коммунальных объектов IV класса вредности, в непосредственной близости с территориальной зоной городских лесов и городских лесопарков. Для зоны IV класса вредности установлена санитарно-защитная зона - 100 м (п. 34 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа) ссылается, что в нарушение п. 2.6 Регламента предоставления администрацией г. Владивостока услуги «Выдача актов о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории» в заявлении не указаны: назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.

В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи в порядке статьи 153.1 АПК РФ, представитель администрации города Владивостока настаивал на доводах, изложенных в кассационной жалобе, и дал по ним пояснения.

ООО «ПриморМАЗцентр» в отзыве на кассационную жалобу, поддержанном его представителем в судебном заседании, изложенные в ней доводы отклонил и просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные.

Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает необходимым судебные акты изменить по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью «ПриморМАЗцентр» обратилось в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края с заявлением (вх. N29 - 27715 от 20.09.2011) о предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 6000 кв. м с предварительным согласованием места размещения для строительства объектов складского назначения в районе ул. Выселковая, 30 с целью дальнейшего оформления земельного участка в аренду для строительства, представив, в том числе ситуационный план, в котором схематически обозначен испрашиваемый земельный участок.

В свою очередь, Департамент в порядке ст. 31 ЗК РФ обратился в администрацию г. Владивостока об обеспечении выбора земельного участка, находящегося в зоне производственно-коммунальных объектов IV класса вредности и утверждением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории на основе градостроительных документов.

Администрация г. Владивостока письмами от 24.04.2012 N 193901/1У уведомила Департамент, ООО «ПриморМАЗцентр» о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка, поскольку в нарушение регламента о предоставлении администрацией г. Владивостока услуги «Утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории» не представлен оригинал топографической съемки в М 1:500 сроком не более 1 года, с нанесенными градостроительными ограничениями на испрашиваемый земельный участок в соответствии с генпланом Владивостокского городского округа. Представленная топографическая съемка подготовлена в декабре 2010 года.

ООО «ПриморМАЗцентр», расценив данное письмо как отказ в обеспечении выбора земельного участка и утверждении соответствующей схемы расположения и, полагая такой отказ несоответствующим ст. 31 ЗК РФ, нарушающим права заявителя, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. В качестве меры по восстановлению нарушенного права просило обязать администрацию утвердить и выдать соответствующую схему расположения испрашиваемого земельного участка, акт выбора земельного участка

При разрешении спора суды первой и апелляционной инстанций удовлетворяя заявление общества, исходили из следующего.

Как установлено, испрашиваемый земельный участок является застроенным.

Основанием отказа указано на отсутствие топографической съемки, срок изготовления которой составляет не более 1 года.

Суды, руководствуясь ст. 31 ЗК РФ, п. 1, 2 ст. 7, п. п. 6, 8 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» обоснованно признали, что достаточным документом для разрешения вопроса органом местного самоуправления о выборе земельного участка для строительства, является заявление юридического лица, в котором должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. При этом суды учли, что п. 3.4 Регламента, на который ссылается администрация в оспариваемом письме от 24.04.2012 N 19390/1У при оказании услуги установлена возможность соответствующего должностного лица запрашивать информацию, необходимую для предоставления услуги. Доказательств того, что представленная к заявлению топографическая съемка, выполненная в декабре 2010 года с нанесенными градостроительными ограничениями, имеет иную информацию в материалах дела не представлено, соответствующая проверка информации администрацией не производилась.

При изложенном, суды, оценив, согласно ст. 71 АПК РФ, представленные в деле доказательства, обоснованно признали отказ администрации в обеспечении выбора земельного участка и утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории по основанию, указанному в письме от 24.04.2012 N19390/1У - непредоставление топографической съемки, срок изготовления которой составляет не более 1 года, незаконным как несоответствующим ст. 31 ЗК РФ.

В отношении требования о восстановлении нарушенного права, суды, с учетом правил ст. 201 АПК РФ, обязали администрацию г. Владивостока в месячный срок со дня вступления решения в законную силу обеспечить выбор земельного участка - выдать акт о выборе земельного участка и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории ориентировочной площадью 6000кв.м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Выселковая, 30, для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта складского назначения.

Статьей 30 ЗК РФ регламентируется порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Кодекса гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, определенные статьей 29 этого Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

Процедура выбора земельного участка для строительства, предусмотренная ст.31 ЗК РФ обязывает орган местного самоуправления обеспечить выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Как указано выше, предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта нежилого назначения начинается с выбора земельного участка, процедура которого последовательно урегулирована статьей 31 Кодекса.

При этом орган местного самоуправления, получивший заявление лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, обязан обеспечить этот выбор на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории.

Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков предоставляется владеющими этой информацией лицами по запросу органа местного самоуправления бесплатно в установленный Кодексом срок (пункт 2 статьи 31 Кодекса).

Таким образом, Кодекс исходит из того, что разрешенные условия использования соответствующей территории могут объективно препятствовать предоставлению конкретного земельного участка для размещения объекта определенного назначения, несмотря на то что они содержатся в неопубликованных для всеобщего сведения документах.

Помимо того, после определения участка(ков), подходящих для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, пункт 3 статьи 31 Кодекса обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.

По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Кодекса).

Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.

На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.

Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 Кодекса стадий и условий выбора земельного участка под строительство акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.

Пунктом 5 названной статьи установлено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.

Однако по настоящему спору, суд обязал администрацию выдать акт о выборе земельного участка без доказательств того, что установленная статьей процедура выбора земельного участка для строительства соблюдена. Поэтому, в части выдачи акта о выборе земельного участка выводы судебных инстанций не соответствуют названной норме права и являются незаконными, в этой части судебный акт подлежит изменению.

В части утверждения органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора выводы суда обоснованны, поскольку утверждение соответствующей схемы позволит установить наличие, либо отсутствие ограничений, связанных с обеспечением выбора земельного участка для строительства.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 31.07.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2012 по делу N А51-11040/2012 Арбитражного суда Приморского края в части обязания администрации г.Владивостока в месячный срок со дня вступления решения в законную силу обеспечить выбор земельного участка - выдать акт о выборе земельного участка и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории ориентировочной площадью 6000 кв.м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Выселковая, 30 для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта складского назначения изменить.

Обязать администрацию г.Владивостока утвердить схему расположения испрашиваемого земельного участка ориентировочной площадью 6 000 кв.м, расположенного в районе ул.Выселковая, 30 в г.Владивостоке на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта складского назначения и обеспечить порядок выбора земельного участка, установленный ст.31 Земельного кодекса Российской Федерации.

В остальной части обжалуемые судебные акты оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
И.А.Тарасов
Судьи
С.Н.Новикова
Г.А.Камалиева

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А51-11040/2012
Ф03-6389/2012
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
Дата принятия: 12 февраля 2013

Поиск в тексте