• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 апреля 2008 года Дело N А13-8127/2007


[Суд признал правомерным доначисление заявителю земельного налога, поскольку признал установленными все элементы налогообложения, а избранный мэрией порядок доведения указанной информации до сведения налогоплательщиков - надлежащим и позволяющим обществу самостоятельно определить налоговую базу в отношении земельного участка]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Морозовой Н.А., судей: Алешкевича О.А., Корпусовой О.А., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Производственная компания "Агро-Череповец" Фоменко Ю.В. (доверенность от 04.03.2008 N 32), Кучура К.Л. (доверенность от 01.02.2008 N 45), рассмотрев 30.04.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Производственная компания "Агро-Череповец" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 08.11.2007 (судья Ковшикова О.С.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2008 (судьи: Пестерева О.Ю., Виноградова Т.В., Мурахина Н.В.) по делу N А13-8127/2007, установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Производственная компания "Агро-Череповец" (далее - ООО "ПК "Агро-Череповец", общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области (далее - налоговая инспекция) от 29.05.2007 N 441.

Решением суда первой инстанции от 08.11.2007 в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 22.01.2008 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе ООО "ПК "Агро-Череповец" просит решение и постановление судов, вынесенные, по его мнению, с неправильным применением норм материального права, отменить, заявленные требования удовлетворить.

По мнению подателя жалобы, общество правомерно в силу пункта 13 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) исчислило и уплатило авансовый платеж за 12 месяцев 2006 года исходя из номинальной цены земли, так как при установлении земельного налога на территории города Череповца на 2006 год в нарушение положений статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не был определен такой элемент налогообложения, как налоговая база - кадастровая стоимость земельных участков: по состоянию на 01.01.2006 кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащая обществу, утверждена не была, до 01.03.2006 общество не было уведомлено о кадастровой стоимости участка. В связи с этим заявитель считает, что в силу пункта 6 статьи 3 НК РФ в данном случае неприменим порядок уплаты земельного налога, предусмотренный главой 31 названного Кодекса.

Кроме того, в постановлении мэрии города Череповца от 17.01.2006 N 62 "О порядке доведения до сведения налогоплательщиков удельных показателей кадастровой стоимости земель в кадастровых кварталах по видам функционального использования на территории города Череповца" (далее - Постановление N 62) отсутствуют сведения о кадастровой стоимости земельных участков - данное Постановление называет лишь удельные показатели кадастровой стоимости земель в кадастровых кварталах по видам функционального использования на территории города Череповца, что, по мнению налогоплательщика, лишает его возможности самостоятельно определить, какая именно группа чисел кадастрового номера земельного участка соответствует номеру кадастрового квартала.

В судебном заседании представители общества поддержали доводы, приведенные в кассационной жалобе.

Представители инспекции, надлежащим образом уведомленной о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, что не препятствует рассмотрению дела.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "ПК "Агро-Череповец" на основании договора купли-продажи от 31.10.2005 приобрело для эксплуатации производства карбамида земельный участок из земель поселений площадью 242786 кв.м (кадастровый номер 35:21:0103001:0022), расположенный по адресу: Вологодская область, город Череповец, Северное шоссе, дом N 40, и находящийся в ведении муниципального образования "Город Череповец". Право собственности на этот участок зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 18.11.2005, о чем выдано свидетельство серии СК за номером 016779.

Общество 29.01.2007 представило в налоговую инспекцию налоговую декларацию (расчет) по земельному налогу за 12 месяцев 2006 года, согласно которой сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет (строка 030 раздела 1) за земельный участок, составила 4734 руб.

Налоговая инспекция провела камеральную налоговую проверку представленной декларации, в ходе которой признала неправомерным и не соответствующим положениям статей 390 391 НК РФ и Постановления N 62 применение обществом при определении налоговой базы нормативной цены земельного участка, указанной в Кадастровом плане от 15.11.2005, вместо кадастровой стоимости земельного участка, указанной в Кадастровом плане земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра) от 13.09.2006.

По результатам проверки налоговый орган составил акт проверки от 24.04.2007 N 14-21/359 и принял решение от 29.05.2007 N 441, которым отказал в привлечении ООО "ПК "Агро-Череповец" к налоговой ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 109 НК РФ. Также принятым решением обществу было предложено доначислить по сроку 01.02.2007 сумму земельного налога за 12 месяцев 2006 года в размере 444449 руб. и внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.

Налогоплательщик не согласился с принятым налоговой инспекцией решением и оспорил его в судебном порядке.

В обоснование заявления ООО "ПК "Агро-Череповец" сослалось на то, что в нарушение пункта 1 статьи 391 и пункта 14 статьи 396 НК РФ кадастровая стоимость принадлежащего ему земельного участка не была утверждена до 01.01.2006. Кроме того, налогоплательщик указал на то, что из кадастрового номера земельного участка не представляется возможным установить, какая из групп чисел соответствует номеру кадастрового квартала, что в силу положений Постановления N 62 необходимо для определения суммы налога к уплате.

Суды первой и апелляционной инстанций отклонили заявление общества.

При этом судебные инстанции правомерно исходили из следующего.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу положений статей 52-55 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового периода на основе налоговой базы, то есть исходя из реальных финансовых результатов своей экономической деятельности за данный налоговый период.

Согласно статье 15 НК РФ земельный налог относится к местным налогам.

В пункте 4 статьи 12 НК РФ указано, что местными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Согласно пункту 1 статьи 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.

В силу пункта 2 статьи 53 НК РФ, а также статьи 387 главы 31 "Земельный налог" Налогового кодекса Российской Федерации, введенной в действие Федеральным законом от 29.11.2004 N 141-ФЗ с 01.01.2005, земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований; обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований. Устанавливая данный налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных названной главой, порядок и сроки уплаты налога, а также могут устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения.

На территории города Череповца земельный налог установлен с 01.01.2006 постановлением Череповецкой городской Думы от 25.10.2005 N 113 "О положении о земельном налоге" в соответствии с требованиями статьи 387 НК РФ.

Остальные элементы налогообложения определены нормами главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе порядок определения налоговой базы при исчислении земельного налога.

В частности, из статьи 390 НК РФ следует, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Пунктом 3 этой статьи предусмотрено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Также самостоятельно налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога и сумму авансовых платежей по налогу (пункт 2 статьи 396 НК РФ). В силу пункта 6 этой статьи и пункта 3 статьи 398 НК РФ налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, и не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, представляют в налоговый орган расчет сумм по авансовым платежам.

Согласно же пункту 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не позднее 1 марта этого года.

Таким образом, для целей главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации законодатель обязал органы местного самоуправления довести до налогоплательщиков сведения о кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 1 января календарного года за месяц до наступления срока уплаты первого авансового платежа за этот налоговый период.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что мэрия города Череповца 17.01.2006 приняла Постановление N 62 об удельных показателях кадастровой стоимости земель в кадастровых кварталах по видам функционального использования на территории города Череповца.

В соответствии с требованиями пункта 14 статьи 396 НК РФ Постановление N 62 было опубликовано в газете "Голос Череповца" от 21.02.2006 N 45, являющейся, в соответствии с Уставом города, источником официального опубликования муниципальных правовых актов, и размещено на официальном сайте мэрии города Череповца в сети Интернет - сайт www.cherepovetscity.ru, о чем указано в последнем абзаце приложения к Постановлению, с приложением картографического материала кадастрового деления города.

Суды первой и апелляционной инстанций обоснованно признали в данном случае установленными все элементы налогообложения, а избранный мэрией порядок доведения указанной информации до сведения налогоплательщиков - надлежащим и позволяющим обществу самостоятельно определить налоговую базу в отношении земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности, в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 391 НК РФ, и уплатить авансовые платежи в установленные сроки.

Обоснованно не приняты судами и доводы ООО "ПК "Агро-Череповец", приведенные им и в кассационной жалобе, об отсутствии у него возможности, руководствуясь Правилами кадастрового деления территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2000 N 660, и исходя из опубликованных сведений и имеющегося кадастрового номера земельного участка, определить номер кадастрового квартала и, соответственно, рассчитать налог, подлежащий уплате.

Спорный земельный участок, расположенный по адресу: Вологодская область, город Череповец, Северное шоссе, дом N 40, площадью 242786 кв.м, имеет кадастровый номер 35:21:0103001:0022.

В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" кадастровый номер земельного участка состоит из номера кадастрового округа, номера кадастрового района, номера кадастрового квартала, номера земельного участка в кадастровом квартале.

Пунктом 2 Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2000 N 660, установлено, что кадастровый номер земельного участка состоит из кадастрового номера кадастрового квартала и номера земельного участка в этом квартале.

Номером земельного участка в кадастровом квартале является порядковый номер подраздела, открываемого для записи сведений о данном земельном участке в соответствующем разделе государственного реестра земель кадастрового района (пункт 3 указанных Правил).

Таким образом, как обоснованно указали суды, согласно Правилам кадастрового деления территории Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2000 N 660, земельный участок заявителя с кадастровым номером 35:21:0103001:0022 относится к территории кадастрового квартала 0103001, удельный показатель стоимости 1 кв.м земли под промышленными объектами на территории названного кадастрового квартала составляет 925 руб. 06 коп.

Приведенный налоговым органом расчет налога проверен судом и признан верным, что подтверждается материалами дела. Данная сумма налога была самостоятельно исчислена и уплачена в бюджет заявителем.

Кроме того, постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.10.2007, вынесенным по делу N А13-1198/2007, в рамках которого рассматривался спор между ООО "ПК "Агро-Череповец" и инспекцией относительно правильности исчисления земельного налога за 9 месяцев 2006 года, изложенные выше обстоятельства, связанные с исчислением этого налога, были установлены.

С учетом того, что упомянутый судебный акт в силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по отношению к обстоятельствам данного дела имеет преюдициальное значение, требования заявителя также следует и по данному основанию признать необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Никаких иных доводов, отличных от приводимых при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций, податель жалобы не приводит.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения жалобы ООО "ПК "Агро-Череповец".

Принятые по делу судебные акты вынесены в соответствии с нормами материального и процессуального права и оснований для их отмены нет.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Решение Арбитражного суда Вологодской области от 08.11.2007 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2008 по делу N А13-8127/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Производственная компания "Агро-Череповец" - без удовлетворения.

     Председательствующий
Н.А.Морозова

Судьи:
О.А.Алешкевич
О.А.Корпусова

     Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Номер документа: А13-8127/2007
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
Дата принятия: 30 апреля 2008

Поиск в тексте