• по
Более 44000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

     
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 апреля 2008 года Дело N А42-4710/2007


[Суд признал недействительным решение МИФНС о доначислении НДС, поскольку Рамочным соглашением о многосторонней ядерно-экологической программе предусмотрено освобождение лиц, принимающих участие в осуществлении программ в рамках этого Соглашения, от обложения НДС в отношении оборудования и товаров, приобретаемых на территории РФ для реализации проектов или программ в рамках этого Соглашения]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Блиновой Л.В., судей: Кочеровой Л.И., Никитушкиной Л.Л., при участии: от открытого акционерного общества "Мурманское морское пароходство" - Кочаряна А.В. (доверенность от 01.01.2008 N ЮР-7/5); от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области - Брюквина С.В. (доверенность от 20.12.2007 N 01-14-38-03/9868), рассмотрев 29.04.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 28.09.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2008 по делу N А42-4710/2007, установил:

Открытое акционерное общество "Мурманское морское пароходство" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области (далее - Инспекция) от 29.06.2007 N 36 и требования Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 6 (далее - Межрегиональная инспекция N 6) от 27.07.2007 N 64/1.

Решением от 28.09.2007 суд удовлетворил заявление.

Постановлением от 28.01.2008 апелляционный суд оставил решение от 28.09.2007 без изменения.

В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит судебные акты отменить. По мнению подателя жалобы, при отсутствии у налогоплательщика на момент определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС), определяемой в соответствии с требованиями подпункта 1 пункта 1 статьи 167 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), полного пакета документов (выписки банка), подтверждающей фактическое поступление выручки на счет налогоплательщика в российском банке за реализованные донору безвозмездной помощи (содействия) или получателю безвозмездной помощи (содействия) товары (работы, услуги), освобождение от налогообложения НДС не производится, и деятельность налогоплательщика, осуществляемая им в рамках оказания безвозмездной технической помощи, подлежит налогообложению НДС.

Кроме того, по мнению налогового органа, Рамочное соглашение о многосторонней ядерной экологической программе в Российской Федерации, ратифицированное Российской Федерацией Федеральным законом от 23.12.2003 N 187-ФЗ (далее - Рамочное соглашение) в соответствии с пунктом 1 статьи 1 НК РФ, не относится к законодательству о налогах и сборах, правовые нормы, изложенные в названном соглашении, не противоречат закрепленным в Налоговом кодексе Российской Федерации и не могут иметь приоритет в силу статьи 7 НК РФ.

В отзыве на кассационную жалобу Межрегиональная инспекция N 6 просит отказать Обществу в удовлетворении требований.

В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.

Межрегиональная инспекция N 6 о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Общество 20.02.2007 представило в Инспекцию налоговую декларацию по НДС за январь 2007 года, в которой на основании подпункта 19 пункта 2 статьи 149 НК РФ заявило налоговую льготу в виде освобождения от уплаты НДС в сумме 1238651 руб.

По требованию налогового органа от 26.02.2007 N 30-26-26(5)1176 Общество представило в Инспекцию документы, подтверждающие обоснованность применения налоговой льготы по освобождению от налогообложения НДС товаров, поставленных в рамках оказания безвозмездной помощи.

В ходе камеральной проверки Инспекция установила, что в нарушение положений подпункта 19 пункта 2 статьи 149 НК РФ в представленном пакете документов отсутствует выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки на счет налогоплательщика в российском банке за реализованные донору безвозмездной помощи (содействия) товары (работы, услуги).

Требованием от 18.04.2007 N 30-26-26(5)/2620 Инспекция уведомила налогоплательщика о выявленном нарушении, предложила представить пояснения, подтверждающие документы или внести соответствующие исправления.

В письме от 25.04.2007 N Н-3879 Общество дало пояснения по факту выявленного налогового правонарушения и представило в Инспекцию выписку банка.

По результатам проверки Инспекция вынесла решение от 29.06.2007 N 36 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому Обществу доначислен НДС в размере 405230 руб. и предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.

Основанием для доначисления НДС послужил вывод Инспекции о том, что Общество при подаче налоговой декларации за январь 2007 года для подтверждения права на освобождение от уплаты НДС, предусмотренного подпунктом 19 пункта 2 статьи 149 НК РФ, не представило выписку банка, подтверждающую фактическое поступление выручки на счет налогоплательщика в российском банке за реализованные донору безвозмездной помощи (содействия) (уполномоченной донором организации) или получателю безвозмездной помощи (содействия) (уполномоченной федеральным органом исполнительной власти организации) товары (работы, услуги). Оплата произведена 21 марта 2007 года, а отгрузка осуществлена в январе 2007 года.

Инспекция считает, что поскольку на момент определения налоговой базы по НДС в соответствии с пунктом 1 статьи 167 НК РФ (в данном случае "день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав") у налогоплательщика отсутствовал полный комплект документов, подтверждающих право на применение налоговой льготы, то освобождение от НДС не может быть предоставлено и деятельность налогоплательщика, осуществляемая им в рамках оказания безвозмездной технической помощи, подлежит налогообложению НДС.

Во исполнение решения от 29.06.2007 N 36 Межрегиональной инспекцией N 6, на учете в которой с 28.05.2007 состоит заявитель, вынесено требование от 27.07.2007 N 63/1 об уплате налога.

Не согласившись с вынесенными налоговым органом решением и требованием, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Суды, посчитав обоснованным применение Обществом налоговой льготы, предусмотренной подпунктом 19 пункта 2 статьи 149 НК РФ, удовлетворили заявление.

Кассационная инстанция считает выводы судов обоснованными и не находит оснований для отмены судебных актов по следующим основаниям.

Согласно статье 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация товаров (работ, услуг), за исключением подакцизных товаров, реализуемых (выполненных, оказанных) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 04.05.99 N 95-ФЗ "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации" (далее - Закон N 95-ФЗ).

Реализация товаров (работ, услуг), указанных в названном подпункте, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) при представлении в налоговые органы следующих документов:

- контракта (копии контракта) налогоплательщика с донором (уполномоченной донором организацией) безвозмездной помощи (содействия) или с получателем безвозмездной помощи (содействия) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации. В случае, если получателем безвозмездной помощи (содействия) является федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, в налоговый орган представляется контракт (копия контракта) с уполномоченной этим федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации организацией;

- удостоверения (нотариально заверенной копии удостоверения), выданного в установленном порядке и подтверждающего принадлежность поставляемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) к гуманитарной или технической помощи (содействию);

- выписки банка, подтверждающей фактическое поступление выручки на счет налогоплательщика в российском банке за реализованные донору безвозмездной помощи (содействия) (уполномоченной донором организации) или получателю безвозмездной помощи (содействия) (уполномоченной федеральным органом исполнительной власти организации) товары (работы, услуги).

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 167 НК РФ моментом определения налоговой базы по НДС, если иное не предусмотрено пунктами 3, 7-11, 13-15 статьи 167 названного Кодекса, является наиболее ранняя из следующих дат:

1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;

2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Как следует из материалов дела, на момент подачи налоговой декларации за январь 2007 года заявитель представил в Инспекцию:

- копию контракта от 17.05.2006 N ММР-1 с донором (уполномоченной донором организацией) безвозмездной помощи (содействия) "Энергиверке Норд ГмбХ" (Германия) (заказчик или оказывающий помощь), дополнительное соглашение от 01.11.2006 N 1, копию удостоверения Комиссии по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации N 4902 "О признании средств, товаров, работ и услуг технической помощью", копию акта от 19.02.2007 N 9 промежуточной приемки выполненных работ.

До принятия налоговым органом решения по результатам налоговой проверки Общество представило выписку банка, подтверждающую поступление средств на счет заявителя.

Как следует из материалов дела и установлено судами, Обществом во исполнение контракта от 17.05.2006 в январе 2007 года осуществлена закупка щебня у ОАО "Олкон" и произведена его поставка на строительную площадку пункта длительного хранения реакторных отсеков атомных подводных лодок, что подтверждено актом промежуточной приемки выполненных работ от 19.02.2007 N 09. В адрес иностранного донора выставлен инвойс от 20.03.2007. Оплата поставки в сумме 36018,18 евро произведена 21.03.2007, что эквивалентно 1247774,21 руб.

То обстоятельство, что спорные отношения возникли в рамках оказания безвозмездной технической помощи, а также тот факт, что выполненные в соответствии с международным контрактом поставки оплачены за счет средств иностранного донора, налоговый орган не оспаривает.

Довод Инспекции об отсутствии у Общества права на применение льготы в связи с отсутствием на момент определения налоговой базы, определяемой в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 167 НК РФ, выписки банка, подтверждающей фактическое поступление выручки на счет заявителя, обоснованно отклонен судами.

Как следует из материалов дела, 09.10.2003 между Министерством Российской Федерации по атомной энергии и Федеральным Министерством экономики и труда Федеративной Республики Германии заключено соглашение об оказании содействия в ликвидации сокращаемого Российской Федерацией ядерного оружия путем утилизации атомных подводных лодок, выведенных из состава Военно-морского флота России, в рамках реализации договоренностей о глобальном партнерстве против распространения оружия и материалов массового уничтожения (далее - Соглашение).

Статьей 8 Соглашения содействие, оказываемое Германской Стороной по данному Соглашению, подлежит освобождению от налогов, таможенных пошлин и иных сборов в соответствии со статьей 9 Рамочного соглашения о многосторонней ядерно-экологической программе в Российской Федерации от 21.05.2003 (далее - Рамочное соглашение). Рамочное соглашение на русском языке опубликовано в издании Бюллетень международных договоров за 2004 год N 8 С. 11-19, Собрания законодательства Российской Федерации. 14 июня 2004 года N 24, статья 2337, что свидетельствует, о том, что оно является международным договором.

Названное Рамочное соглашение ратифицировано Федеральным законом от 23.12.2003 N 187-ФЗ "О ратификации Рамочного соглашения о многосторонней ядерно-экологической программе в Российской Федерации и протокола по вопросам претензий, судебных разбирательств и освобождения от материальной ответственности к Рамочному соглашению о многосторонней ядерно-экологической программе в Российской Федерации".

Статьей 9 Рамочного соглашения предусмотрено, что "Российская Сторона освобождает содействие, оказываемое по настоящему Соглашению, от таможенных пошлин, налогов на прибыль, других налогов и подобных сборов. Российская Сторона предпринимает все необходимые шаги для обеспечения того, чтобы местные и/или региональные налоги не взимались с содействия, оказываемого по настоящему Соглашению. Эти шаги включают предоставление писем от компетентных местных и региональных органов власти, подтверждающих, что содействие, оказываемое по настоящему Соглашению, не будет облагаться налогами.

Стороны, оказывающие содействие, их персонал, подрядчики, субподрядчики, поставщики и субпоставщики могут ввозить в Российскую Федерацию и вывозить из Российской Федерации оборудование, грузы, материалы или услуги, необходимые для выполнения настоящего Соглашения. В дополнение к положениям, касающимся оказания содействия, временный ввоз и вывоз не подлежат обложению таможенными пошлинами, лицензионными сборами, ненадлежащими ограничениями, налогами или подобными сборами.

В дополнение к предыдущим пунктам физическим и юридическим лицам, принимающим участие в осуществлении программ в рамках настоящего Соглашения на территории Российской Федерации, предоставляется освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость и другими сборами в отношении оборудования и товаров, приобретаемых на территории Российской Федерации для реализации проектов или программ в рамках настоящего Соглашения, а также выполненных работ и оказанных услуг на территории Российской Федерации".

Пунктами 5 и 6 Рамочного соглашения особо предусмотрено, что "налогообложение будет рассматриваться как веская причина для приостановки или прекращения проекта содействия, а также для отказа от начала проекта содействия.

Российская Сторона отвечает за процедуры, обеспечивающие выполнение положений настоящей статьи. Необходимые документы выдаются соответствующим уполномоченным органом".

Статьей 10.6 заключенного Обществом контракта от 17.05.2006 (л.д.16) также предусмотрено, что "согласно Соглашению приобретение изделий и услуг в Российской Федерации для целей Соглашения не должно облагаться какими-либо налогами, пошлинами или другими сборами в пользу Российской Федерации".

Согласно статье 7 НК РФ международный договор, регулирующий вопросы налогообложения, имеет приоритет над аналогичными нормами Налогового кодекса РФ и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами о налогах и сборах.

Таким образом, суд кассационной инстанции находит, что при рассмотрении спора суды обеих инстанций применил нормы материального и процессуального права соответственно установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.

С учетом изложенного и руководствуясь статьями 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Решение Арбитражного суда Мурманской области от 28.09.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2008 по делу N А42-4710/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области - без удовлетворения.

     Председательствующий
Л.В.Блинова

Судьи:
Л.И.Кочерова
Л.Л.Никитушкина

     Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Номер документа: А42-4710/2007
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
Дата принятия: 30 апреля 2008

Поиск в тексте