ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 08 мая 2008 года Дело N А56-27369/2007

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Подвального И.О., судей Бухарцева С.Н., Любченко И.С.,

при участии от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге Юрковой Т.С. (доверенность от 09.01.2008 N 72-04-45/2), от открытого акционерного общества «Невский завод» Дидушко М.С. (доверенность от 08.11.2007 N 47-05/175),

рассмотрев 05.05.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.11.2007 (судья Алешкевич О.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2008 (судьи Зотеева Л.В., Борисова Г.В., Шульга Л.А.) по делу N А56-27369/2007,

у с т а н о в и л :

Открытое акционерное общество «Невский завод» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге (далее - управление) от 24.07.2007 N 40-07/743 о назначении обществу административного наказания на основании части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением суда от 27.11.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 28.01.2008, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.

В кассационной жалобе управление просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение судами положений статьи 4.5 КоАП РФ. По мнению подателя жалобы, вывод судов о том, что рассматриваемое правонарушение считается оконченным с момента истечения срока представления отчетного документа, является ошибочным.

В судебном заседании представитель управления поддержал доводы жалобы, а представитель общества отклонил их.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Из материалов дела видно, что 15.05.2003 заявитель открыл счет в банке за пределами Российской Федерации (Украина). В нарушение части 7 статьи 12 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон) и пункта 4 Правил представления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2005 N 819 (далее - Правила), заявитель несвоевременно представил в налоговый орган отчет о движении средств по указанному счету в банке за пределами территории Российской Федерации за период с 01.01.2006 по 31.03.2006: не в течение 30 дней по окончании квартала, а 01.11.2006, что подтверждается отметкой налогового органа о принятии отчета (листы дела 60 - 62).

Данные обстоятельства послужили налоговому органу основанием для составления в отношении общества протокола об административном правонарушении от 27.06.2007 N 1.

Постановлением управления от 24.07.2007 N 40-07/743 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, и привлечено к административной ответственности в виде 40 000 руб. штрафа. Действия заявителя квалифицированы как несоблюдение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.

Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Суды обеих инстанций указали на пропуск управлением срока давности привлечения лица к административной ответственности (статья 4.5 КоАП РФ), установив при этом наличие в действиях общества признаков вмененного правонарушения.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, кассационная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.

В силу части 7 статьи 12 Закона резиденты, за исключением физических лиц - резидентов, представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Резидент ежеквартально, в течение 30 дней по окончании квартала, представляет в налоговый орган отчет в 2 экземплярах по форме согласно приложению и банковские документы (банковские выписки или иные документы, выданные банком в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк), подтверждающие сведения, указанные в отчете (далее - подтверждающие банковские документы), по состоянию на последнюю календарную дату отчетного квартала. При этом по каждому счету (вкладу), открытому в банке за пределами территории Российской Федерации (далее - счет (вклад)), представляется отдельный отчет с подтверждающими банковскими документами (пункт 4 Правил). Приложением к Правилам установлена форма этого отчета.

Объективную сторону административного правонарушения образуют несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок (часть 6 статьи 15.25 КоАП РФ).

В соответствии с положениями части 4 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 24 Закона резиденты обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям. При этом единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их предоставления устанавливаются Центральным банком Российской Федерации.

Вместе с тем согласно части 3 статьи 23 Закона Центральным банком Российской Федерации устанавливается порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций для представления уполномоченным банкам как агентам валютного контроля. Правительство Российской Федерации устанавливает соответствующий порядок в отношении иных агентов валютного контроля.

По смыслу приведенных нормативных положений следует различать документы и информацию, связанные с проведением валютных операций (часть 4 статьи 23 Закона), и документы, являющиеся формами учета и отчетности по валютным операциям. В спорном периоде в отношении резидентов, не являющихся уполномоченными банками, а также нерезидентов Центральным банком Российской Федерации не установлены формы учета и отчетности по валютным операциям, равно как порядок и сроки их представления.

Поскольку в рамках спорных правоотношений рассматриваемый отчет не отнесен к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям, нарушение обществом сроков представления данного документа не образует объективной стороны вмененного административного правонарушения (часть 6 статьи 15.25 КоАП РФ).

Доводы жалобы также подлежат отклонению с учетом официального нормативного толкования закона (пункт 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»). Нарушение административным органом срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, является безусловным основанием для признания незаконным и отмены его решения о привлечении лица к административной ответственности. За пределами этого срока вопросы целесообразности и эффективности привлечения правонарушителя к административной ответственности утрачивают правовое значение.

При таких обстоятельствах материально-правовых оснований для принятия нового решения не имеется.

Процессуальные основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.11.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2008 по делу N А56-27369/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге - без удовлетворения.

     Председательствующий
И.О.Подвальный
Судьи
С.Н.Бухарцев
И.С.Любченко

Электронный текст документа:

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка