ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 03 июня 2008 года Дело N А66-7349/2007

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Кирилловой И.И., Старченковой В.В.,

рассмотрев 02.06.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества «Тверской домостроительный комбинат» на решение Арбитражного суда Тверской области от 12.12.2007 (судья Бачкина Е.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2008 (судьи Чельцова Н.С., Мурахина Н.В., Потеева А.В.) по делу N А66-7349/2007,

у с т а н о в и л:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Твери и Калининском районе Тверской области (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к открытому акционерному обществу «Тверской домостроительный комбинат» (далее - Общество) о взыскании 5 090 134 руб. недоимки по страховым взносам по обязательному пенсионному страхованию и 30 510 руб. 26 коп. пеней.

Решением суда от 12.12.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.02.2008, с Общества в пользу Управления взыскано 5 120 644 руб. 26 коп., в том числе 5 090 134 руб. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за полугодие 2007 года и 30 510 руб. 26 коп. пеней за период с 07.08.2007 по 24.08.2007.

В кассационной жалобе Общество просит отменить судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований Управления, ссылаясь на неправильное применение судами пункта 1 статьи 126 и пункта 4 статьи 142 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве). По мнению подателя жалобы, на него незаконно возложена обязанность по уплате страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию вне очереди за счет конкурсной массы. Кроме того, Общество считает, что после признания его банкротом и открытия конкурсного производства начисление пеней и штрафов прекращается. Общество полагает выводы судов обеих инстанций ошибочными и основанными на разъяснениях рекомендательного характера, содержащихся в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве» (далее - Постановление ВАС РФ N 25) и не являющихся обязательными для применения судами.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность решения суда и постановления апелляционной инстанции проверена в кассационном порядке.

Кассационная инстанция считает жалобу не подлежащей удовлетворению.

Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Тверской области от 08.10.2004 по делу N А66-3402/04 Общество признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство.

Управление направило Обществу требование N 2679 по состоянию на 24.08.2007 об уплате в срок до 13.09.2007 недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за полугодие 2007 года (5 090 134 руб.) и пеней (30 510 руб. 26 коп.) в общей сумме 5 120 644 руб. 26 коп.

Поскольку требование об уплате указанной суммы не исполнено Обществом в добровольном порядке, Управление обратилось в суд с заявлением о ее взыскании.

Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требование Управления, поскольку спорные платежи являются обязательными, текущими, возникли и начислены после открытия конкурсного производства, а следовательно, взыскание такой задолженности в соответствии с положениями Закона о банкротстве и исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 15 Постановления ВАС РФ N 25, производится в общем порядке, вне рамок дела о банкротстве; при этом сумма недоимки не подлежит включению в реестр.

Кассационная коллегия считает выводы судебных инстанций правильными.

В силу абзаца третьего статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон N 167-ФЗ) в редакции, действовавшей в период возникновения задолженности и момент рассмотрения спора, правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено названным Законом.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Закона N 167-ФЗ Общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

Из пункта 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ следует, что страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.

Статьей 23 названного Закона установлено, что под расчетным периодом по уплате страховых взносов понимается календарный год, который состоит из следующих отчетных периодов: первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Сроки уплаты страховых взносов предусмотрены статьей 24, а порядок начисления, уплаты и размер пеней определен статьей 26 Закона N 167-ФЗ.

Статьей 25.1 Закона N 167-ФЗ предусмотрена процедура взыскания недоимки по страховым взносам и соответствующих пеней.

Согласно пункту 1 названной нормы до принятия решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в трехмесячный срок со дня поступления от налоговых органов сведений о сумме задолженности направляет страхователю требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.

В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 25 Закона N 167-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 названного Закона; а в случае превышения указанных сумм - в судебном порядке.

В силу статьи 2 Закона о банкротстве обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, к числу которых относятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, являются обязательными платежами.

Пунктами 1 и 2 статьи 5 Закона о банкротстве определено, что текущими платежами в деле о банкротстве и в процедурах банкротства являются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.

Обязанность по уплате страховых взносов по итогам полугодия 2007 года в сумме 5 090 134 руб. возникла у Общества после признания его банкротом и открытия конкурсного производства.

Требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, подлежат удовлетворению в соответствии с пунктом 4 статьи 142 Закона о банкротстве после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.

Вместе с тем в пункте 15 Постановления ВАС РФ N 25 разъяснено, что указанные положения пункта 4 статьи 142 Закона о банкротстве не подлежат применению к требованиям об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование ввиду наличия специальной нормы, устанавливающей обязанность конкурсного управляющего производить возложенные на работодателя в соответствии с федеральным законом платежи при оплате труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в ходе конкурсного производства (пункт 5 статьи 134 названного Закона).

Таким образом, требование Управления в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязанность по уплате которых возникла после открытия конкурсного производства, подлежит исполнению должником в установленном статьей 855 Гражданского кодекса Российской Федерации порядке, то есть вне очереди. Указанные требования не подлежат включению в реестр требований кредиторов и удовлетворяются вне рамок дела о банкротстве.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается начисление пеней по всем видам задолженности должника.

Названное положение применяется к требованиям, подлежащим включению в реестр требований кредиторов, и к текущим требованиям, возникшим до открытия конкурсного производства.

В рассматриваемом случае Управление начислило пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в спорной сумме на недоимку, возникшую после признания Общества банкротом и открытия в отношении него конкурсного производства.

Кроме того, исходя из указанного выше особого характера страховых взносов, они не являются задолженностью Общества по смыслу абзаца третьего пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве, а следовательно, на них не распространяется ограничение, установленное названной нормой.

Этот вывод следует и из толкования положения абзаца третьего пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве, содержащегося в абзаце втором пункта 29 Постановления ВАС РФ N 25, согласно которому требования по пеням, начисленным в период конкурсного производства в отношении обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, удовлетворяются в том же порядке, что и основное требование об уплате недоимки.

С учетом изложенного довод Общества о том, что пени не начисляются на недоимку по страховым взносам, возникшую после признания должника банкротом и открытия конкурсного производства, является ошибочным и основанным на неправильном применении статьи 126 Закона о банкротстве.

Суд первой инстанции правомерно рассмотрел заявление Управления по существу вне рамок дела о банкротстве Общества и, проверив обоснованность требований заявителя, взыскал с должника сумму задолженности и пеней.

При таких обстоятельствах кассационная коллегия считает решение суда и постановление апелляционной инстанции законными и обоснованными, а жалобу Общества - не подлежащей удовлетворению.

При принятии кассационной жалобы Общества к производству Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа ему предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины в сумме 1000 руб. до рассмотрения жалобы по существу. Поскольку жалоба оставлена без удовлетворения, государственная пошлина в указанной сумме подлежит взысканию в доход федерального бюджета на основании статьи 110 АПК РФ и подпунктов 4, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Тверской области от 12.12.2007 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2008 по делу N А66-7349/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества «Тверской домостроительный комбинат» - без удовлетворения.

Взыскать с открытого акционерного общества «Тверской домостроительный комбинат» в доход федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.

Председательствующий Г.Г. Кирейкова

     Судьи
И.И.Кириллова
В.В.Старченкова

Электронный текст документа:

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка