• по
Более 47000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 09 июня 2008 года Дело N А56-41822/2007

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Бурматовой Г.Е., Матлиной Е.О.,

при участии предпринимателя Куркова А.Л. и представителя государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе Санкт-Петербурга Трифеевой Л.Ю. (доверенность от 16.04.08 N05-04/7937),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Куркова Александра Леонидовича на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2008 по делу N А56-41822/2007 (судьи Загараева Л.П., Горбачева О.В., Семиглазов В.А.),

у с т а н о в и л:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе Санкт-Петербурга (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Куркова Александра Леонидовича штрафных санкций за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в размере 180 рублей. Решением суда первой инстанции от 21.12.2007, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2008, заявленные Управлением требования удовлетворены полностью. В кассационной жалобе Курков А.Л., ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, просит отменить постановление суда и направить дело на новое рассмотрение. В судебном заседании Курков А.Л. поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель Управления просил оставить постановление апелляционной инстанции без изменения. Законность постановления апелляционной инстанции проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, камеральной проверкой установлен факт непредставления предпринимателем Курковым А.Л. сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, о чем Управлением составлен акт от 26.03.2007 N 698П.

По результатам проверки Управлением принято решение от 25.05.2007 N 428П о привлечении предпринимателя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон N 27-ФЗ), в виде штрафа в сумме 180 рублей.

Поскольку требование от 25.05.2007 N 428П об уплате штрафа добровольно предпринимателем не исполнено, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Судебные инстанции, удовлетворяя заявленные требования, сделали вывод о правомерности взыскания Управлением штрафа с предпринимателя Куркова А.Л. Нарушений Управлением процедуры привлечения к ответственности судами не установлено.

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон N 167-ФЗ) к числу страхователей отнесены не только лица, выступающие в роли работодателей, но и индивидуальные предприниматели, производящие уплату страховых взносов за самих себя.

Одновременно в статье 7 Закона N 167-ФЗ определено, что граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе индивидуальные предприниматели, являются застрахованными лицами.

Таким образом, индивидуальные предприниматели, у которых отсутствуют наемные работники, одновременно являются и страхователями, и застрахованными лицами.

Согласно статье 2 Закона N 167-ФЗ Закон N 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании. Данный Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

В силу статьи 1 Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице в целях реализации пенсионных прав.

В соответствии со статьей 5 Закона N 27-ФЗ Пенсионный фонд Российской Федерации является органом, осуществляющим индивидуальный учет в системе государственного пенсионного страхования.

В абзаце 3 пункта 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ установлено, что физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, сами представляют сведения о себе в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своей регистрации в качестве страхователей.

В соответствии со статьей 1 Закона N 27-ФЗ физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, признаются застрахованные лица: индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы и иные категории граждан, уплачивающих страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Законом N 167-ФЗ.

Пунктом 5 статьи 11 Закона N 27-ФЗ установлено, что физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.

Согласно пункту 6 статьи 11 Закона N 27-ФЗ сведения, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи, представляются вместе с копией платежного документа.

В соответствии со статьей 19 Закона N 27-ФЗ Правительством Российской Федерации утверждается Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах.

Во исполнение указанной статьи постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 N 318 «О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования» утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования (далее - Инструкция), в пункте 38 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2003 N 422) которой установлено, что застрахованное лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет ежегодно до 1 марта в территориальный орган сведения об уплаченных страховых взносах за расчетный период вместе с копией платежного документа. При этом к застрахованным лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, относятся и физические лица - индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Законом N 167-ФЗ (пункт 2 Инструкции).

В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Из содержания указанной нормы следует, что субъектами ответственности за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, являются и страхователи, и физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция отклоняет довод подателя жалобы о том, что судом неправомерно применен пункт 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, устанавливающий срок представления сведений, поскольку эта норма обязательна только для страхователей.

В кассационной жалобе предприниматель Курков А.Л. указывает на то, что судом не применен подлежащий применению пункт 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2 Закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

В силу пункта 1 статьи 100.1 Налогового кодекса Российской Федерации дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 настоящего Кодекса. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц. Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.

Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении. В случае неявки этих лиц руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, и принимает решение о рассмотрении материалов налоговой проверки в отсутствие указанных лиц либо об отложении указанного рассмотрения.

Из материалов дела видно, что акт камеральной проверки от 26.03.2007 N 698П составлен без участия предпринимателя или его представителя, для представления возражений по акту установлен двухнедельный срок с момента его получения. Вместе с сопроводительным письмом от 03.04.2007 N 07-11/6100 акт направлен Куркову А.Л. по почте 06.04.2007, в указанном письме указано на необходимость представления индивидуальных сведений по месту регистрации.

В материалы дела представлены возражения предпринимателя Куркова А.Л. от 17.04.2007 на акт камеральной проверки от 26.03.2007 N 698П (л.д. 29), а также ответ Управления на указанные возражения, оформленный письмом от 17.05.2007 N 07-11/12417 (л.д. 28). В решении Управления от 25.05.2007 N 428П о привлечении предпринимателя к ответственности не отражен факт представления письменных возражений на акт камеральной проверки от 26.03.2007 N 698П.

В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие, что Управление извещало предпринимателя Куркова А.Л. о дате и месте рассмотрения материалов проверки. Представителем Управления не оспаривается, что Курков А.Л. не был извещен о времени и месте рассмотрения материалов проверки.

В соответствии с пунктом 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

Таким образом, Управлением были допущены грубые нарушения процедуры привлечения к ответственности, что может являться основанием для отмены его решения, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований о взыскании штрафа следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 286 и пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.12.07 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2008 по делу N А56-41822/2007 отменить.

В удовлетворении заявленных требований государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе Санкт-Петербурга отказать.

Взыскать с государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе Санкт-Петербурга в доход федерального бюджета 1 000 рублей государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.

     Председательствующий
Т.В.Клирикова
Судьи
Г.Е.Бурматова
Е.О.Матлина

Электронный текст документа:

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А56-41822/2007
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
Дата принятия: 09 июня 2008

Поиск в тексте