ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 09 июня 2008 года Дело N А56-46354/2007

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Бурматовой Г.Е., Матлиной Е.О.,

при участии от Калининградской областной таможни Вавилова В.Р. (доверенность от 04.04.08 N11), от открытого акционерного общества «Северо-Западное Пароходство» Королева А.В. (доверенность от 19.07.07),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Калининградской областной таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.02.08 по делу NА56-46354/2007 (судья Боровлев Д.Ю.),

у с т а н о в и л :

Открытое акционерное общество «Северо-Западное Пароходство» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Калининградской таможни, правопреемником которой является Калининградская областная таможня (далее - Таможня), от 03.10.07 N10205000-829/2007 о привлечении Общества к ответственности за совершение нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Решением суда от 13.02.08 заявленные требования удовлетворены полностью. В апелляционной инстанции дело не рассматривалось. В кассационной жалобе Таможня, указывая на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение суда. В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить решение суда без изменения.

В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Общества - доводы, изложенные в отзыве на нее. Законность решения суда проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, 19.08.07 в ходе таможенного осмотра судна «Сормовский 3056», принадлежащего Обществу, должностным лицом Таможни было обнаружено не указанное в судовой грузовой декларации и декларации о судовых припасах навигационное оборудование, а именно антенна марки «RW 701A-06/MRA-37,6 feet».

Определением от 19.08.07 N10205000-829/07 Таможней в отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении. Таможней вменено Обществу в вину нарушение, установленное частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По окончании административного расследования в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении от 19.09.07. Постановлением от 03.10.07 Общество привлечено к административной ответственности за совершение нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде штрафа в размере одной второй стоимости товара, являющегося предметом административного правонарушения, что составило 5 400 рублей, без конфискации данного товара. Признавая незаконным и отменяя это постановление, суд первой инстанции указал на то, что поскольку материалами административного дела установлено, что навигационное оборудование ввезено на территорию Российской Федерации на борту судна «Сормовский 3056» с целью его установки и последующей эксплуатации на судне, оборудование смонтировано на судне, не предназначено для введения в гражданский оборот на территории Российской Федерации, то декларированию оно не подлежит. При этом суд сделал вывод о том, что представления таможенной декларации на судовое снаряжение при перемещении судна через таможенную границу не требуется. В кассационной жалобе Таможня указывает на то, что навигационное оборудование, ввезенное на территорию Российской Федерации, подлежит таможенному оформлению.

Частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за недекларирование по установленной форме (устной, письменной или электронной) товаров и (или) транспортных средств, подлежащих декларированию. В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Таможенного кодекса Российской Федерации все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены Таможенным кодексом Российской Федерации.

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации транспортные средства - любые морское (речное) судно (включая самоходные и несамоходные лихтеры и баржи, а также судно на подводных крыльях), судно на воздушной подушке, воздушное судно, автотранспортное средство (включая прицепы, полуприцепы и комбинированные транспортные средства) или единица железнодорожного подвижного состава, которые используются в международных перевозках для платной перевозки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров, а также их штатные запасные части, принадлежности и оборудование, содержащиеся в их штатных баках горюче-смазочные материалы и топливо, если они перевозятся вместе с транспортными средствами.

В соответствии со статьей 270 Таможенного кодекса Российской Федерации, транспортные средства перемещаются через таможенную границу в соответствии с таможенными режимами временного ввоза и временного вывоза в порядке, предусмотренном главой 22 Таможенного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 279 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенное оформление транспортных средств, запасных частей и оборудования производится в упрощенном порядке в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или месте убытия с этой территории.

Пунктом 3 этой же статьи установлено, что если запасные части и оборудование перемещаются через таможенную границу одновременно с транспортным средством в соответствии со статьей 278 настоящего Кодекса, допускается заявление сведений о них во въездной или выездной декларации, представленной в отношении этого транспортного средства.

При этом из пункта 1 статьи 278 Таможенного кодекса Российской Федерации следует, что под оборудованием понимается специальное оборудование, предназначенное для погрузки, разгрузки, обработки и защиты грузов, независимо от того, может оно использоваться отдельно от транспортного средства или нет.

Таким образом, нормами Таможенного кодекса Российской Федерации прямо установлено, что запасные части, перемещаемые через таможенную границу, подлежат декларированию. В отношении судового снаряжения нормы Таможенного кодекса Российской Федерации не содержат требования о его декларировании. Вместе с тем нормы международного права и таможенные нормы различают понятия запасных частей и судового снаряжения.

Конвенцией по облегчению международного морского судоходства, заключенной 09.04.65 в Лондоне (далее - Конвенция), участницей которой является Российская Федерация, установлено, что судовыми запасными частями являются предметы, предназначенные для ремонта или замены частей оборудования судна, на котором они перевозятся; а судовым снаряжением - предметы, за исключением судовых запасных частей, находящиеся и предназначенные для использования на судне, которые являются движимыми, но не имеют потребительского характера, включая такие принадлежности судна как спасательные шлюпки, спасательные средства, мебель и другие предметы судового снаряжения и обстановки.

Аналогичным образом определены понятия судового снаряжения и запасных частей в пункте 2 «Положения о таможенном оформлении и таможенном контроле судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими судами», утвержденного приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 12.09.01 N892 (далее - Приказ ГТК N892).

При этом положения Конвенции и указанного приказа не содержат требований о представлении таможенной декларации на судовое снаряжение при перемещении судна через таможенную границу. Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что представления таможенной декларации на судовое снаряжение при перемещении судна через таможенную границу нормами таможенного законодательства не требуется.

Как установлено судом, подтверждается материалами дела и не оспаривается Таможней, навигационное оборудование (антенна марки «RW 701A-06/MRA-37,6 feet») была получена со склада Общества и перемещена на судно «Сормовский 3056» в соответствии с требованием-накладной от 17.07.07 N07/1037; оборудование принято на борт при стоянке судна в Санкт-Петербурге. Оборудование предназначалось для монтажа в процессе ремонта на судоремонтном заводе в городе Калининграде с целью его установки и последующей эксплуатации на судне. Таким образом, исходя из определений, данных в конвенции и Приказе ГТК N892, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что спорное навигационное оборудование являлось судовым снаряжением, поскольку является предметом, находящимся и предназначенным для использования на судне, не имеющем потребительского характера и не предназначенным для ремонта или замены частей оборудования судна. Следовательно, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии в действиях Общества состава нарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Решение суда соответствует нормам материального и процессуального права и оснований для отмены нет.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.02.08 по делу NА56-46354/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Калининградской областной таможни - без удовлетворения.

     Председательствующий
Т.В.Клирикова
Судьи
Г.Е.Бурматова
Е.О.Матлина

Электронный текст документа:

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка