ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 09 июня 2008 года Дело N А05-12420/2007

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Бурматовой Г.Е., Матлиной Е.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 13.02.2008 по делу N А05-12420/2007 (судья Ипаев С.Г.),

у с т а н о в и л:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Сатура» (далее - Общество) 331 664 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и 30 183 руб. 86 коп. пеней, начисленных за неуплату страховых взносов.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечена Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Архангельску (далее - налоговая инспекция). Решением суда первой инстанции от 13.02.2008 в удовлетворении заявленных требований Управлению отказано. В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела и на неправильное применением им норм материального права, просит отменить решение суда и принять новый судебный акт. Общество, налоговая инспекция и Управление о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие. Законность решения суда проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка Общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 11.02.2005 по 28.02.2007, о чем составлен акт от 05.2007 N 24-19/116ДСП.

По результатам проверки принято решение от 29.06.2007 N 24-19/1611 о привлечении Общества к ответственности за совершение налоговых правонарушений, доначислении налогов с соответствующими пенями.

В ходе проверки налоговым органом установлено, что Обществом в нарушение статей 22, 33 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон N 167-ФЗ) не включены в базу для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, доходы, полученные физическими лицами в 2005 и 2006 годах путем перечисления денежных средств с расчетного счета Общества на счета накопительных пластиковых карт физических лиц, и путем выдачи денежных средств физическим лицам из кассы предприятия. Документы, подтверждающие возврат данных денежных средств в кассу, либо на расчетный счет предприятия, а также документы, подтверждающие их расходование, Обществом к проверке не представлены.

По указанному эпизоду Обществу доначислено 331 664 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2005-2006 годы и начислены пени в сумме 25 907 руб. за неуплату страховых взносов. Указанная сумма пеней начислена за период с 15.11.2005 по 29.06.2007.

Сведения о начисленных суммах страховых взносов на обязательное пенсионной страхование за 2005-2006 годы переданы налоговой инспекцией Управлению.

На основании полученной от налогового органа информации Управление направило в адрес Общества требование N 420217 по состоянию на 15.11.2007, в соответствии с которым Обществу предложено в срок до 30.11.2007 уплатить 361 847 руб. 86 коп., в том числе, 331 664 руб. задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2006 год и 30 183 руб. 86 коп. пеней за несвоевременное перечисление страховых взносов, начисленных за период с 01.01.2006 по 15.11.2007. Поскольку Общество в установленный срок требование не исполнило, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Закона N 167-ФЗ Общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию. Пунктом 2 статьи 14 названного Закона на страхователей возложена обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.

В силу пункта 2 статьи 10 Закона N 167-ФЗ объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные главой 24 «Единый социальный налог» Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения для организаций, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Вместе с тем в пункте 3 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ) указано, что перечисленные в пункте 1 названной статьи выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Судом первой инстанции установлено и налоговой инспекцией не оспаривается, что Общество не относило к расходам, уменьшающим облагаемую налогом на прибыль базу, указанные в решении налоговой инспекции денежные средства.

В кассационной жалобе налоговая инспекция указывает на то, что по смыслу пункта 3 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения единым социальным налогом не признаются выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся), которые в силу закона не могут быть отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций.

Как следует из информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.06 N106, при рассмотрении дел, касающихся правильности определения налоговой базы по единому социальному налогу, необходимо иметь в виду, что пункт 3 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации не предоставляет налогоплательщику права выбора, по какому налогу (единому социальному налогу или налогу на прибыль) уменьшать налоговую базу на сумму соответствующих выплат. Следовательно, при решении вопроса о включении выплат и вознаграждений в базу по единому социальному налогу следует руководствоваться нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации.

Однако налоговая инспекция не указывает, какие нормы главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, по ее мнению, в данном случае подлежат применению. Из материалов дела также не следует, в связи с чем Общество перечисляло денежные средства на счета накопительных пластиковых карт физических лиц, и выдавало денежные средства физическим лицам из кассы предприятия.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Поскольку ни Управлением, ни налоговой инспекцией не представлено подтверждений необоснованности неотнесения Обществом спорных денежных средств к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, то суд первой инстанции правомерно сделал вывод об отсутствии оснований для включения указанных сумм в базу для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Таким образом, решение суда соответствует нормам материального и процессуального права и оснований для его отмены нет.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 13.02.2008 по делу N А05-12420/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску - без удовлетворения.

     Председательствующий
Т.В.Клирикова
Судьи
Г.Е.Бурматова
Е.О.Матлина

Электронный текст документа:

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка