ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 июня 2008 года Дело N А56-20224/2007


[Заявленное требование о взыскании излишне списанных провозных платежей удовлетворено, поскольку суд пришел к выводу, что ОАО "РЖД" необоснованно списало с лицевого счета общества в ТехПД провозную плату в двойном размере]      

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Нефедовой О.Ю., судей: Казанцевой Р.В. и Коробова К.Ю., при участии от ООО "Трансойл" Семеновой Т.Н. (доверенность от 29.12.2007), от ОАО "РЖД" Кудряшова С.В. (доверенность от 28.12.2007), рассмотрев 04.06.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.11.2007 (судья Кожемякина Е.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.02.2008 (судьи: Барканова Я.В., Серикова И.А., Тимухина И.А.) по делу N А56-20224/2007, установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Трансойл" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") о взыскании 40828 руб. излишне списанных провозных платежей с лицевого счета истца в Санкт-Петербургском технологическом центре по обработке перевозочных документов (далее - ТехПД) и 3038 руб. 18 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.

До принятия судом решения истец отказался от исковых требований в части взыскания 5136 руб. 54 коп. и 275 руб. 52 коп. процентов.

Ответчик признал иск в сумме 1640 руб. 20 коп. необоснованно списанных провозных платежей.

Решением от 30.11.2007 исковые требования удовлетворены в сумме 35691 руб. 46 коп. излишне списанных провозных платежей и 2762 руб. 66 коп. процентов. Производство по делу в части взыскания 5136 руб. 54 коп. излишне списанных провозных платежей и 275 руб. 52 коп. процентов прекращено.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.02.2008 решение от 30.11.2007 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе ОАО "РЖД" просит отменить обжалуемые решение и постановление апелляционной инстанции и отказать в удовлетворении исковых требований.

Податель жалобы ссылается на то, что прейскурант 10-01 не содержит нормы, в соответствии с которой плата за перевозку двух локомотивов взималась бы как одна.

В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить в силе обжалуемые судебные акты, считая их обоснованными и законными.

В судебном заседании представитель ОАО "РЖД" поддержал доводы жалобы. Представитель Общества просил отказать в ее удовлетворении.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа, проверив законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как видно из материалов дела, ОАО "РЖД" и Общество 30.12.2005 заключили договор об организации перевозок грузов N 0060357, в соответствии с которым оплата провозных платежей производится путем обеспечения Обществом на своем лицевом счете в ТехПД наличия денежных средств, необходимых для оплаты провозных платежей.

По железнодорожным накладным N ЭШ 255106, ЭШ 255272, ЭШ836372, ЭШ 836442 была осуществлена перевозка двух пар принадлежащих Обществу сцепленных локомотивов N 742, 586 и 700 и 1614. Из накладных усматривается, что указанные локомотивы в "горячем" состоянии осуществляли резервный пробег по маршруту от станции Автово до станции Кириши Октябрьской железной дороги.

Общество считает, что провозную плату по указанным накладным следует исчислять в соответствии с пунктом 2.17.3 постановления ФЭК РФ от 17.06.2003 N 47-т/5 "Об утверждении прейскуранта 10-01" и руководствоваться схемами N 110 и 113 с уменьшением ее в размере, указанном в примечании к таблице N 16 приложения N 5.

Кроме того, Общество ссылается на телеграмму ОАО "РЖД" от 04.08.2006 N ЦФТОГТ-22/178, в соответствии с которой расчет платы за использование инфраструктуры при пробеге собственных вагонов с собственным локомотивом, соединенных для работы по системе многих единиц, в том числе двух односекционных, при их управлении одной локомотивной бригадой должен производиться по тарифной схеме N 110 или 113 как за один локомотив, а при пробеге в составе поездных формирований с вагонами двух локомотивов, управляемых двумя локомотивными бригадами, - по этим же тарифным схемам за каждый локомотив в отдельности.

В соответствии с телеграммой ОАО "РЖД" от 29.08.2006 N ЦФТОГТ-22/219 порядок оформления перевозочных документов и расчет плат, изложенный в телеграмме от 04.08.2006 N ЦФТОГТ-22/178, распространяется и на резервные пробеги собственных (арендованных) локомотивов в "горячем" состоянии.

ОАО "РЖД" считает, что действующим законодательством не предусмотрено взимание провозной платы в одинарном размере за перевозку двух локомотивов, оформленную двумя железнодорожными накладными.

По мнению Общества, ОАО "РЖД" необоснованно списало с его лицевого счета в ТехПД провозную плату в двойном размере, что послужило основанием для обращения с иском в арбитражный суд.

Суд первой инстанции согласился с правовой позицией Общества и удовлетворил исковые требования с учетом частичного отказа от иска. Апелляционная инстанция поддержала выводы суда первой инстанции.

Кассационная инстанция считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.

В соответствии с пунктом 2 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 2 Федерального закона "О железнодорожном транспорте" и статьей 2 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации тарифы на железнодорожные перевозки устанавливаются (регулируются) государством и не могут изменяться участниками договора перевозки.

Прейскурантом 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" определены тарифы на перевозки грузов, выполняемые ОАО "РЖД" по инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД", а также на услуги по использованию инфраструктуры ОАО "РЖД".

Плата за пробег отдельных собственных (арендованных) локомотивов определяется в соответствии с пунктом 2.17.3 прейскуранта 10-01, которым предусмотрено, что плата за пробег отдельных (собственных (арендованных) локомотивов, в том числе в ремонт (из ремонта), с оформлением полных перевозочных документов определяется по тарифным схемам N 110 или 113 с уменьшением ее в размере, указанном в примечании к таблице N 16 приложения N 5.

Плата за пробег собственных (арендованных) локомотивов в "холодном" состоянии (не используемых для тяги поездов) в составе поездных формирований, состоящих из собственных (арендованных) локомотивов и вагонов, или с отдельным собственным (арендованным) локомотивом производится по тарифной схеме N 28 с применением коэффициента 0,7.

Локомотивы, соединенные для работы по системе многих единиц, при их управлении одной локомотивной бригадой считаются за одну единицу железнодорожного транспорта.

Телеграммами от 04.08.2006 N ЦФТОГТ-22/178 и от 29.09.2006 N ЦФТОГТ-22/219 даны разъяснения о том, что расчет платы за использование инфраструктуры при пробеге собственных локомотивов в "горячем" состоянии, соединенных для работы по системе многих единиц при их управлении одной локомотивной бригадой, должен производиться по тарифной схеме N 110 или 113 как за один локомотив, а при пробеге двух локомотивов, управляемых двумя локомотивными бригадами - по этим же тарифным схемам за каждый локомотив в отдельности.

Маршрутными листами машиниста и актами общей формы от 30.12.2006 и от 12.08.2006 подтверждается, что спорные локомотивы принадлежат Обществу, следовали в "горячем" состоянии под управлением одной локомотивной бригады.

При таких обстоятельствах доводы жалобы отклоняются как несостоятельные.

Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, а также норм материального права, судом кассационной инстанции не установлено.

При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.11.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.02.2008 по делу N А56-20224/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.

     Председательствующий
О.Ю.Нефедова

Судьи:
Р.В.Казанцева
К.Ю.Коробов

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка