• по
Более 57000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

     
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 июля 2008 года Дело N А05-7700/2007


[Суд взыскал расходы на оказание медицинской помощи, поскольку финансирование подразделений Государственной противопожарной службы, созданных органами государственной власти субъектов РФ на основе договоров, в том числе и социальных гарантий личному составу этих подразделений, осуществляется за счет средств субъектов РФ]  

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Тарасюка И.М., судей: Старченковой В.В., Яковца А.В., при участии: от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области Земской Т.Д. (доверенность от 05.12.2007), от Министерства финансов Российской Федерации Фарбер С.Г. (доверенность от 10.01.2008), от Департамента финансов Архангельской области Пономарева С.В. (доверенность от 14.01.2008), рассмотрев 29.07.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента финансов Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 06.12.2007 (судья Антонова Н.Ю.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2008 (судьи: Романова А.В., Зайцева А.Я., Писарева О.Г.) по делу N А05-7700/2007, установил:

Муниципальное учреждение здравоохранения "Первая городская клиническая больница" (далее - Больница) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области (далее - МЧС по Архангельской области) о взыскании 77966 руб. задолженности за оказанные в период с августа 2005 года по сентябрь 2006 года сотрудникам МЧС медицинские услуги.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, указаны государственное учреждение "Отряд государственной противопожарной службы N 3" (далее - ГУ "Отряд N 3"), государственное учреждение "Архангельская областная служба спасения" (далее - ГУ "Архангельская областная служба спасения").

Определением от 23.08.2007 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено областное государственное учреждение "Управление государственной противопожарной службы и гражданской защиты Архангельской области".

Определением от 11.09.2007 ГУ "Отряд N 3" привлечено к участию в деле в качестве второго ответчика и исключено из числа третьих лиц.

Определением от 27.09.2007 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС), Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ), Архангельская область в лице Департамента финансов Архангельской области (далее - Департамент финансов).

Определением от 14.11.2007 Российская Федерация в лице Минфина РФ, МЧС, Департамент финансов исключены из числа третьих лиц и привлечены к участию в деле в качестве ответчиков.

В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уменьшил сумму иска до 71806 руб.

Решением от 06.12.2007 иск удовлетворен, с Архангельской области за счет средств ее казны в пользу Больницы взыскано 71806 руб. расходов на оказание медицинской помощи и 2654 руб. 18 коп. расходов по оплате государственной пошлины. В иске к МЧС по Архангельской области, ГУ "Отряд N 3", Минфину РФ и МЧС отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 28.04.2008 решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Департамент финансов просит отменить решение и постановление в части удовлетворения требований за счет средств Архангельской области. Податель жалобы ссылается на неполное выяснение судами обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, неприменение закона, подлежащего применению.

В отзыве на кассационную жалобу Минфин РФ просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения. По мнению Минфина РФ, с 01.01.2005 федеральное законодательство предоставило субъектам Российской Федерации право создавать собственные противопожарные службы, в связи с чем разграничило источники финансирования федеральных пожарных служб и служб, созданных субъектами Российской Федерации.

В судебном заседании представитель подателя жалобы поддержал ее доводы в полном объеме.

Представители Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области и Министерства финансов Российской Федерации просили оставить решение и постановление без изменения.

Остальные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы надлежаще извещены, однако в суд кассационной инстанции своих представителей не направили.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, в период с августа 2005 года по сентябрь 2006 года Больница оказывала медицинские услуги работникам ГУ "Отряд N 3". В результате оказания медицинских услуг Больница понесла расходы, невозмещение которых послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском. Ссылаясь на договор от 31.07.2005, Больница полагает, что расходы должны быть возмещены за счет средств ГУ МЧС по Архангельской области.

Факт предоставления медицинских услуг подтверждается материалами дела, установлен судами и ответчиками не оспаривается.

Суд первой инстанции, удовлетворяя иск, пришел к выводу, что расходы Больницы подлежат возмещению за счет средств казны Архангельской области.

Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда первой инстанции.

Кассационная коллегия, изучив материалы дела и проанализировав доводы жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.

Как следует из материалов дела, между Управлением Государственной противопожарной службы Управления внутренних дел Архангельской области (далее - Орган Управления ГПС) и администрацией Архангельской области (далее - Администрация) заключен договор от 13.07.2001 N 39/7-01, согласно которому Орган Управления ГПС создает, а Администрация финансирует за счет средств своего бюджета органы управления и территориальные подразделения государственной противопожарной службы (лист дела 65 тома 1).

Из пунктов 15, 16 договора следует, что он заключен на три года и вступает в силу с 01.01.2002. Если ни одна из сторон по договору не предложит изменить условия договора за 6 месяцев до окончания срока действия договора, то договор считается пролонгированным на очередной трехлетний срок и на тех же условиях (лист дела 68 тома 1).

Указанный договор заключен в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.2001 N 103 "О территориальных подразделениях Государственной противопожарной службы МВД России".

Пунктом 1 названного постановления в редакции от 12.02.2001 предусмотрено, что договор о создании территориальных подразделений Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее именуются - территориальные подразделения), финансируемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, заключает федеральный орган управления Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации и соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В силу пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 09.11.2001 N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" предусмотрено преобразовать до 1 января 2002 года Государственную противопожарную службу Министерства внутренних дел Российской Федерации в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, включив в ее состав входящие по состоянию на 1 октября 2001 году в систему Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации центральные и территориальные органы, подразделения, учреждения, предприятия, организации с состоящим на их балансе имуществом

В соответствии с дополнительным соглашением от 04.04.2005 к договору от 13.07.2001 N 39/7-01 ГУ МЧС по Архангельской области приняло на себя обязательства по договору УГПС УВД Архангельской области, действие договора продлено до 01.01.2009 (лист дела 69 тома 1).

Согласно статье 5 Федерального закона от 21.12.94 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" в редакции от 22.08.2004 N 122-ФЗ (далее - Закон N 69-ФЗ) в Государственную противопожарную службу входят федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов Российской Федерации.

Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 10 Закона N 69-ФЗ в указанной редакции финансовое обеспечение деятельности федеральной противопожарной службы, социальных гарантий и компенсаций ее личному составу в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством Российской Федерации.

Финансовое обеспечение деятельности подразделений Государственной противопожарной службы, созданных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, социальных гарантий и компенсаций личному составу этих подразделений в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Вопросы финансирования территориальных подразделений, созданных на основе договоров с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, Законом N 69-ФЗ не урегулированы.

Вместе с тем пунктом 1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что увольнение лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы, принятых на службу в территориальные подразделения Государственной противопожарной службы, созданные на основе договоров с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, осуществляется поэтапно в течение 2005-2008 годов по истечении срока контракта о службе или достижении предельного возраста нахождения на службе при наличии выслуги лет, дающей право на пенсию, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Таким образом, суды, проанализировав указанные нормы, пришли к правильному выводу, что финансирование подразделений Государственной противопожарной службы, созданных органами государственной власти субъектов Российской Федерации на основе договоров, в том числе и социальных гарантий личному составу этих подразделений, осуществляется за счет средств субъектов Российской Федерации.

Доводы подателя жалобы материалами дела не подтверждаются.

Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем не находит оснований для их отмены.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Решение Арбитражного суда Архангельской области от 06.12.2007 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2008 по делу N А05-7700/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента финансов Архангельской области - без удовлетворения.

     Председательствующий
И.М.Тарасюк

Судьи:
В.В.Старченкова
А.В.Яковец

     Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Номер документа: А05-7700/2007
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
Дата принятия: 30 июля 2008

Поиск в тексте