• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

     
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 декабря 2008 года Дело N А13-113/2008


[Суд удовлетворил иск предприятия о взыскании с РФ расходов, возникших в результате предоставления отдельным категориям граждан льгот в виде бесплатного проезда на городском автомобильном транспорте, поскольку перечисленных предприятию на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ФЗ "О ветеранах" из федерального бюджета средств оказалось недостаточно, факт нецелевого использования средств не установлен]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Кустова А.А., судей: Сосниной О.Г., Старченковой В.В., при участии от муниципального унитарного пассажирского автотранспортного предприятия N 1 Шкляева Н.В. (доверенность от 25.12.2007) и Буканова А.А. (доверенность от 25.12.2008), рассмотрев 09.12.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Вологодской области от 09.06.2008 (судья Виноградова Т.Б.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2008 (судьи: Романова А.В., Зайцева А.Я., Писарева О.Г.) по делу N А13-113/2008, установил:

Муниципальное унитарное пассажирское автотранспортное предприятие N 1 (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) о взыскании 87166307 руб. расходов, возникших в результате предоставления в 2004 году отдельным категориям граждан льгот в виде бесплатного проезда на городском автомобильном транспорте.

Определением от 14.02.2008 суд принял уменьшение исковых требований до 86612192 руб. 16 коп. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, Вологодская область в лице Департамента финансов Вологодской области, администрация города Вологды, Комитет жилищно-коммунального хозяйства и транспорта администрации города Вологды.

Определением от 06.05.2008 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по транспорту и связи правительства Вологодской области.

Решением от 09.06.2008 исковые требования удовлетворены, с Российской Федерации в лице Минфина РФ за счет средств казны Российской Федерации в пользу Предприятии взыскано 86612192 руб. 16 коп. расходов, а также 100000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

Постановлением апелляционной инстанции от 01.09.2008 решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Минфин РФ просит отменить решение и постановление и вынести новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы Минфин РФ ссылается на то, что истец пропустил срок исковой давности за период с января по ноябрь 2004 года. Срок исковой давности должен определяться по правилам гражданского законодательства.

В отзыве на кассационную жалобу Предприятие просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.

Как следует из материалов дела, Предприятие является коммерческой организацией, которая осуществляет перевозку пассажиров автобусами городского сообщения в городе Вологда.

В 2004 году Предприятие во исполнение Федерального закона от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон об инвалидах), Федерального закона от 12.01.95 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон о ветеранах) предоставляло отдельным категориям граждан льготы, в результате чего понесло расходы.

Между Предприятием и администрацией города Вологды заключен договор от 02.03.2004 N 58, согласно которому Предприятию компенсируются расходы, связанные с предоставлением льгот. Пунктом 2.7 договора предусмотрено, что Предприятие ежемесячно предоставляет отчеты о работе за предыдущий месяц, а администрация города Вологды компенсирует расходы Предприятию пропорционально установленной решением Вологодской городской Думы от 16.05.2002 N 497 доле Предприятия в городских пассажирских перевозках в размере 55,95.

Как усматривается из материалов дела, Предприятию в 2004 году компенсированы расходы по Закону о ветеранах в сумме 15803059 руб. 81 коп. и по Закону об инвалидах - 13169427 руб. 03 коп. Поскольку расходы Предприятию не возмещены в полном размере, оно обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что иск Предприятия является обоснованным как по праву, так и по размеру.

Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда первой инстанции.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.

Согласно статье 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными нормативными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.

Статьей 14 Закона о ветеранах в редакции от 23.12.2003 предоставлено право на бесплатный проезд инвалидам войны и лицу, сопровождающему инвалида войны I группы, на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) в любом городе независимо от места их жительства, на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и междугородных маршрутов (внутрирайонных, внутриобластных, внутрикраевых, внутриреспубликанских или при их отсутствии межобластных, межкраевых, межреспубликанских) независимо от места жительства указанных лиц в порядке и на условиях, которые определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 10 Закона о ветеранах в названной редакции предусмотрено, что расходы на оплату проезда на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения, на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и междугородных маршрутов (внутрирайонных, внутриобластных, внутрикраевых, внутриреспубликанских или при их отсутствии межобластных, межкраевых, межреспубликанских) возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 30 Закона об инвалидах в редакции от 23.10.2003 дети-инвалиды, их родители, опекуны, попечители и социальные работники, осуществляющие уход за детьми-инвалидами, а также инвалиды пользуются правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси.

Пунктами 18 и 19 статьи 4 Закона об инвалидах предусмотрено, что установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относятся к компетенции федеральных органов власти.

Источник финансирования указанных льгот Законом об инвалидах не определен.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536 утвержден Порядок предоставления и расходования средств Фонда компенсаций на реализацию федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Порядок). Этот Порядок действовал и в 2004 году (постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2004 N 80). В силу пункта 2 Порядка предоставление субсидий и субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляет Минфин РФ на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств, утверждаемых в установленном порядке.

В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Поскольку все выделенные из федерального бюджета средства перечислены Вологодской областью Предприятию, однако их оказалось недостаточно, и учитывая, что Российская Федерация не отменяла и не приостанавливала действие законов, факт нецелевого использования средств не установлен, суды пришли к правильному выводу о взыскании расходов за счет средств федерального бюджета.

Суды оценили представленные доказательства и пришли к выводу, что истец представил в материалы дела все подтверждающие расходы документы, на основании которых им произведен расчет исковых требований. В материалы дела представлены также постановления главы города Вологды от 20.12.2001 N 3675, от 20.01.2004 N 123, от 16.07.2004 N 2271, согласно которым плата за проезд, действовавшая в течение 2004 года, составляла 4 руб. (январь-март), 5 руб. (апрель-июнь), 6 руб. (август-декабрь).

При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, соответствуют фактическим обстоятельствам и собранным по делу доказательствам, основания для их отмены отсутствуют.

Доводы подателя жалобы были предметом тщательного рассмотрения судов нижестоящих инстанций и получили надлежащую правовую оценку.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Решение Арбитражного суда Вологодской области от 09.06.2008 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2008 по делу N А13-113/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.

     Председательствующий
А.А.Кустов

Судьи:
О.Г.Соснина
В.В.Старченкова

     Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Номер документа: А13-113/2008
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
Дата принятия: 12 декабря 2008

Поиск в тексте