• по
Более 46000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 09 декабря 2008 года Дело N А13-11341/2007

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Корпусовой О.А., Морозовой Н.А.,

при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Вологодской области Федоровой М.С. (доверенность от 22.11.2008 N 92),

рассмотрев 09.12.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Вологодской области» на решение Арбитражного суда Вологодской области от 14.07.2008 (судья Докшина А.Ю.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2008 (судьи Бочкарева И.Н., Богатырева В.А., Виноградова Т.В.) по делу N А13-11341/2007,

у с т а н о в и л:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Вологодской области (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о взыскании с федерального государственного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Вологодской области» (далее - Учреждение, ФГУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Вологодской области») 641 571 руб. авансовых платежей по налогу на имущество за 9 месяцев 2006 года на основании решения налогового органа от 18.06.2007 N 890/26498.

В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции Учреждение признало требования Инспекции в части взыскания авансовых платежей по налогу на имущество за 9 месяцев 2006 года в сумме 43 907руб. 65 коп.

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 14.07.2008 заявление удовлетворено.

Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2008 решение суда от 14.07.2008 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Учреждение просит отменить судебные акты в части взыскания с него 597 663 руб. 35 коп. авансовых платежей по налогу на имущество за 9 месяцев 2006 года и отказать налоговому органу в удовлетворении заявления в этой части, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. По мнению подателя жалобы, он правомерно применил льготу по налогу на имущество, предусмотренную подпунктом 10 пункта 1 статьи 4 Закона Вологодской области от 21.11.2003 N 968-ОЗ «О налоге на имущество организаций» (далее - Закон Вологодской области от 21.11.2003 N 968-ОЗ), в отношении закрепленных на праве оперативного управления и находящихся на его балансе объектов мелиоративных систем и гидротехнических сооружений. ФГУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Вологодской области» считает, что поддержанный судами вывод Инспекции о недоказанности заявителем факта использования им спорного имущества для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции сделан без учета позиции Департамента финансов Вологодской области (письмо от 13.03.2008 N 19-08/6/616). Не согласен податель жалобы и с выводом судов о том, что деятельность Учреждения, имеющую в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001 далее - Классификатор ОК 029-2001), утвержденным постановлением Госкомстата Российской Федерации от 06.11.2001 N 454-ст, код 01.4.3 «Предоставление услуг по эксплуатации мелиоративных систем», нельзя квалифицировать как производство сельскохозяйственной продукции.

ФГУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Вологодской области» о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, однако представители в суд не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах приведенных в жалобе доводов с учетом ограничения полномочий, предоставленных суду кассационной инстанции статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, Череповецкий филиал ФГУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Вологодской области» в феврале 2007 года (07.02.2007) представил в Инспекцию уточненный налоговый расчет авансового платежа по налогу на имущество за 9 месяцев 2006 года, указав среднегодовую стоимость имущества, освобожденного от налогообложения на основании подпункта 10 пункта 1 статьи 4 Закона Вологодской области от 21.11.2003 N 968-ОЗ, в сумме 116 649 272 руб.

При проведении камеральной проверки полученного уточненного расчета налоговый орган признал неправомерным применение налогоплательщиком названной льготы в отношении объектов мелиоративных систем, гидротехнических сооружений и имущества, необходимого для их эксплуатации. Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 4 Закона Вологодской области от 21.11.2003 N 968-ОЗ с 01.01.2005 основанием для применения льготы является использование имущества для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции именно налогоплательщиком. По мнению Инспекции, имущество, находящееся на балансе Череповецкого филиала Учреждения и включенное в состав льготируемого, используется для производства сельскохозяйственной продукции сельскохозяйственными предприятиями Вологодской области, а филиалом осуществляется только его техническое обслуживание (объекты системы мелиорации) или имущество используется для оказания услуг сельскохозяйственными производителям по вывозке органических удобрений на поля, культуртехнических работ и т.д. Согласно справке органа статистики основным видом деятельности Череповецкого филиала ФГУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Вологодской области» является предоставление услуг по эксплуатации мелиоративных систем (Классификатор ОК 029-2001 - 01.41.3). Дополнительными видами деятельности филиала являются: добыча торфа (код 10.30.1); агломерация торфа (код 10.30.2); предоставление услуг, связанных с производством сельскохозяйственных культур (код 01.41.1); оптовая торговля сельскохозяйственным сырьем, не включенным в другие группировки (код 51.21.5) и т.д. Производством, переработкой или хранением сельскохозяйственной продукции ни Череповецкий филиал, ни Учреждение не занимаются.

По результатам проверки составлен акт от 29.03.2007 N 51 и с учетом представленных налогоплательщиком возражений принято решение от 18.06.2007 N 890/26498, которым Учреждению доначислено и предложено уплатить 641 571 руб. налога на имущество за 9 месяцев 2006 года, а также внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.

Во исполнение решения от 18.06.2007 N 890/26498 Учреждению направлено требование от 03.08.2007 N 519 об уплате в срок до 23.08.2007 641 571 руб. налога на имущество. Поскольку ФГУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Вологодской области» в установленный срок требование не исполнило, Инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании налога.

Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявление, признав незаконным применение Учреждением льготы по налогу на имущество, установленной подпунктом 10 пункта 1 статьи 4 Закона Вологодской области от 21.11.2003 N 968-ОЗ, в отношении спорного имущества.

Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы Учреждения.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Согласно статье 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Федеральным законом от 11.11.2003 N 139-ФЗ «О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов» часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации дополнена главой 30 «Налог на имущество организаций», которая введена в действие с 01.01.2004, а Закон Российской Федерации от 13.12.1991 N 2030-1 «О налоге на имущество предприятий» признан утратившим силу.

Согласно статье 14 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций отнесен к региональным налогам.

В статье 372 НК РФ указано, что налог на имущество организаций устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъекта Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Пунктом 2 названной статьи предусмотрены обязанность законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации при установлении налога на имущество определять налоговую ставку в пределах, установленных главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по налогу, а также право предусматривать налоговые льготы и основания для их использования.

В силу пункта 1 статьи 373 НК РФ плательщиками налога на имущество признаются российские организации.

Объектом, обложения налогом на имущество, для российских организаций согласно пункту 1 статьи 374 НК РФ (в редакции, действовавшей в проверяемый период) признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Налог на имущество введен на территории Вологодской области с 1 января 2004 года Законом Вологодской области от 21.11.2003 N 968-ОЗ.

Подпунктом 10 пункта 1 статьи 4 «Налоговые льготы» названного Закона установлено, что организации подлежат освобождению от налогообложения в отношении имущества, используемого для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, выращивания, лова и переработки рыбы.

Законом Вологодской области от 20.11.2004 N 1069-ОЗ изменен подпункт 10 пункта 1 статьи 4 Закона Вологодской области от 21.11.2003 N 968-ОЗ, а именно: «освобождаются от налогообложения организации - в отношении имущества, используемого ими для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, выращивания, лова и переработки рыбы». Указанная редакция распространяется на отношения, возникшие с 01.01.2005.

Подпунктом 10 пункта 1 статьи 4 Закон Вологодской области от 21.11.2003 N 968-ОЗ (в редакции Закон Вологодской области от 20.11.2004 N 1069-ОЗ) предусмотрена налоговая льгота и определены конкретные условия и основания, при соответствии которым то или иное имущество организации освобождается от налогообложения. Так основным условием предоставления спорной льготы являются факт нахождения на балансе организации имущества, которое используется непосредственно самой организацией для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, то есть в определенных целях.

Таким образом, от налогообложения освобождается только то имущество, которое используется самим налогоплательщиком в закрепленных законом сферах (видах) деятельности - производство, переработка и хранение сельскохозяйствен-ной продукции. Поэтому имущество, используемое организацией - налогопла-тельщиком для иных целей, подлежит налогообложению в общем порядке. В ином случае теряется смысл введения указанной льготы, так как предоставление названной налоговой льготы налогоплательщикам, самостоятельно не использующим числящееся на их балансе имущество, приводило бы к прямому искажению предусмотренных законом особенностей реализации механизма налоговой льготы, предоставляемой в отношении только того имущества, которое используется самим налогоплательщиком непосредственно в указанных законом сферах деятельности. Данная правовая позиция изложена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 23.06.2005 N 274-О.

Поскольку налоговое законодательство не содержит определения терминов «виды деятельности» и «производство сельскохозяйственной продукции», то в соответствии со статьей 11 НК РФ эти термины следует применять в том значении, в каком они используется в иных отраслях законодательства.

В частности, понятие «вид деятельности» используется в Единой системе классификации технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации. В соответствии с постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст экономическая деятельность имеет место тогда, когда ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье, материалы, энергия, информационные ресурсы) объединяются в производственный процесс, имеющий целью производство продукции (оказание услуг). Экономическая деятельность характеризуется затратами на производство, процессом производства и выпуском продукции (оказанием услуг).

Согласно Классификатору ОК 029-2001, в разделе А «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» выделены «сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях» (класс 01), которое включает в себя следующие виды деятельности: «растениеводство» (код 01.1), «животноводство» (код 01.2), «растениеводство в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство)» (код 01.3) и «представление услуг в области растениеводства и животноводства, кроме ветеринарных услуг» (код 01.4).

Череповецкому филиалу Учреждения по Классификатору ОК 029-2001 присвоен код вида экономической деятельности 01.41.3 - предоставление услуг по эксплуатации мелиоративных систем (письмо органа статистики от 01.04.2003 N 4751; том дела 1, лист 53-54).

Судами установлено, что в соответствии с пунктом 3.1 Устава ФГУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Вологодской области» целью деятельности Учреждения является создание необходимых условий для увеличения объемов производства высококачественной сельскохозяйственной продукции на основе восстановления и повышения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения при выполнении комплекса агрохимических, гидромелиоративных, культуртехнических, агролесомелиоративных, водохозяйственных и организационных мероприятий, эксплуатации мелиоративных систем, переданных учреждению в оперативное управление; реализации федеральных целевых программ на территории Вологодской области. Основные виды деятельности Учреждения перечислены в пункте 3.2 Устава.

Для осуществления указанной деятельности Учреждению на основании договоров от 22.05.2002 N 102 и от 27.05.2002 N 103 (том дела 1, листы 72-74, 75-77) передано на праве оперативного управления государственное имущество, перечисленное в приложениях к договорам (том дела 2, листы 105-112, 113-119). В состав закрепленного за учреждением имущества входят объекты мелиоративных систем, гидротехнические сооружения и имущество, необходимое для их эксплуатации.

Учреждение имеет на территории Вологодской области три филиала, в том числе Череповецкий, целью деятельности которого согласно положению о нем (том дела 1, лист 43) являются создание необходимых условий для увеличения объемов производства высококачественной продукции на основе восстановления и повышения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения при выполнении комплекса агрохимических, гидромелиоративных, культуртехнических, водохозяйственных и организационных мероприятий, эксплуатации мелиоративных систем, переданных на баланс учреждения, а также проведение работ по эксплуатации и ремонту мелиоративных систем, дорог и водохозяйственных сооружений внутрихозяйственного значения в 10 районах Вологодской области, на площади 91 750 га, поддержание их в работоспособном состоянии, обеспечивающем эффективное использование мелиоративных систем.

Основными видами деятельности Череповецкого филиала являются, в частности, участие в установленном порядке соблюдения правил эксплуатации и состояния мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, организации учета и проведения мониторинга мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, составлении сводного мелиоративного кадастра и итогов паспортизации оросительных и осушительных систем в целом по Вологодской области; организация технической эксплуатации государственных мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, объектов сельскохозяйственного водоснабжения и другого государственного имущества, переданного филиалу в оперативное управление.

Судами первой и апелляционной инстанций установлено и сторонами не оспаривается, что Учреждение выполняет работы по эксплуатации и ремонту мелиоративных систем и гидротехнических сооружений и не осуществляет непосредственно производство, переработку и хранение сельскохозяйственной продукции. По мнению судов, деятельность налогоплательщика по проведению работ по эксплуатации и ремонту мелиоративных систем и гидротехнических сооружений, используемых непосредственно сельскохозяйственными предприятиями, занимающимися производством сельскохозяйственной продукции, как имеющую в соответствии с Классификатором ОК 029-2001 код 01.41.3, нельзя квалифицировать как производство сельскохозяйственной продукции.

Кассационная инстанция не находит оснований для переоценки вывода судов.

ФГУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Вологодской области» считает, что оно имеет право применять льготу, установленную подпунктом 10 пункта 1 статьи 4 Закона Вологодской области от 21.11.2003 N 968-ОЗ, поскольку по своему характеру мелиоративные мероприятия непосредственно связаны с производством сельхозпродукции.

Суды сделали вывод, что, несмотря на назначение объектов мелиоративных систем и гидротехнических сооружений, указанное в Федеральном законе от 10.01.1996 N 4-ФЗ «О мелиорации», данное обстоятельство не свидетельствует о правомерности использования налогоплательщиком спорной льготы, поскольку условием применения льготы является не назначение имущества, а непосредственное использование самой организацией этого имущества в определенных законом целях - производство, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции.

Учреждение, ссылаясь на письма Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области и Департамента финансов Вологодской области от 26.05.2006 N 12-29/3/2153 и от 13.02.2008 N 19-08/6/616 (том дела 1, листы 124 и 134), утверждает, что им правомерно применена льгота по налогу на имущество, предусмотренная подпунктом 10 пункта 1 статьи 4 Закона Вологодской области от 21.11.2003 N 968-ОЗ.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области в письме от 26.05.2006 N 12-29/3/2153 указала, что в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 4 Закона Вологодской области от 21.11.2003 N 968-ОЗ имущество, используемое для производства сельскохозяйственной продукции, в том числе и для оказания услуг по эксплуатации мелиоративных систем, освобождается от обложения налогом на имущество.

Департамент финансов Вологодской области в письме от 13.02.2008 N 19-08/6/616 сообщил налогоплательщику, что условиями применения спорной льготы являются нахождение на балансе организации имущества сельскохозяйственного назначения и его целевое использование. Как указано в письме, не подпадают под действие этой льготы, организации, не пользующиеся находящимся на балансе имуществом и сдающие его в аренду юридическим лицам. По мнению департамента финансов Вологодской области, ФГУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Вологодской области» выполнило условия, позволяющие применять спорную льготу, а именно: имущество закреплено за Учреждением на праве оперативного управления, является обособленным и отражено на его балансе; Учреждение имеет имущество сельскохозяйственного назначения; оказываемые налогоплательщиком услуги согласно Классификатору ОК 029-2001 относятся к отрасли «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство».

Суды отклонили ссылки заявителя на письма Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области от 26.05.2006 N 12-29/3/2153 и Департамента финансов Вологодской области от 13.02.2008 N 19-08/6/616, указав, что как следует из текста Закона Вологодской области от 21.11.2003 N 968-ОЗ, спорная льгота по налогу на имущество предоставляется только тем организациям, которые непосредственно осуществляют процесс производства и (или) переработки и (или) хранения сельскохозяйственной продукции, выращивания, лова и переработки рыбы, то есть конкретные виды экономической деятельности.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что суды правомерно удовлетворили требования Инспекции и взыскали с Учреждения 641 571 руб. авансовых платежей по налогу на имущество за 9 месяцев 2006 года на основании решения налогового органа от 18.06.2007 N 890/26498.

Поскольку дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального права ими не нарушены, оснований для удовлетворения жалобы Учреждения и отмены принятых по данному делу судебных актов у кассационной инстанции не имеется.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 14.07.2008 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2008 по делу N А13-11341/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Вологодской области» - без удовлетворения.

     Председательствующий
В.В.Дмитриев
Судьи
О.А.Корпусова
Н.А.Морозова

Электронный текст документа:

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А13-11341/2007
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
Дата принятия: 09 декабря 2008

Поиск в тексте