ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 декабря 2008 года Дело N А56-6125/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен 15 декабря 2008 года.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Сапоткиной Т.И. и Сергеевой И.В.,

при участии от Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области Андрияновой А.А. (доверенность от 15.07.2008), от Медик М.В. - Янчева В.А. (доверенность от 18.07.2008), от администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области Андрияновой А.А. (доверенность от 17.03.2008),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.09.2008 по делу N А56-6125/2008 (судья Савинова Е.В.),

у с т а н о в и л:

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Медик Мария Владимировна обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области со следующими требованиями, уточненными в процессе рассмотрения спора в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации: признать незаконными действия администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области (далее - Администрация), выразившиеся в не предоставлении договора купли-продажи земельного участка площадью 109 800 кв.м из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, муниципальное образование «Гончаровское сельское поселение», поселок Барышево, кадастровый номер 47:01:11-22-001:0012; обязать Администрацию направить в адрес заявителя проект договора купли-продажи названного земельного участка.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом и градостроительству Администрации (далее - КУМИ).

Решением от 04.09.2008 заявленные требования удовлетворены.

В апелляционном порядке решение суда не пересматривалось.

В кассационной жалобе КУМИ просит отменить это решение как противоречащее нормам материального права и принятое с нарушением норм процессуального права и отказать в удовлетворении заявления.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

В судебном заседании представитель КУМИ и Администрации поддержал доводы жалобы, а представитель Медик М.В. просил оставить обжалуемое решение без изменения, считая его законным и обоснованным.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Согласно постановлению главы Администрации от 17.06.92 N 1588 Медик М.В. из фонда земель Выборгского городского Совета народных депутатов выделены земельные участки площадью 10,98 га в пожизненное наследуемое владение и площадью 6,36 га в собственность для организации крестьянского хозяйства многоотраслевого направления.

На основании данного постановления за Медик М.В. зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 63 600 кв.м с кадастровым номером 47:01:11-22-001:0011 и право пожизненного наследуемого владения на земельный участок площадью 109 800 кв.м с кадастровым номером 47:01:11-22-001:0012 для организации крестьянского хозяйства «Арина» (свидетельства о государственной регистрации права от 30.05.2005 серии 47АА N 046576 и 046577). Земельные участки находятся на берегу реки Вуокса по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, Житковская волость, поселок Барышево.

Согласно свидетельству о регистрации от 15.02.2005 Медик М.В. имеет статус главы крестьянского (фермерского) хозяйства.

Медик М.В. обратилась 12.11.2007 к главе Администрации с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 109 800 кв.м с кадастровым номером 47:01:11-22-001:0012, находящегося у нее в пожизненном наследуемом владении, в собственность за плату путем заключения соответствующего договора, ссылаясь на Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон об обороте земель сельхозназначения).

В ответ на данное заявление КУМИ письмом от 11.01.2008 N ОЗ-38 сообщил, что считает нецелесообразной приватизацию испрашиваемого земельного участка ввиду неиспользования его по назначению согласно справке отдела технической и аграрной политики Администрации от 17.07.2007 N 110, а также указал на необходимость предоставить документы на недостроенный жилой дом, расположенный на этом земельном участке.

Медик М.В. обратилась с настоящими требованиями в суд, считая, что Администрация незаконно отказывает ей в заключении договора купли-продажи названного земельного участка.

Арбитражный суд признал оспариваемые действия Администрации незаконными и обязал ее направить в адрес Медик М.В. проект договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка. Суд пришел к выводу, что в силу пункта 7 статьи 10 Закона об обороте земель сельхозназначения, статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее - Закон N 137-ФЗ), пункта 12 статьи 4 Областного закона Ленинградской области от 02.12.2005 N 107-ОЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Ленинградской области» (далее - Закон N 107-ОЗ) Медик М.В. вправе выкупить земельный участок, закрепленный за ней на праве пожизненного наследуемого владения для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, в порядке переоформления прав на земельные участки, находящиеся в государственной, муниципальной собственности, установленном Законом N 137-ФЗ. Суд отклонил довод Администрации о том, что Медик М.В. использует земельный участок не по целевому назначению, указав, что доказательством такого использования может являться только прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком в принудительном порядке в соответствии со статьей 6 Закона об обороте земель сельхозназначения.

Кассационная инстанция считает, что данные выводы сделаны судом первой инстанции с нарушением норм материального и процессуального права и по неполно исследованным обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного разрешения настоящего спора.

Согласно пункту 4 статьи 1 Закона об обороте земель сельхозназначения приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном названным Законом, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.

Земельным кодексом Российской Федерации провозглашен принцип деления земель по целевому назначению на категории, что означает, что земли соответствующих категорий используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (статья 7).

В силу пункта 3 статьи 1 Закона об обороте земель сельхозназначения оборот земель сельскохозяйственного назначения также основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков.

Виды разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения перечислены в статьях 78, 79 Земельного кодекса Российской Федерации.

С целью развития принципа сохранения целевого использования земельных участков в пункте 1 статьи 6 Закона об обороте земель сельхозназначения установлено следующее правило: собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

В случаях, установленных статьей 45 Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе в случае использования земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, установленными статьями 7 и 8 указанного Кодекса, право пожизненного наследуемого владения земельным участком может быть принудительно прекращено.

Таким образом, принадлежность земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения предопределяет необходимость учета специальных требований земельного законодательства при решении вопроса о предоставлении участка из названной категории земель в собственность.

Согласно постановлению главы Администрации от 17.06.92 N 1588 земельный участок площадью 10,98 га предоставлен Медик М.В. в пожизненное наследуемое владение для организации крестьянского хозяйства многоотраслевого направления.

Такая же цель предоставления земельного участка указана в свидетельстве о государственной регистрации права от 30.05.2005 серии 47АА N 046577.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

Согласно пункту 7 статьи 10 Закона об обороте земель сельхозназначения приобретение сельскохозяйственными организациями, а также гражданами, осуществляющими деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Законом N 137-ФЗ; сельскохозяйственные угодья приобретаются в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, в размере не более 20% кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий.

Аналогичное правило содержится в пункте 12 статьи 4 Закона N 107-ОЗ.

Из приведенных норм следует, что покупателями земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть только юридические лица и индивидуальные предприниматели, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, которые используют их по целевому назначению и осуществляют деятельность по производству сельскохозяйственной продукции.

Администрация отказала Медик М.В. в выкупе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в связи с тем, что этот участок не используется в соответствии с его целевым назначением.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В обоснование правомерности отказа в выкупе Администрация представила в материалы дела акт от 14.08.2008 N 68 проверки соблюдения земельного законодательства, из которого следует, что на названном земельном участке размещены 3 бревенчатых строения на капитальных фундаментах и некапитальное дощатое строение (сарай), участок представляет собой заросшее сорной травой поле; признаков использования данного земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства - посевов сельскохозяйственных культур, обработки почвы, сенокошения, выпаса скота, проведения мелиоративных и других почвоулучшающих работ - не выявлено.

Медик М.В. не представила в дело никаких доказательств, опровергающих доводы Администрации о нецелевом использовании указанного участка.

Суд не исследовал вопрос о том, использует ли заявитель испрашиваемый земельный участок в тех целях, для которых он был предоставлен в 1992 году, то есть для ведения фермерского хозяйства и производства сельскохозяйственной продукции, не дал никакой оценки акту от 14.08.2008 N 68.

Ссылка суда на наличие у Медик М.В. статуса главы крестьянского (фермерского) хозяйства и непрекращенного права пожизненного наследуемого владения земельным участком не может свидетельствовать о том, что Медик М.В. использует этот участок по целевому назначению.

Таким образом, решение от 04.09.2008 подлежит отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение в тот же суд.

При новом рассмотрении суду следует выяснить, использует ли Медик М.В. испрашиваемый земельный участок в соответствии с его целевым назначением (для ведения фермерского хозяйства) и имеет ли она право на выкуп земельного участка в соответствии с Законом об обороте земель сельхозназначения; в зависимости от установленных обстоятельств разрешить спор и распределить судебные расходы по кассационной жалобе.

Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.09.2008 по делу N А56-6125/2008 отменить.

Дело передать на новое рассмотрение в тот же арбитражный суд.

     Председательствующий
И.Л.Грачева
Судьи
Т.И.Сапоткина
И.В.Сергеева

Электронный текст документа:

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка