• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

     
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 декабря 2008 года Дело N А21-1992/2008


[Суд признал недействительными требования таможни об уплате таможенных платежей, поскольку в случае реорганизации юридических лиц происходит универсальное правопреемство, в силу которого ко вновь возникшему юридическому лицу переходит весь комплекс прав и обязанностей в полном объеме, в том числе и права, связанные с налогообложением реорганизованного юридического лица, в связи с чем общество вправе претендовать на использование режима свободной таможенной зоны как значимую гарантию стабильности целого комплекса отношений, охраняемых законом]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Подвального И.О., судей: Бурматовой Г.Е., Любченко И.С., при участии от Калининградской областной таможни Щеголевой Е.А. (доверенность от 17.06.2008 N 91), рассмотрев 15.12.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Калининградской областной таможни на решение Арбитражного суда Калининградской области от 20.06.2008 (судья Можегова Н.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2008 (судьи: Зотеева Л.В., Савицкая И.Г., Семенова А.Б.) по делу N А21-1992/2008, установил:

Закрытое акционерное общество "Металлическая упаковка" (далее - общество, ЗАО) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлениями об оспаривании требований Калининградской таможни (после реорганизации - Калининградская областная таможня, далее - таможня) об уплате таможенных платежей: от 21.03.2008 N 10205000/210308/0000102, от 27.03.2008 N 10205000/270308/0000104, от 31.03.2008 N 10205000/310308/0000106, а также требования Калининградской областной таможни об уплате таможенных платежей от 14.05.2008 N 10226000/140508/00000034.

Суд первой инстанции объединил возбужденные по заявлениям дела в одно производство. Объединенному делу присвоен номер А21-1992/2008.

Решением суда от 20.06.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.09.2008, заявления общества удовлетворены, оспариваемые требования таможенного органа признаны недействительными.

В кассационной жалобе таможня просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права - положений статьи 50 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), статьи 23 Федерального закона от 10.01.2006 N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 16-ФЗ), статей 2 и 58 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Податель жалобы считает, что Закон N 16-ФЗ является законодательным актом, регламентирующим специальные правоотношения, связанные с созданием и функционированием Особой экономической зоны в Калининградской области, устанавливает специальный правовой режим этой зоны. Заявитель не имеет права применять таможенный режим свободной таможенной зоны в Калининградской области с особенностями переходного периода (глава 8 Закона N 16-ФЗ, в том числе оформлять продукты переработки товаров, ввезенных в соответствии с названным режимом, в особом порядке, с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов). Этим правом обладают не все субъекты хозяйственной деятельности, а лишь юридические лица, государственная регистрация которых осуществлена в Калининградской области и которые на 01.04.2006 осуществляли свою деятельность на основании Федерального закона от 22.01.96 N 13-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" (далее - Закон N 13-ФЗ; часть 1 статьи 23, часть 1 статьи 27 Закона N 16-ФЗ). Поскольку ЗАО является правопреемником ранее осуществлявшего свою деятельность юридического лица, зарегистрированного в Калининградской области, создано (путем реорганизации в форме преобразования) только 23.10.2006, не имело правоспособности и не могло осуществлять свою деятельность до 01.04.2006, оно не может применять таможенный режим свободной таможенной зоны в порядке переходных положений (глава 8 Закона N 16-ФЗ). В связи с этим оспариваемые требования таможни являются действительными, отвечают положениям действующего законодательства.

В отзыве на жалобу общество просит оставить ее без удовлетворения и рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы жалобы.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела, общество является правопреемником ООО "Металлическая упаковка" (далее - ООО), которое зарегистрировано на территории Калининградской области 28.08.2000 (свидетельство о государственной регистрации серии КД-ОКР N 3415; том дела I, лист 7). ООО являлось участником особой экономической зоны, осуществляло свою деятельность на основании Закона N 13-ФЗ, занимаясь производством продуктов переработки (консервные банки и крышки) и используя соответствующий таможенный режим (статья 7 Закона N 13-ФЗ).

Заявитель как юридическое лицо создан 23.10.2006 путем реорганизации в форме преобразования, из ООО в ЗАО (свидетельство о государственной регистрации серии 39 N 001048281; том дела I, лист 9). Согласно передаточному акту от 01.09.2006 ООО передало, а ЗАО приняло все права, обязанности, обязательства и имущество реорганизуемого общества. ЗАО является универсальным правопреемником ООО. По факту реорганизации заявитель продолжил аналогичную деятельность ООО, не изменив соответствующего профиля.

С 01.04.2006 таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области, - таможенный режим, при котором иностранные товары ввозятся на территорию Калининградской области и используются на этой территории без уплаты таможенных пошлин и налогов, применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, с учетом особенностей, устанавливаемых Законом N 16-ФЗ (часть 1 статьи 9, часть 1 статьи 27 Закона N 16-ФЗ).

Завершение таможенного режима свободной таможенной зоны, применяемого в Калининградской области, регламентировано положениями статьи 13 Закона N 16-ФЗ. Особенности применения ставок таможенных пошлин в отношении продуктов переработки закреплены в статье 14 Закона N 16-ФЗ.

Вместе с тем согласно части 1 статьи 23 Закона N 16-ФЗ юридические лица, государственная регистрация которых осуществлена в Калининградской области и которые на день вступления в силу настоящего Федерального закона осуществляют свою деятельность на основании Федерального закона от 22 января 1996 года N 13-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области", могут применять таможенный режим свободной таможенной зоны в порядке, определяемом главой 3 Закона N 16-ФЗ, с особенностями, установленными главой 8 Закона N 16-ФЗ ("Переходные положения", статьи 23-24 Закона N 16-ФЗ).

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 23 Закона N 16-ФЗ при выпуске для свободного обращения продуктов переработки товаров, ввезенных в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны, таможенные пошлины и налоги не уплачиваются, если товары соответствуют критериям переработки, установленным статьей 24 Закона N 16-ФЗ. При вывозе с территории Особой экономической зоны продуктов переработки товаров, ввезенных в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны, вывозные таможенные пошлины не уплачиваются, если выполняются условия, установленные статьей 24 Закона N 16-ФЗ.

В статье 24 Закона N 16-ФЗ определены критерии достаточной переработки, относительно которых в данном случае спор отсутствует.

Таможенный орган провел специальные таможенные ревизии общества, в порядке статьи 376 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), по вопросу проверки соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации в отношении товаров, помещенных под таможенный режим "выпуск для внутреннего потребления" на основании сертификатов о происхождении товаров из Особой экономической зоны в Калининградской области.

По результатам проведенных ревизий таможня составила акты, в которых указала на неправомерное использование ЗАО (с учетом момента реорганизации) переходных положений (глава 8 Закона N 16-ФЗ) по факту помещения продуктов переработки под режим "выпуск для внутреннего потребления" без уплаты таможенных пошлин и налогов.

В связи с этим обществу выставлены оспариваемые требования об уплате таможенных платежей.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения. Суды правильно применили нормы материального права. Выводы судов основаны на правильном систематическом толковании положений таможенного, налогового и гражданского законодательства.

В силу пункта 2 статьи 155 ТК РФ таможенный режим свободной таможенной зоны (свободного склада) устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим правоотношения по установлению и применению таможенного режима свободной таможенной зоны (свободного склада).

В Таможенном кодексе Российской Федерации и Законе N 16-ФЗ не закреплены правила, в соответствии с которыми может решаться вопрос о переходе права участника таможенных правоотношений на рассматриваемую льготу. Вместе с тем специальные правила Закона N 16-ФЗ не устанавливают прямого (специального) запрета на переход соответствующего права к правопреемнику по факту реорганизации.

В то же время согласно пункту 1 статьи 3 ТК РФ при регулировании отношений по установлению, введению и взиманию таможенных платежей таможенное законодательство Российской Федерации применяется в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В отношениях, возникающих в связи с взиманием налогов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации, используются понятия, определенные Таможенным кодексом Российской Федерации, а в части, не урегулированной им, - Налоговым кодексом Российской Федерации (пункт 4 статьи 11 НК РФ).

Понятия, не указанные в пункте 1 статьи 11 ТК РФ, употребляются в Таможенном кодексе Российской Федерации в значениях, определенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, гражданским законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях и иным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 11 ТК РФ).

Согласно пункту 5 статьи 58 ГК РФ при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Пунктом 2 статьи 50 НК РФ предусмотрено, что правопреемник реорганизованного юридического лица при исполнении обязанностей, возложенных на него статьей 50 НК РФ, по уплате налогов и сборов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации для налогоплательщиков.

Таким образом, в случае реорганизации юридических лиц происходит универсальное правопреемство, в силу которого к вновь возникшему юридическому лицу переходит весь комплекс прав и обязанностей в полном объеме, в том числе и права, связанные с налогообложением реорганизованного юридического лица.

Действующие в спорном периоде положения Закона N 16-ФЗ как специальные нормы (с учетом их содержания и толкования в системном единстве с иными приведенными нормативными положениями) не могут рассматриваться как блокирующие общие нормы права, регулирующие отношения в связи с правопреемством юридических лиц и устанавливающие правовые последствия такого правопреемства. Заявитель как правопреемник соответствует установленному Законом N 16-ФЗ территориальному (зональному) критерию, имеет статус субъекта, зарегистрированного в Калининградской области, продолжает заниматься правомерной хозяйственной деятельностью, которой ранее занималось ООО, в связи с чем вправе претендовать на льготу переходного периода как значимую гарантию стабильности целого комплекса отношений, охраняемых законом.

В данном случае правовая позиция таможенного органа основана на неверном толковании норм материального права. В связи с этим доводы жалобы подлежат отклонению.

Оспариваемые требования не отвечают положениям материального закона.

Кассационная коллегия не усматривает правовых (материальных либо процессуальных) оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Решение Арбитражного суда Калининградской области от 20.06.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2008 по делу N А21-1992/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Калининградской областной таможни - без удовлетворения.

     Председательствующий
И.О.Подвальный

Судьи:
Г.Е.Бурматова
И.С.Любченко

     Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Номер документа: А21-1992/2008
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
Дата принятия: 15 декабря 2008

Поиск в тексте