ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 декабря 2008 года Дело N А66-4613/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Клириковой Т.В., Михайловской Е.А.,
при участии от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям Собиной М.Г. (доверенность от 01.12.2008),
рассмотрев 16.12.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям на решение Арбитражного суда Тверской области от 28.07.2008 (судья Романова Е.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2008 (судьи Виноградова Т.В., Богатырева В.А., Бочкарева И.Н.) по делу N А66-4613/2008,
у с т а н о в и л:
Общество с ограниченной ответственностью «ПетроСтрой» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям (далее - Управление) от 01.07.2008 N 10-07/01 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 28.07.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 08.09.2008, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Управление просит отменить судебные акты в части указания на отсутствие у должностных лиц Управления полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 8.6 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Жалоба рассмотрена без участия представителя Общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что 27.05.2008 Управлением проведена внеплановая проверка соблюдения Обществом законодательства, регулирующего обеспечение плодородия земель сельскохозяйственного назначения, в ходе которой выявлено снятие и перемещение плодородного слоя почвы на земельном участке площадью 12.7 га, находящемся в районе деревни Лайково-Храповицкое Удомельского района Тверской области, принадлежащем Обществу на праве аренды.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 27.05.2008 N 07-10/77-01 и протоколе осмотра территории от 27.05.2008 N 07-10/39-01.
На основании материалов проверки должностным лицом Управления в отношении Общества составлен протокол от 29.05.2008 N 07-10/15-01 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.6 КоАП РФ. Постановлением Управления от 01.07.2008 N 10-07/01 Общество признано виновным в совершении указанного правонарушения, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, Общество оспорило постановление Управления в судебном порядке.
Удовлетворяя заявление, суды обеих инстанций исходили из того, что дело об административном правонарушении рассмотрено неуполномоченным лицом, а также установили, что Управлением допущены существенные нарушения порядка привлечения лица к административной ответственности ввиду отсутствия доказательств извещения законного представителя Общества о составлении протокола об административном правонарушении.
Кассационная коллегия, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
Согласно статье 71 Земельного кодекса Российской Федерации специально уполномоченными государственными органами осуществляется государственный земельный контроль за соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использования земель организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами.
Государственный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 N 689 утверждено Положение о государственном земельном контроле (далее - Положение о земельном контроле).
В силу подпункта б) пункта 5 Положения о земельном контроле Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляют на землях сельскохозяйственного назначения и земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель поселений контроль за соблюдением выполнения требований по предотвращению самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы.
Следовательно, Управление было вправе провести мероприятия по контролю.
В соответствии со статьей 23.21, частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ составлять протоколы об административных правонарушениях и рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 8.6 КоАП РФ, вправе должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель.
Такими органами, согласно пункту 1 Положения о земельном контроле, являются Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и их территориальные органы.
Согласно пунктам 9, 10 Положения о земельном контроле право на составление протоколов в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, и направление их соответствующим должностным лицам для рассмотрения дел об административных правонарушениях с целью привлечения виновных лиц к ответственности, а также на рассмотрение в пределах своей компетенции в установленном порядке дел об административных правонарушениях и наложение административных штрафов предоставлено должностным лицам Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и его территориальных органов, осуществляющим государственный земельный контроль.
В силу пункта 11 Положения о земельном контроле должностные лица Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальных органов обладают правами, установленными пунктами 9-10 этого Положения.
Приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 12.04.2005 N 138 утвержден Перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе и статьей 8.6 КоАП РФ. К указанным должностным лицам относятся руководители территориальных управлений, из заместители, начальники отделов территориальных управлений и их заместители и другие должностные лица территориальных управлений, осуществляющие функции надзора и контроля, в пределах своей компетенции.
В рассматриваемом случае протокол об административном правонарушении составлен старшим государственным инспектором Управления, а постановление о привлечении Общества к административной ответственности вынесено заместителем руководителя Управления.
При таких обстоятельствах вывод судов о том, что дело об административном правонарушении рассмотрено неуполномоченным лицом является ошибочным.
Вместе с тем, ошибочность указанного вывода не повлияла на принятие по существу правильных судебных актов, которыми установлены существенные нарушения порядка привлечения лица к административной ответственности, допущенные Управлением.
Учитывая, что по иным основаниям состоявшиеся судебные акты Управлением не обжалуются, оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Тверской области от 28.07.2008 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2008 по делу N А66-4613/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям - без удовлетворения.
Председательствующий
О.А.Алешкевич
Судьи
Т.В.Клирикова
Е.А.Михайловская
Электронный текст документа:
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка