ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 декабря 2008 года Дело N А56-14430/2008
[Суд удовлетворил ходатайство общества о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия оспариваемого решения и запрета МИФНС совершать действия, направленные на исполнение оспариваемого решения, в том числе предъявлять поручения на бесспорное списание денежных средств со счетов общества, вносить в карточку лицевого счета налогоплательщика запись о задолженности, указанной в оспариваемом решении, поскольку в случае непринятия данной обеспечительной меры деятельность общества, связанная с производством, хранением и торговлей алкогольной продукцией, могла быть приостановлена в связи с невозможностью приобретения
федеральных специальных марок]
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Морозовой Н.А., судей: Асмыковича А.В., Корабухиной Л.И., при участии от закрытого акционерного общества "Вилаш" Стригалевой М.А. (доверенность от 01.09.2008), рассмотрев 18.12.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 14 по городу Санкт-Петербургу на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.05.2008 (судья Захаров В.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2008 (судьи: Загараева Л.П., Будылева М.В., Семиглазов В.А.) по делу N А56-14430/2008, установил:
Закрытое акционерное общество "Вилаш" (далее - Общество, ЗАО "Вилаш") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 14 по городу Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 30.04.2008 N 13-05-03/07106 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Одновременно Обществом заявлено письменное ходатайство о принятии мер по обеспечению заявления в виде приостановления действия оспариваемого решения и запрета налоговому органу совершать действия, направленные на исполнение оспариваемого решения; в том числе предъявлять поручения на бесспорное списание денежных средств со счетов ЗАО "Вилаш", вносить в карточку лицевого счета налогоплательщика запись о задолженности, указанной в оспариваемом решении.
Определением суда первой инстанции от 21.05.2008, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 23.07.2008, ходатайство Общества о принятии обеспечительных мер удовлетворено.
В кассационной жалобе налоговый орган оспаривает принятые судебные акты в части запрета Инспекции вносить в карточку лицевого счета Общества записи о задолженности, полагая, что именно относительно таких обеспечительных мер судами были неправильно применены нормы материального права и не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В отзыве на жалобу Общество просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения, а кассационную жалобу налогового органа - без удовлетворения. ЗАО "Вилаш" обращает внимание на то, что на 31.10.2008 оно погасило задолженность по налогам и пеням в части, в которой суды отказали ему в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в отзыве на кассационную жалобу. Налоговый орган о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, однако его представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части третьей статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В соответствии с частью первой статьи 286 АПК РФ кассационная жалоба рассмотрена в пределах приведенных в ней доводов.
Как следует из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки Инспекция решением от 30.04.2008 N 13-05-03/07106 доначислила Обществу ко взысканию 14087008 руб. налогов и 5439075 руб. пеней, в связи с чем привлекла ЗАО "Вилаш" к ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Оспаривая названное решение Инспекции в арбитражный суд, Общество одновременно обратилось с ходатайством о принятии судом обеспечительных мер.
В соответствии с пунктом 2 статьи 90 АПК РФ обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
В соответствии со статьями 46, 47 и 75 НК РФ взыскание сумм недоимки, пеней и штрафа за счет денежных средств либо иного имущества налогоплательщика осуществляется по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, инкассового поручения на списание в бесспорном порядке необходимых денежных средств либо путем обращения взыскания на иное имущество налогоплательщика судебным приставом-исполнителем на основании соответствующего постановления руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.
Суд первой инстанции, оценив заявленное Обществом ходатайство о принятии обеспечительных мер, сделал вывод о том, что исполнение решения налогового органа в порядке его принудительного осуществления с учетом подлежащих взысканию сумм может причинить значительный ущерб налогоплательщику, а потому обоснованно удовлетворил ходатайство ЗАО "Вилаш" о приостановлении действия оспариваемого ненормативного акта, принятого Инспекцией.
Правомерными являются судебные акты и в обжалуемой части: относительно принятия судом мер по запрещению Инспекции вносить в карточку лицевого счета Общества записи о задолженности.
В целях обеспечения надлежащего первичного учета и контроля за поступлением налогов (сборов) и других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 12.05.2005 N ШС-3-10/201 утверждены Рекомендации по порядку ведения в налоговых органах базы данных "Расчеты с бюджетом" (далее - Рекомендации).
Согласно указанным Рекомендациям налоговые органы обязаны вести карточки "Расчеты с бюджетом" (далее - карточка "РсБ") по каждому плательщику налога или сбора, установленного законодательством о налогах и сборах, а также по каждому плательщику взносов в государственные внебюджетные фонды, администрируемые налоговыми органами.
При этом в соответствии с разделом VII Рекомендаций суммы начисленных (доначисленных, уменьшенных) налоговых санкций налоговым органом в карточке "РсБ" учитываются как на основании решений судебных органов, так и решений по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, решений вышестоящих налоговых органов, отменяющих (изменяющих) решение нижестоящих налоговых органов.
Ходатайство Общества о запрете налоговому органу совершать действия, направленные на исполнение оспоренного решения (в том числе вносить в карточку лицевого счета ЗАО "Вилаш" записи о задолженности, указанной в решении от 30.04.2008 N 13-05-03/07106), прямо согласуется с пунктами 1, 4, 5 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 09.07.2003 N 11 "О практике рассмотрения арбитражными судами заявлений о принятии обеспечительных мер, связанных с запретом проводить общие собрания акционеров". В данном постановлении указано, что такое ходатайства должно быть непосредственно связано с предметом спора, соразмерно заявленным требованиям в части оспариваемых сумм и необходимо для обеспечения исполнения судебного акта и предотвращения причинения значительного ущерба заявителю, что соответствует требованиям статьи 90 и пункта 2 статьи 91 АПК РФ.
При рассмотрении ходатайства, заявленного Обществом в рамках рассмотрения настоящего дела, судами установлено, что заявленные им обеспечительные меры (в том числе в обжалуемой части) непосредственно связаны с предметом поданного в арбитражный суд спора, соразмерны требованию заявителя, необходимы и достаточны для обеспечения исполнения судебного акта и предотвращения ущерба налогоплательщика.
Являясь производителем алкогольной продукции, ЗАО "Вилаш", согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 22.11.95 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта алкогольной и спиртосодержащей продукции" в целях приобретения федеральных специальных марок или акцизных марок среди требуемых документов должен представить справку налогового органа об отсутствии у него задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Внесение записи в карточку "РсБ" о наличии задолженности перед бюджетом по налогам и сборам означает, что Общество не сможет получить справку об отсутствии у организации задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов несмотря на то, что решение Инспекции о привлечении ЗАО "Вилаш" к ответственности за совершение налогового правонарушения обжалуется в суде.
В случае непринятия обеспечительной меры в виде запрета Инспекции вносить в карточку налогоплательщика записи об оспариваемой задолженности основная деятельность Общества, связанная с производством, хранением и торговлей алкогольной продукцией, могла быть приостановлена в связи с невозможностью приобретения федеральных специальных марок.
С учетом таких обстоятельств суды обоснованно указали на то, что необходимость в данной конкретной ситуации в запрете налоговому органу совершать действия, направленные на исполнение оспариваемого решения (вносить в карточку налогоплательщика записи об оспариваемой задолженности), вызвана требованиями налоговых органов о выполнении лицензиатом условия об отсутствии у него задолженности по налогам при получении лицензии на алкогольную продукцию.
При рассмотрении кассационной жалобы принято во внимание и то, что обеспечительные меры, принятые судом по обжалованному определению от 21.05.2008, действовали до вступления в законную силу вынесенного по делу решения. В настоящее время спор между сторонами разрешен: судом первой инстанции принято решение, которое вступило в законную силу с 06.11.2008 - даты вынесения постановления судом апелляционной инстанции.
После получения постановления от 06.11.2008 ЗАО "Вилаш" самостоятельно в добровольном порядке исполнило решение Инспекции от 30.04.2008 N 13-05-03/07106 в части, в признании которой недействительной судом было отказано, и перечислило в бюджет доначисленные суммы налогов в размере 855669 руб. 00 коп., в том числе 300588 руб. НДС за 2004 год, 266950 руб. НДС за 2005 год и 288161 руб. акциза за 2004 год (платежные поручения от 01.11.2008 N 5750, 5751 и 5754).
Одновременно с уплатой налога ЗАО "Вилаш" произвело уплату пеней, начисленных им на соответствующие суммы налогов по день, предшествующий моменту уплаты, в размере 284050 руб., в том числе 232517 руб. пеней по НДС и 51533 руб. пеней по акцизам (платежные поручения от 01.11.2008 N 5755 и 5753).
Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части первой статьи 287, статьей 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
Определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.05.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2008 по делу N А56-14430/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 14 по городу Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.А.Морозова
Судьи:
А.В.Асмыкович
Л.И.Корабухина
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка