ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 06 марта 2009 года Дело N А66-475/2008

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сосниной О.Г., судей Бычковой Е.Н. и Тарасюка И.М.,

рассмотрев 04.03.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Региональной энергетической комиссии Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 31.12.2008 по делу N А66-475/2008 (судьи Ильина В.Е., Белов О.В., Бачкина Е.А.),

у с т а н о в и л:

Муниципальное унитарное межрайонное предприятие электрических сетей «Тверьгорэлектро» (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением (с учетом уточнения предмета требования; том 3, листы дела 99, 129, 130; том 4, лист дела 58) о признании приложения к приказу Региональной энергетической комиссии Тверской области (далее - РЭК) от 28.11.2007 N 306-нп «О тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям МУП «Тверьгорэлектро» (далее - Приказ N 306-нп) в части установления ставки за содержание электрических сетей в размере 0,172 руб./кВтч недействующим как не соответствующего Федеральному закону от 14.04.1995 N 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» (далее - Закон N 41-ФЗ) в связи с исключением затрат Предприятия на 2008 год в сумме 8 184 300 руб., в том числе 6 219 200 руб. затрат на оплату труда и 1 965 100 руб. отчислений на социальные нужды, а также ввиду несоблюдения установленной процедуры утверждения тарифа.

В порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в дело вступила прокуратура Тверской области.

Определениями от 31.03.2008 и от 23.06.2008 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены соответственно администрация города Твери (далее - Администрация) и Департамент жилищно-коммунального хозяйства Администрации (далее - Департамент).

Решением от 31.12.2008 заявление Предприятия удовлетворено, приложение к Приказу N 306-нп в рассматриваемой части признано недействующим как не соответствующее положениям Закона N 41-ФЗ.

В кассационной жалобе РЭК, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, просит отменить решение и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления Предприятия.

Податель жалобы ссылается на неправильное применение судом пункта 27 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Основы ценообразования), указывая, что Предприятие, предоставляющее услуги по передаче электрической энергии, не участвует ни в отраслевом тарифном соглашении в сфере электроэнергетики, ни в отраслевом тарифном соглашении в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008-2010 годы (зарегистрировано Федеральной службой по труду и занятости 05.09.2007, регистрационный номер 71/08-10).

РЭК считает неправомерным использование Предприятием при расчете рассматриваемых затрат (том 1, листы дела 34-35; том 3, листы дела 100-101) отраслевого тарифного соглашения по организациям жилищно-коммунального хозяйства, газификации и эксплуатации газового хозяйства Российской Федерации на период с 01.01.2005 по 31.12.2007 (зарегистрировано Министерством труда и социального развития Российской Федерации 26.05.2004, регистрационный номер 2685-ВЯ; далее - Отраслевое соглашение N 2685-ВЯ).

Заявитель указывает, что численность работников, использованная РЭК при утверждении спорного тарифа, хотя и меньше предложенной Предприятием величины, однако значительно превышает фактическое количество лиц, работавших в данной организации в рассматриваемом периоде. По мнению подателя жалобы, объем затрат по фонду оплаты труда, использованный РЭК при утверждении спорного тарифа, соответствует результатам экспертизы, проведенной по заказу Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ), тогда как фактическая средняя заработная плата работников Предприятия значительно превышает средний уровень заработной платы в сфере электроэнергетики на территории Тверской области.

РЭК указывает, что при утверждении спорного тарифа была учтена выраженная в письме от 18.07.2007 N 01/2878-и позиция Администрации, в частности, в отношении затрат Предприятия по оплате труда и по отчислениям на социальные нужды (том 2, листы дела 40-42). По мнению подателя жалобы, объем затрат Предприятия по отчислениям на социальные нужды, использованный РЭК при утверждении спорного тарифа, также соответствует результатам экспертизы, проведенной по заказу ФСТ.

Заявитель ссылается на то, что в нарушение пункта 8 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Правила N 109), предложения по установлению спорного тарифа были представлены Предприятием только 16.05.2007 (том 1, лист дела 33).

Податель жалобы полагает, что нарушения установленной процедуры, допущенные при утверждении спорного тарифа, носят формальный характер и не привели к нарушению прав и законных интересов Предприятия. При этом заявитель считает, что Правила N 109 не возлагают на регулирующий орган обязанность направлять организации, осуществляющей регулируемую деятельность, экспертное заключение, которое в соответствии с пунктом 16 данных Правил приобщается к делу об установлении тарифов и (или) их предельных уровней.

В отзыве на кассационную жалобу Предприятие просит оставить решение суда без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Участники процесса надлежащим образом извещены о времени и месте слушания дела, однако в судебное заседание своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела, письмом от 15.05.2007 N 388, полученным РЭК 16.05.2007, Предприятие направило в регулирующий орган расчетные материалы для установления размера платы за услуги по передаче электрической энергии на 2008 год, указав, в частности, объем своих затрат по оплате труда в сумме 56 703 900 руб., а объем отчислений на социальные нужды - в сумме 14 969 830 руб. Расчет фонда оплаты труда осуществлен Предприятием на основании Отраслевого соглашения N 2685-ВЯ.

По результатам анализа представленных Предприятием материалов лицо, назначенное уполномоченным по делу об установлении тарифа, рекомендовало членам правления РЭК, в частности, утвердить Предприятию плату за содержание сетей на 2008 год в размере 17,2 коп./кВтч без учета налога на добавленную стоимость (далее - НДС).

В письме от 18.07.2007 N 01/2878-и, направленном председателю РЭК на основании постановления Правительства Российской Федерации от 22.08.2005 N 533 «Об утверждении Положения о взаимодействии органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, с органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса», Администрация, в частности, высказалась за согласование затрат Предприятия на оплату труда в размере 50 625 400 руб., а затрат по отчислениям на социальные нужды - в размере 13 314 900 руб.

На основании Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ от 06.08.2004 N 20-э/2 (с учетом изменений и дополнений, внесенных приказом ФСТ от 31.07.2007 N 138-э/6), РЭК приказом от 28.11.2007 N 200-нп установила и ввела в действие на 2008 год единый (котловой) тариф на услуги по передаче электрической энергии по сетям открытого акционерного общества «Тверьэнерго», являющегося «держателем котла» затрат всех сетевых организаций на территории Тверской области, в том числе и Предприятия. В составе данного единого (котлового) тарифа затраты Предприятия на 2008 год учтены в размере 119 028 000 руб. (том 4, листы дела 52-57).

Вопрос об установлении Предприятию размера платы за услуги по передаче электрической энергии на 2008 год рассмотрен 28.11.2007 в заседании правления РЭК, на котором присутствовали 7 его членов, включая председателя правления, а также 2 главных специалиста - эксперта РЭК.

Согласно протоколу от 28.11.2007 N 15 заседания правления РЭК (далее - Протокол N 15) затраты на передачу электрической энергии снижены на 31 053 500 руб. (20,7%) от объема затрат, предложенного Предприятием, и составили 119 027 800 руб. В связи с этим тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Предприятия установлены и введены в действие с 01.01.2008 по 31.12.2008 в следующих размерах (без учета НДС): ставка за содержание электрических сетей - 0,172 руб./кВтч, ставка за оплату потерь электрической энергии в сетях - 0,167 руб./кВтч, тариф на услуги по передаче электрической энергии - 0,339 руб./кВтч. Протокол N 15 подписан заместителем руководителя РЭК Николаевским О.В. и секретарем правления РЭК Седуновой Ю.О.

Данное решение правления регулирующего органа оформлено Приказом N 306-нп (с приложением к нему), опубликованным в выпуске газеты «Тверские ведомости» от 15-21.02.2008 N 7 (1684) уже после обращения Предприятия в арбитражный суд с настоящим заявлением.

По утверждению РЭК, Предприятие 27.12.2007 было ознакомлено с Приказом N 306-нп и приложением к нему. Данное обстоятельство не оспаривается участвующими в деле лицами.

В письме от 10.01.2008 N 09 Предприятие просило РЭК выслать, в частности, копию экспертного заключения по вопросу обоснованности предложения Предприятия об установлении размера платы за услуги по передаче электрической энергии на 2008 год.

Письмом от 21.01.2008 N 58 РЭК направила Предприятию копию составленного Центром экономики электроэнергетики Института экономики естественных монополий Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации (далее - Центр) отчета о научно-исследовательской работе «Комплексный анализ экономической обоснованности предельных уровней тарифов организаций, занимающихся передачей электрической энергии на 2008 г.» (далее - Отчет N 1), согласно которому объем затрат Предприятия на оплату труда определен в размере 51 857 400 руб., а объем затрат по отчислениям на социальные нужды - в размере 13 358 500 руб.

Ссылаясь на данные Отчета N 1, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением (с учетом уточнения предмета требования), полагая, что приложение к Приказу N 306-нп в части установления ставки за содержание электрических сетей в размере 0,172 руб./кВтч не соответствует нормам статей 2, 4 Закона N 41-ФЗ, определяющим принципы государственного регулирования тарифов на электрическую энергию, и ущемляет права заявителя в сфере экономической деятельности ввиду необоснованного исключения затрат Предприятия в сумме 8 184 300 руб., в том числе 6 219 200 руб. расходов на оплату труда и 1 965 100 руб. отчислений на социальные нужды, из необходимой валовой выручки, определенной РЭК при утверждении спорного тарифа. Заявитель указывает также на несоблюдение регулирующим органом установленной действующим законодательством процедуры утверждения тарифа.

В обоснование заявленного требования Предприятие ссылается на пункты 15, 17, 27 Основ ценообразования, пункты 16, 17, 18, 19, 21, 22, 23 Правил N 109.

Возражая против удовлетворения заявления, РЭК указывает на его необоснованность по праву, считая, что при утверждении спорного тарифа были учтены позиция Администрации, выраженная в письме от 18.07.2007 N 01/2878-и, а также результаты экспертного исследования, изложенные в отчете Центра о научно-исследовательской работе «Комплексный анализ экономической обоснованности предельных уровней тарифов организаций, занимающихся передачей электрической энергии на 2008 г.» (далее - Отчет N 2), согласно которому, в частности, объем затрат Предприятия на оплату труда определен в размере 50 484 810 руб., а объем затрат по отчислениям на социальные нужды - в размере 13 004 890 руб. По утверждению РЭК, Отчет N 1, не подписанный экспертами и не утвержденный руководителем экспертной организации, является промежуточным, не использовался при установлении спорного тарифа, а в адрес Предприятия был направлен ошибочно.

Администрация поддерживает позицию заявителя, указывая, в частности, что в письме от 11.04.2008 N 01/1329-и, направленном заместителю руководителя РЭК, она высказалась за согласование расходов Предприятия на оплату труда в размере 56 704 000 руб., а расходов по отчислениям на социальные нужды - в размере 14 970 000 руб.

Департамент, поддерживая позицию заявителя, приводит доводы, аналогичные доводам Администрации.

Возражая против удовлетворения заявления, прокуратура Тверской области ссылается на его необоснованность по праву и указывает, что при утверждении спорного тарифа была учтена позиция Администрации, выраженная в письме от 18.07.2007 N 01/2878-и, и результаты экспертного исследования, а нарушения установленной процедуры, допущенные при утверждении спорного тарифа, носят формальный характер.

Суд первой инстанции удовлетворил настоящее заявление, посчитав, что приложение к Приказу N 306-нп, являющемуся нормативным правовым актом, в рассматриваемой части не соответствует положениям Закона N 41-ФЗ. Суд пришел к выводу, что в нарушение пунктов 17, 27 Основ ценообразования РЭК определила объем расходов Предприятия на оплату труда без учета Отраслевого соглашения N 2685-ВЯ и фактического объема оплаты труда и в Протоколе N 15 надлежаще не обосновала необходимость снижения спорных затрат Предприятия, что не соответствует требованиям пункта 22 Правил N 109. Показатели, содержащиеся в Отчете N 2, критически оценены судом, поскольку на запросы суда о том, какой из двух представленных в материалы дела отчетов подлежал применению при утверждении рассматриваемого тарифа, от Центра не было получено конкретного ответа. Суд сослался также на нарушения предусмотренных пунктами 18, 19 Правил N 109 требований к процедуре установления тарифа, допущенные РЭК при принятии Приказа N 306-нп.

Проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция установила следующее.

Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В соответствии с частью первой статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Оспариваемым Приказом N 306-нп были установлены тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Предприятия без указания конкретных потребителей, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения по предоставлению соответствующих услуг.

Указанные обстоятельства позволили суду правомерно отнести оспариваемый Приказ N 306-нп к числу нормативных правовых актов и рассмотреть настоящий спор по правилам, установленным главой 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При принятии заявления к производству не допущено нарушений правил о подведомственности (пункт 1 статьи 29, часть третья статьи 191 АПК РФ, статья 7.1 Закона N 41-ФЗ).

Экономические, организационные и правовые основы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации определены Законом N 41-ФЗ.

Государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, изложенных в настоящем Законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней (часть первая статьи 2 Закона N 41-ФЗ)

В соответствии со статьей 4 Закона N 41-ФЗ при государственном регулировании тарифов должны соблюдаться, в частности, следующие основные принципы: обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии; определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении тарифов; обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии; определение размера средств, направляемых на оплату труда, в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями; учет результатов деятельности энергоснабжающих организаций по итогам работы за период действия ранее утвержденных тарифов.

Согласно абзацу второму части первой статьи 6 Закона N 41-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, в частности, устанавливают тарифы на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на указанные услуги.

При этом регулирование указанных тарифов осуществляется в соответствии с Основами ценообразования, Правилами N 109 и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов (часть третья статьи 6 Закона N 41-ФЗ).

Как предусмотрено пунктом 15 Основ ценообразования, при регулировании тарифов применяется, в частности, метод экономически обоснованных расходов (затрат), при использовании которого регулируемые тарифы (цены) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования (пункт 16 Основ ценообразования).

В силу пунктов 17, 18 Основ ценообразования определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

В необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).

К расходам, связанным с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, относятся, в частности, расходы на оплату труда и социальные нужды (подпункт 6 пункта 19 Основ ценообразования).

Согласно пункту 27 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями, заключенными соответствующими организациями, и фактическим объемом фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Принимая во внимание положения указанных норм права и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что при утверждении рассматриваемого тарифа РЭК определила объем расходов Предприятия на оплату труда без учета фактического объема оплаты труда и Отраслевого соглашения N 2685-ВЯ, регулирующего оплату труда, в частности, на предприятиях по обслуживанию электросетей. Данное Отраслевое соглашение утратило силу только с 01.01.2008 в связи с истечением срока действия. Ранее на отсутствие доказательств присоединения Предприятия к Отраслевому соглашению N 2685-ВЯ податель жалобы не ссылался.

В порядке пункта 7 Правил N 109 установление тарифов и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел.

В силу пункта 8 Правил N 109 организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обоснованные предложения об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов в соответствии с Основами ценообразования, а также материалы, перечисленные в пункте 10 указанных Правил, в том числе расчет расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета), разработанного в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми ФСТ.

Регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении тарифов и (или) их предельных уровней. Срок проведения экспертизы устанавливается регулирующим органом, но не может превышать один месяц. Регулирующий орган назначает экспертов из числа своих сотрудников. В случаях, определяемых регламентом рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, регулирующий орган может принять решение о проведении экспертизы сторонними организациями (физическими лицами). Экспертное заключение приобщается к делу об установлении тарифов и (или) их предельных уровней (пункт 16 Правил N 109).

Согласно пункту 18 Правил N 109 решение об установлении тарифов и (или) их предельных уровней принимается на заседании правления (коллегии) регулирующего органа. Организация, осуществляющая регулируемую деятельность, за 10 дней до рассмотрения дела об установлении тарифов и (или) их предельных уровней извещается (с подтверждением получения извещения) о дате, времени и месте заседания правления (коллегии), а не позднее чем за один день до заседания должна быть ознакомлена с его материалами, включая проект постановления. Протокол заседания утверждается председательствующим (пункт 19 Правил N 109).

Постановление регулирующего органа принимается по форме, утверждаемой ФСТ, и включает в себя: величину тарифов и (или) их предельных уровней с разбивкой по категориям (группам) потребителей; даты введения в действие тарифов и (или) их предельных уровней; сроки действия тарифов и (или) их предельных уровней с календарной разбивкой. В протоколе, являющемся неотъемлемой частью решения об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, указываются основные экономические показатели расчетного периода регулирования, объем необходимой валовой выручки и основные статьи расходов по регулируемым видам деятельности в соответствии с Основами ценообразования (пункт 21 Правил N 109).