• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

     
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 апреля 2009 года Дело N А13-4398/2008


[Суд признал недействительным решение ИФНС о доначислении НДПИ, поскольку нормативы потерь полезных ископаемых при их добыче обществом не превышены, следовательно, у налогового органа отсутствуют основания для доначисления обществу НДПИ, и заявитель обоснованно использовал право на применение налоговой ставки 0%, предусмотренной подп.1 п.1 ст.342 НК РФ]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Кочеровой Л.И., судей: Боглачевой Е.В., Пастуховой М.В., рассмотрев 01.04.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2008 по делу N А13-4398/2008 (судьи: Мурахина Н.В., Осокина Н.Н., Потеева А.В.), установил:

Открытое акционерное общество "Череповецкое карьерное управление" (далее - Общество, карьерное управление) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области (далее - Инспекция, налоговый орган) от 29.05.2008 N 823.

Суд первой инстанции решением от 24.09.2008 в удовлетворении заявления Обществу отказал.

Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2008 решение суда первой инстанции отменено. Требования заявителя удовлетворены. С Инспекции в пользу Общества взысканы расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела судом первой и апелляционной инстанций в размере 3000 руб.

В кассационной жалобе налоговый орган, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, просит отменить постановление суда апелляционной инстанции и оставить в силе решение арбитражного суда первой инстанции.

При этом податель жалобы указывает на то, что Обществом не была подтверждена обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов в части нормативных потерь при добыче полезных ископаемых.

Представители Инспекции и Общества, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому кассационная жалоба налогового органа рассмотрена без их участия.

Определением кассационной инстанции от 04.03.2009 рассмотрение дела было отложено на 01.04.2009, поскольку суд не располагал сведениями об извещении Инспекции о времени и месте судебного разбирательства. Названное определение подписано судьями: Кочеровой Л.И., Блиновой Л.В., Никитушкиной Л.Л. В связи с уходом в отпуск судей: Л.В.Блиновой и Л.Л.Никитушкиной, произведена замена судей в порядке, установленном пунктом 2 части второй статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и кассационная жалоба в настоящем судебном заседании рассматривается сначала.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела, Инспекция провела камеральную налоговую проверку уточненной налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) за август 2007 года, представленной Обществом 18.12.2007. По результатам проверки был составлен акт от 01.04.2008 N 14-21/7812 и принято решение от 29.05.2008 N 823 об отказе в привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения. Обществу доначислен НДПИ за август 2007 года в сумме 3870 руб.

Основанием для принятия налоговым органом оспариваемого решения послужило то, что в 2007 году до момента вынесения решения сведений об утвержденных нормативах потерь по месторождениям "Абакановское" и "Коврижинское", разрабатываемым Обществом, в адрес Федеральной налоговой службы Российской Федерации не поступало.

В перечне представленных в Инспекцию документов, служащих основанием для исчисления НДПИ, нормативов потерь полезных ископаемых по указанным месторождениям, утвержденных в установленном порядке, нет.

Общество, не согласившись с указанным решением налогового органа, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Отказывая в признании недействительным оспариваемого решения Инспекции суд первой инстанции сослался на то, что Общество в августе 2007 года применило налоговую ставку 0 процентов с нарушением порядка, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), а также пунктами 2 и 4 Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921, что привело к неуплате налога в сумме 3870 руб.

Суд апелляционной инстанции постановлением от 27.11.2008 удовлетворил апелляционную жалобу Общества, отменил решение суда и признал оспариваемое решение налоговой инспекции недействительным. При этом апелляционный суд исходил из того, что налогоплательщик правомерно в представленной в Инспекцию налоговой декларации по НДПИ за август 2007 года применил нормативы потерь полезных ископаемых, которые утверждены и не отменены компетентными органами.

Кроме того, заявитель представил доказательство своего обращения в Федеральное агентство по недропользованию с целью утверждения названным органом нормативов потерь полезных ископаемых.

Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы считает, что кассационная жалоба Инспекции не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что карьерное управление ведет промышленную разработку Абакановского и Коврижинского валунно-гравийно-песчаных месторождений, расположенных в Череповецком и Кирилловском районах Вологодской области.

В проверяемом периоде Общество вело добычу валунно-гравийно-песчаного ископаемого, в связи с чем на основании статьи 334 Кодекса являлось плательщиком НДПИ.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 342 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых.

В целях главы 26 Кодекса нормативными потерями признаются фактические потери при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых (далее - Правила) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921.

Пункт 2 названных Правил (в редакции постановления Правительства РФ от 05.02.2007 N 76) предусматривает, что нормативы потерь твердых полезных ископаемых рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ и утверждаются Федеральным агентством по недропользованию по согласованию с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору в составе проектной документации (технического проекта, технико-экономического обоснования, проекта обустройства месторождения и т.д.).

Федеральное агентство по недропользованию направляет сведения об утвержденных нормативах потерь в Федеральную налоговую службу в 10-дневный срок со дня их утверждения.

В соответствии с пунктом 3 данных Правил нормативы потерь твердых полезных ископаемых уточняются при подготовке годовых планов развития горных работ (годовых программ работ) в зависимости от конкретных горно-геологических условий, применяемых схем, способов и систем разработки участка месторождения, планируемого к разработке в предстоящем году.

Однако Правилами не установлены сроки утверждения, порядок направления на согласование и другие существенные условия, определяющие процедуру утверждения нормативов потерь.

Судами установлено, что нормативы потерь, заявленные Обществом в уточненной налоговой декларации по НДПИ за август 2007 года, Федеральным агентством по недропользованию в проверяемый период утверждены не были, поскольку законодательством не был регламентирован порядок рассмотрения и определения нормативов потерь полезных ископаемых при их добыче. Это подтверждается ответами Федерального агентства по недропользованию от 31.03.2008 N ВБ-04-31/2422 и от 26.08.2008 N В6-04-31/7103 на запросы Общества (том 1, листы дела 32, 87).

Вместе с тем, до принятия Правительством Российской Федерации постановления от 29.12.2001 N 921 применялась Инструкция по согласованию годовых планов развития горных работ, утвержденная постановлением Госгортехнадзора России от 24.11.99 N 85 (далее - Инструкция), которая действует по настоящее время. Названная Инструкция предусматривает утверждение нормативов потерь и уточненных нормативов потерь твердых полезных ископаемых территориальными органами Госгортехнадзора России в составе: годовых планов развития горных работ.

Согласно пункту 36 Типового положения о территориальном органе Федерального горного и промышленного надзора России, утвержденного приказом Госгортехнадзора РФ от 18.03.2002 N 37, названный орган согласовывает годовые планы развития горных работ и нормативы потерь полезных ископаемых при их добыче и переработке и контролирует их выполнение.

Нормативные потери при добыче щебня, гравия и песка на Кирилловском и Абакановском карьере в размере 8 процентов и 3,7 процентов соответственно предусмотрены планами развития горных работ в названных карьерах на 2007 год, которые в соответствии с протоколами технического совещания по согласованию Плана развития горных работ в Кирилловском и Абакановском карьерах на 2007 год от 28.12.2006 согласованы с Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Вологодской области (том 1, листы дела 8-11).

Кроме того, Обществом в материалы дела представлены доказательства, свидетельствующие о том, что оно обращалось за согласованием указанных нормативов потерь в Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области и в Федеральное агентство по недропользованию, однако в рассмотрении данного вопроса заявителю было отказано (том 1, листы дела 27, 85, 87).

Таким образом, установив при рассмотрении спора, что потери полезных ископаемых на 2007 год согласованы Обществом с Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Вологодской области, апелляционный суд пришел к обоснованному выводу, что отсутствие по независящим от Общества причинам нормативов потерь полезных ископаемых, утвержденных Министерством природных ресурсов Российской Федерации, в данном случае не лишает налогоплательщика права на применение налоговой ставки 0 процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых, согласованных с территориальным органом Госгортехнадзора России в составе: годового плана развития горных работ.

Отсутствие в проверяемый период акта, регламентирующего порядок рассмотрения и определения нормативов потерь полезных ископаемых при их добыче Федеральным агентством по недропользованию и его территориальными органами, не может являться основанием к отказу в применении Обществом налоговой ставки 0 процентов на объем нормативных потерь, утвержденный в порядке, установленном до введения нового правового регулирования.

Указанные нормативы Обществом не превышены, поэтому апелляционный суд правомерно указал на отсутствие у налогового органа оснований для доначисления обществу НДПИ и обоснованности использования заявителем права на применение налоговой ставки 0 процентов, предусмотренной подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 Кодекса.

Судом апелляционной инстанции нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, не допущено.

Таким образом, правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены постановления апелляционного суда не имеется.

С учетом изложенного и руководствуясь статьей 286, подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2008 по делу N А13-4398/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области - без удовлетворения.

     Председательствующий
Л.И.Кочерова

Судьи:
Е.В.Боглачева
М.В.Пастухова

     Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Номер документа: А13-4398/2008
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
Дата принятия: 01 апреля 2009

Поиск в тексте