ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 июля 2009 года Дело N А44-2682/2008

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Кравченко Т.В., Яковца А.В.,

рассмотрев 14.07.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 30.03.2009 по делу N А44-2682/2008 (судья Чепрасов А.В.),

у с т а н о в и л:

Открытое акционерное общество «Новгородоблгаз» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с иском к Новгородской области в лице Комитета финансов Новгородской области (далее - Комитет финансов), Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ), о взыскании 24886 руб. 80 коп. расходов, возникших в результате предоставления льгот отдельным категориям граждан с марта по май 2008 года.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Комитет труда и социальной защиты населения администрации Любытинского муниципального района (далее - Комитет соцзащиты), Управление по ценовой и тарифной политике Новгородской области, Управление Федерального казначейства по Новгородской области, администрация Новгородской области, администрация Любытинского муниципального района.

Решением от 30.03.2009 с Российской Федерации в лице Минфина РФ за счет средств казны Российской Федерации в пользу Общества взыскано 11 350 руб. 70 коп. расходов. С Новгородской области в лице Комитета финансов в пользу Общества взыскано 13 536 руб. 10 коп. расходов.

В апелляционном порядке дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Минфин РФ, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит отменить решение от 30.03.2009 и вынести новый судебный акт, которым отказать в иске к Российской Федерации. В обоснование жалобы Минфин РФ приводит следующие доводы:

- в сумму расходов не должны включаться затраты на доставку газа в баллонах, поскольку это законодательством не предусмотрено;

- заявки об изменении размера предусмотренных субсидий (субвенций) на 2008 год от Новгородской области не поступали;

- вина и незаконность действий Минфина РФ Обществом не доказана;

- в сумму расходов необоснованно включен налог на добавленную стоимость (далее - НДС), сумма заявленных расходов должна быть уменьшена на сумму НДС.

Законность обжалуемого решения проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Общество в марте - мае 2008 года предоставляло услуги по пользованию сжиженным газом отдельным категориям граждан, проживающим в Любытинском районе.

Общество за оказанные услуги направило в Комитет соцзащиты счета-фактуры, в которых указана цена, предусматривающая оплату сжиженного газа в баллонах с доставкой до потребителя.

Поскольку Комитет соцзащиты населения оплатил указанные счета частично по цене сжиженного газа в баллонах без учета расходов на доставку, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд признал требования Общества обоснованными как по праву, так и по размеру и удовлетворил иск.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.

Статьями 14, 15, 18, 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» инвалидам войны, участникам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, блокадникам предоставлена льгота в виде 50-процентной оплаты коммунальных услуг.

В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Согласно статьи 15 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрено, что участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и члены их семей, проживающие с ними, граждане, получившие или перенесшими лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы и члены их семей, проживающие с ними, граждане, занятые на работах в зоне отчуждения и члены их семей, проживающие с ними, граждане, эвакуированные из зоны отчуждения и переселенные (переселяемые) из зоны отселения, пользуются льготами в размере 50 % по оплате за газ.

В силу статьи 2 Федерального закона от 10.01.2002 N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр), предоставлена льгота в виде оплаты 50% за пользование газом.

Указом Президента РФ от 15.10.1992 N 1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны» бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин предоставлены льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

Статьей 3 закона Новгородской области от 17.01.2005 N 394-ОЗ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей, проживающих на территории Новгородской области» предусмотрены меры по социальной поддержке многодетных семей в виде скидки в размере 50 процентов от установленной платы стоимости сжиженного газа (в домах, не оснащенных сетевым газом).

Подпунктом 5 пункта 1 статьи 2 закона Новгородской области от 08.09.2006 N 710-ОЗ «О ветеранах труда Новгородской области и наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городского округа Новгородской области отдельными государственными полномочиями» ветеранам труда Новгородской области после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предоставлены меры социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 процентов стоимости сжиженного газа.

Подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 закона Новгородской области от 11.11.2005 N 557-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан» реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, предоставлена льгота по оплате сжиженного газа в размере 50 процентов от его стоимости.

Факт оказания Обществом услуг по предоставлению льгот по оплате газа вышеперечисленным категориям граждан подтверждается материалами дела, установлен судом и не оспаривается сторонами.

Минфин РФ считает, что затраты Общества на доставку газа при предоставлении указанных льгот, не должны оплачиваться, поскольку законодательством это прямо не предусмотрено.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 N 332 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства» установлены дифференцированные розничные цены на сжиженный баллонный газ в зависимости от системы функционирования: реализация сжиженного газа в баллонах без доставки до потребителя; реализация сжиженного газа в баллонах с доставкой до потребителя; реализация сжиженного газа из групповых газовых резервуарных установок.

Постановлением Комитета по ценовой и тарифной политике Новгородской области от 19.12.2007 N 36 установлены с 01.01.2008 розничные цены на сжиженный газ, реализуемый населению Обществом, в том числе сжиженный газ в баллонах без доставки до потребителя - 17,31 руб. за 1 кг; сжиженный газ в баллонах с доставкой до потребителя - 19 руб. 54 коп. за 1 кг.

Как следует из материалов дела, Общество предоставляло льготы по оплате газа с доставкой и без доставки и применяло соответствующие цены на газ.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция отклонят довод подателя жалобы о том, что услуги по доставке газа не должны оплачиваться, поскольку они включены в размер цены за указанные услуги.

Суды установили, что в бюджет Новгородской области и в муниципальное образование полностью перечислены субвенции на реализацию льгот, установленных федеральным и региональным законодательством в заявленном размере, что не оспаривается сторонами.

Поскольку Общество предоставляло льготы, установленные федеральным и региональным законодательством и с учетом разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 22.06.2006 N 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», суды сделали правильный вывод о том, что расходы должны возмещаться за счет федерального и регионального бюджетов.

Доводы подателя жалобы о том, что судом не установлена вина Минфина РФ суд кассационной инстанции отклоняет, поскольку возмещение расходов коммерческих организаций по предоставлению отдельным категориям граждан льгот за счет средств этих организаций не может быть поставлено в зависимость от наличия (отсутствия) вины государственного органа.

Вместе с тем суд кассационной инстанции считает правомерными доводы Минфина РФ о необоснованности включения в сумму расходов НДС.

Пунктом 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) определены объекты налогообложения по НДС.

В силу пункта 2 статьи 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) по товарообменным (бартерным) операциям, реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе, передаче права собственности на предмет залога залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства, передаче товаров (результатов выполненных работ, оказании услуг) при оплате труда в натуральной форме налоговая база определяется как стоимость указанных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 40 названного Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

Компенсация расходов, понесенных в связи с оказанием услуг льготным категориям потребителей, полученная от уполномоченного к ее выплате государственного органа, объектом налогообложения не является.

Из представленной справки о льготах за март-май 2008 года и счетов-фактур за указанный период следует, что в сумму расходов включен НДС (листы 16-36, том дела 1).

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что решение следует отменить, а дело - передать на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное выше, проверить расчет истца, установить, каким образом посчитана истцом сумма по доставке газа, какая сумма возмещена Обществу из бюджета в целях компенсации указанных расходов, исключить из суммы расходов НДС, а также распределить расходы по уплате государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Новгородской области от 30.03.2009 по делу N А44-2682/2008 отменить.

Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Новгородской области.

     Председательствующий
А.А.Кустов
Судьи
Т.В.Кравченко
А.В.Яковец

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка