ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 июля 2009 года Дело N А52-280/2009


[Суд обязал МИФНС принять решение о возврате НДС, поскольку принятая обществом учетная политика полностью соответствует нормам гл.21 НК РФ]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Корабухиной Л.И., судей: Асмыковича А.В., Морозовой Н.А., рассмотрев 29.07.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 19.03.2009 по делу N А52-280/2009 (судья Героева Н.В.), установил:

Открытое акционерное общество "Псковский кабельный завод" (далее - Общество, ОАО "Псковкабель") обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании недействительными пунктов 2 решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области (далее - Инспекция) от 18.12.2008 N 15-01/4618/8320 и N 15-01/4450/8321, а также об обязании налогового органа принять решение о возврате 12791931 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС).

Решением суда первой инстанции от 19.03.2009 заявленные Обществом требования удовлетворены полностью.

В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, просит отменить решение суда и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований.

По мнению подателя жалобы, ОАО "Псковкабель" необоснованно включило в состав налоговых вычетов по НДС за II квартал 2008 года 12791931 руб. этого налога по материальным ресурсам, приобретенным для производства и реализации товаров, отгружаемых на экспорт, поскольку названная сумма НДС принята к вычету до момента представления Обществом полного пакета документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Общество 21.07.2008 представило в Инспекцию декларацию по НДС за II квартал 2008 года, в которой заявило к вычету 152187202 руб. этого налога по операциям по реализации товаров на территории Российской Федерации и 13031932 руб. НДС по операциям по реализации товаров в режиме экспорта и в Республику Беларусь, а также обратилось с заявлением о возврате на расчетный счет суммы НДС, исчисленной к возмещению по данной декларации.

Налоговый орган провел камеральную налоговую проверку указанной декларации и документов, представленных ОАО "Псковкабель" для подтверждения обоснованности применения ставки 0 процентов и налоговых вычетов, по результатам которой составил акт от 05.11.2008 N 15-01/12020/6076 и, отклонив представленные Обществом возражения, принял решения от 18.12.2008:

- N 15-01/4618/8320 об отказе в привлечении заявителя к налоговой ответственности, пунктом 2 которого уменьшил Обществу предъявленный к возмещению из бюджета НДС за II квартал 2008 года на 12791931 руб.;

- N 15-01/4450/8321, пунктом 1 которого возместил ОАО "Псковкабель" 8473425 руб. НДС, а пунктом 2 - отказал в возмещении 12791931 руб. этого налога.

Общество не согласилось со вторыми пунктами решений Инспекции от 18.12.2008 N 15-01/4618/8320 и N 15-01/4450/8321, полагая, что в этой части решения налогового органа не соответствуют нормам действующего налогового законодательства, и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции удовлетворил заявление ОАО "Псковкабель", указав, что сумма вычетов определена налогоплательщиком в соответствии с его учетной политикой, которая не противоречит нормам законодательства о налогах и сборах.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы налогового органа.

Как видно из материалов дела и установлено судом, Общество производит продукцию как для продажи на территории Российской Федерации, так и для поставки на экспорт. При этом технологические особенности производства не позволяют заявителю определить при приобретении исходного сырья, в какой части оно будет использовано для производства экспортной продукции.

В соответствии с пунктом 1.1 приказа генерального директора Общества от 31.12.2007 N 285 (в редакции от 23.01.2008 N 120) об утверждении учетной политики заявителя на 2008 год приобретенные материальные ресурсы приходуются, а НДС принимается к вычету в общем порядке. При отгрузке готовой продукции на экспорт и в Республику Беларусь в квартале отгрузки рассчитывается отношение выручки от реализации продукции, отгруженной на экспорт, к общей выручке от реализации (без НДС). В квартале, в котором по конкретной экспортной отгрузке собран необходимый пакет документов, определяется сумма НДС, приходящаяся на материальные ресурсы, израсходованные на производство этой экспортной продукции. Полученная указанным образом сумма НДС, приходящаяся на все отгрузки, по которым собран необходимый пакет документов, восстанавливается по "внутреннему" НДС путем уменьшения вычета в квартале, когда собран пакет документов, и производится налоговый вычет по "экспортному" НДС.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса, и для перепродажи.

Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 173 НК РФ, если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса и увеличенную на суммы налога, восстановленного в соответствии с пунктом 3 статьи 170 НК РФ, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 Кодекса, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 176 НК РФ, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.

Пунктом 6 статьи 166 Кодекса установлено, что сумма налога по операциям реализации товаров (работ, услуг), облагаемых в соответствии с пунктом 1 статьи 164 НК РФ по налоговой ставке 0 процентов, исчисляется отдельно по каждой такой операции в соответствии с порядком, установленным пунктом 1 статьи 166 Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 Кодекса (в том числе налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 НК РФ), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 Кодекса и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с главой 21 Кодекса.

Пунктом 3 статьи 172 НК РФ установлено, что вычеты сумм налога, предусмотренных пунктами 1-8 статьи 171 Кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 НК РФ, производятся в порядке, установленном настоящей статьей, на момент определения налоговой базы, установленной статьей 167 Кодекса.

В силу пункта 9 статьи 167 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1-3, 8 и 9 статьи 164 Кодекса, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.

Согласно пункту 10 статьи 165 Кодекса порядок определения суммы налога, относящейся к товарам (работам, услугам), приобретенным для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции, по реализации которых облагаются по налоговой ставке 0 процентов, устанавливается принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.

Суд первой инстанции, полно и всесторонне исследовав доводы сторон и представленные ими доказательства, сделал обоснованный вывод о соответствии принятой Обществом учетной политики нормам главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации.

Поскольку Кодекс не предусматривает порядка восстановления сумм НДС в случае, когда до подтверждения ставки 0 процентов налогоплательщик заявил к возмещению соответствующие суммы НДС по внутреннему рынку, порядок восстановления налога, принятый заявителем в приказе об учетной политике, не противоречит налоговому законодательству и позволяет Обществу предъявлять к вычету по экспортным операциям налог только за те материальные ресурсы, которые использованы для осуществления таких операции.

В доводах кассационной жалобы Инспекция не ссылается на то, что расчет долей сумм НДС, приходящихся на экспорт и на внутренний рынок в спорном налоговом периоде, противоречит утвержденной заявителем учетной политике.

При таких обстоятельствах следует признать, что суд правомерно удовлетворил заявленные Обществом требования.

Предлагаемая налоговым органом методика распределения НДС расчетным путем до момента, когда у налогоплательщика возникает право на применение налоговой ставки 0 процентов, не предусмотрена Кодексом и противоречит его положениям.

Доводы, изложенные Инспекцией в жалобе, не опровергают выводы суда и направлены на переоценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 и пункта 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

Поскольку дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Решение Арбитражного суда Псковской области от 19.03.2009 по делу N А52-280/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области - без удовлетворения.

     Председательствующий
Л.И.Корабухина

Судьи:
А.В.Асмыкович
Н.А.Морозова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка