ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 октября 2009 года Дело N А56-43680/2007

Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 12 октября 2009 года.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Грачевой И.Л. и Кадулина А.В.,

при участии от Администрации поселения Карманова В.Р. (доверенность от 02.12.2008), Лаас О.В. (доверенность от 14.08.2009), от МУП «Лужский водоканал» Кузнецовой Н.А. (доверенность от 05.06.2009), от МУП «Лужское жилищное хозяйство» Кузнецовой Н.А. (доверенность от 03.08.2009),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы муниципального унитарного предприятия «Лужский водоканал» и муниципального унитарного предприятия «Лужское жилищное хозяйство» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.12.2008 (судья Филиппов А.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2009 (судьи Мельникова Н.А., Полубехина Н.С., Старовойтова О.Р.) по делу N А56-43680/2007,

у с т а н о в и л:

Администрация муниципального образования «Лужское городское поселение Лужского муниципального района Ленинградской области» (далее - Администрация поселения) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к администрации муниципального образования «Лужский муниципальный район Ленинградской области» (далее - Администрация района) о признании незаконным бездействия Администрации района, выразившегося в непередаче в муниципальную собственность муниципального образования «Лужское городское поселение Лужского муниципального района Ленинградской области» (далее - МО «Лужское городское поселение») имущества по перечню, утвержденному Областным законом Ленинградской области от 09.07.2007 N 119-оз «Об утверждении перечней имущества, передаваемого от муниципального образования «Лужский муниципальный район Ленинградской области» в муниципальную собственность муниципального образования «Лужское городское поселение Лужского муниципального района Ленинградской области» (далее - Областной закон от 09.07.2007 N 119-оз); обязании Администрации района передать в собственность МО «Лужское городское поселение» имущество в соответствии с указанным перечнем.

Определением от 19.12.2007 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное унитарное предприятие «Лужский водоканал» (далее - МУП «Лужский водоканал»), муниципальное унитарное предприятие «Лужское жилищное хозяйство» (далее - МУП «Лужское жилищное хозяйство»), а определением от 30.01.2008 - муниципальное учреждение культуры «Творческое объединение «Луга-фильм».

После неоднократного уточнения в процессе рассмотрения дела перечней подлежащего передаче имущества Администрация поселения просила суд обязать Администрацию района передать в собственность МО «Лужское городское поселение» 41 объект недвижимого имущества, а также нежилые помещения общей площадью 2 435,8 кв. м производственно-административного здания, находящегося по адресу: Ленинградская область, г. Луга, пр. Урицкого, д. 77а, за исключением нежилых помещений N 33 площадью 18,1 кв. м, NN 11, 19-22, 27, 29 площадью 169,7 кв. м, NN 18, 41 площадью 34,7 кв. м, N 11 (бывшие NN 11, 12, 23, 25, 27, 31) площадью 371,6 кв. м.

Решением от 17.12.2008 заявленные требования удовлетворены в отношении 36 объектов недвижимого имущества, на которые не зарегистрировано право хозяйственного ведения предприятий; в остальной части в удовлетворении требований отказано.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2009 названное решение оставлено без изменения.

МУП «Лужский водоканал» в кассационной жалобе просит отменить указанные судебные акты и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, нарушение судом норм права. Как указывает податель жалобы, спорное имущество передано предприятию на праве хозяйственного ведения в результате реорганизации муниципального унитарного предприятия «Лугажилкомхоз» (далее - МУП «Лугажилкомхоз»), созданного до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о государственной регистрации), на основании разделительного баланса по состоянию на 01.07.2002; в связи с ликвидацией МУП «Лугажилкомхоз» право хозяйственного ведения подателя жалобы не было зарегистрировано; в силу пункта 2 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, которым владеет унитарное предприятие, при отсутствии доказательств наделения его имуществом на иных условиях принадлежит ему на праве хозяйственного ведения; акты органов местного самоуправления в нарушение статей 295, 299 Кодекса направлены на изъятие у предприятия имущества, необходимого ему для осуществления уставной деятельности; в отношении отдельных объектов не указаны идентифицирующие признаки, позволяющие установить имущество, подлежащее передаче.

МУП «Лужское жилищное хозяйство» в кассационной жалобе также просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, считая их незаконными и необоснованными по мотивам, аналогичным доводам кассационной жалобы МУП «Лужский водоканал».

В судебном заседании представитель МУП «Лужский водоканал» и МУП «Лужское жилищное хозяйство» (в одном лице) поддержал кассационные жалобы предприятий, подтвердив приведенные в них доводы. Представители Администрации поселения против удовлетворения жалоб возражали, указывая, что предприятия не обжаловали решения органов местного самоуправления о включении спорных объектов в перечни передаваемого имущества, указанное имущество предназначено для решения вопросов, которые с 01.01.2009 не относятся к компетенции муниципального района.

Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалоб извещены надлежащим образом, однако своих представителей в заседание суда не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Областным законом от 09.07.2007 N 119-оз утверждены перечни муниципальных унитарных предприятий (муниципальных учреждений), а также недвижимого и движимого имущества, подлежащих передаче от муниципального образования «Лужский муниципальный район Ленинградской области» (далее - МО «Лужский муниципальный район») в муниципальную собственность МО «Лужское городское поселение» в соответствии с приложениями 1, 2, 3, 4.

Согласно статье 2 названного Областного закона право собственности на имущество, указанное в приложениях 1, 2, 3 и 4 к данному закону, возникает с момента подписания МО «Лужское городское поселение» актов приема-передачи передаваемого имущества.

В перечень недвижимого имущества включены объекты, которые учитывались у МУП «Лужский водоканал» и МУП «Лужское жилищное хозяйство».

МУП «Лужский водоканал» и МУП «Лужское жилищное хозяйство» созданы в результате реорганизации в форме разделения МУП «Лугажилкомхоз» в соответствии с постановлением главы муниципального образования «Лужский район» от 29.04.2002 N 355 (в редакции постановления от 27.06.2002 N 495); зарегистрированы в качестве юридических лиц 25.07.2002 и 17.07.2002 соответственно.

Комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Лужский район» заключил с МУП «Лужский водоканал» и МУП «Лужское жилищное хозяйство» договоры от 02.09.2002 N 145 и от 04.09.2002 N 147 на передачу предприятиям в хозяйственное ведение имущества, отраженного на их балансах по состоянию на 01.07.2002 и в перечнях основных средств, являющихся неотъемлемой частью договоров.

Сведения о закреплении имущественного комплекса за МУП «Лужский водоканал» на праве хозяйственного ведения внесены в реестр муниципального имущества муниципального образования «Лужский район», о чем предприятию выдано свидетельство от 27.12.2004 N 093.

В отношении МУП «Лужское жилищное хозяйство» определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.12.2007 по делу N А56-51377/2006 введено внешнее управление.

МУП «Лужский водоканал» решением того же арбитражного суда от 31.01.2008 по делу N А56-24607/2005 признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.

По сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, за МУП «Лужский водоканал» зарегистрировано право хозяйственного ведения на пять объектов недвижимости из перечня недвижимого имущества, подлежащего передаче МО «Лужское городское поселение» (приложение N 2 к Областному закону от 09.07.2007 N 119-оз).

Администрация поселения, ссылаясь на то, что Администрация района в нарушение Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ уклоняется от передачи имущества в соответствии с Областным законом от 09.07.2007 N 119-оз, чем нарушаются права заявителя, поскольку спорное имущество составляет экономическую основу деятельности муниципального образования, обратилась в арбитражный суд с настоящим требованием.

Согласно части первой статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагает, что оспариваемые решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Порядок безвозмездной передачи в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами установлен пунктом 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с указанным пунктом разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между вновь образованными поселениями и муниципальными районами, в состав которых они входят, осуществляется законом субъекта Российской Федерации. Законы субъектов Российской Федерации о разграничении муниципального имущества между муниципальными образованиями принимаются по согласованным предложениям соответствующих органов местного самоуправления. Орган местного самоуправления, владеющий имуществом, подлежащим передаче, обязан его передать, а орган местного самоуправления, в собственность которого передается имущество, - принять это имущество в трехнедельный срок после вступления в силу закона субъекта Российской Федерации. Закон субъекта Российской Федерации является основанием возникновения права собственности муниципального образования, принявшего имущество.

Таким образом, из Областного закона от 09.07.2007 N 119-оз, которым в соответствии с определенным федеральными законами порядком утверждены перечни имущества, подлежащего передаче от одного муниципального образования другому, у этих муниципальных образований в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации возникли обязанности соответственно по передаче и принятию имущества.

Поскольку Администрация района в установленный пунктом 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ срок не передала часть из указанных в утвержденном перечне объектов, суд правомерно посчитал бездействие Администрации района незаконным в отношении объектов, не имеющих зарегистрированных правообладателей, и удовлетворил требования Администрации поселения в этой части.

Возражения муниципальных унитарных предприятий надлежащим образом оценены судом и обоснованно отклонены. Согласно статье 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием, возникает у этого предприятия с момента передачи имущества, если иное не установлено законом или иными правовыми актами или решением собственника. В отношении недвижимого имущества пунктом 2 статьи 8 названного Кодекса в совокупности со статьей 131 Кодекса установлено специальное правило, согласно которому права на такое имущество возникают с момента их государственной регистрации. До государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним у всех третьих лиц отсутствуют основания считать правообладателем лицо, заявляющее о своих правах в отношении того или иного недвижимого имущества.

Областным законом от 09.07.2007 N 119-оз регулируются отношения между муниципальными образованиями как собственниками муниципального имущества, подлежащего разграничению между муниципальными образованиями. Объекты недвижимого имущества, находящиеся у МУП «Лужский водоканал» и МУП «Лужское жилищное хозяйство», включены в перечень подлежащего передаче МО «Лужское городское поселение» имущества по решению собственника этого имущества и муниципальных унитарных предприятий - МО «Лужский муниципальный район». В то же время в связи с передачей имущества собственником созданному им унитарному предприятию и изъятием этого имущества возникают отношения между собственником имущества и созданным им унитарным предприятием, в рамках которых предприятие и может защищать свои права от неправомерных, по его мнению, действий собственника, в частности, путем оспаривания соответствующих решений органов муниципального района.

Как видно из материалов дела, МУП «Лужский водоканал» обращалось в суд общей юрисдикции с заявлением об оспаривании Областного закона от 09.07.2007 N 119-оз в соответствующей части. Однако определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 04.02.2009 по делу N 33-Г08-21 решение Ленинградского областного суда от 31.10.2008 по делу N 3-145/08 о частичном удовлетворении требований предприятия было отменено и производство по делу прекращено по тем мотивам, что положения Областного закона от 09.07.2007 N 119-оз не затрагивают права заявителя и не регулируют отношения с его участием.

Таким образом, поскольку в отношении оспариваемых предприятиями объектов право хозяйственного ведения зарегистрировано не было, Администрация поселения вправе требовать от Администрации района во исполнение Областного закона от 09.07.2007 N 119-оз передать объекты, включенные в согласованный решением собственника - МО «Лужский муниципальный район» - и утвержденный названным Областным законом перечень имущества, подлежащего передаче МО «Лужское городское поселение».

Довод подателей жалобы относительно недостаточной идентификации объектов, присужденных к передаче, не влияет на правильность выводов суда по существу спора.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит, что выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам и нормам материального права, таких нарушений норм процессуального права, которые в силу частей третьей, четвертой статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могут повлечь отмену судебного акта, судом не допущено, в связи с чем установленных названной статьей оснований для отмены обжалуемых решения и постановления не имеется.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.12.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2009 по делу N А56-43680/2007 оставить без изменения, а кассационные жалобы муниципального унитарного предприятия «Лужский водоканал» и муниципального унитарного предприятия «Лужское жилищное хозяйство» - без удовлетворения.

     Председательствующий
И.В.Сергеева
Судьи
И.Л.Грачева
А.В.Кадулин

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка