ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 января 2010 года Дело N А56-20781/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 25 января 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Гафиатуллиной Т.С. и Сергеевой И.В.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью «Оредеж» Ивановой Е.Н. (доверенность от 01.09.2009),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.09.2009 (судья Раннева Ю.А.) по делу N А56-20781/2009,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «Оредеж» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области со следующими требованиями:

- признать незаконным отказ администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области (далее - Администрация) в переоформлении принадлежащего заявителю права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 6 865 570 кв.м с кадастровым номером N 47:23:11-09-007:0199, расположенным по адресу: Ленинградская область, Гатчинский район, на право собственности;

- обязать Администрацию в двухнедельный срок принять решение о предоставлении Обществу в собственность названного земельного участка.

Решением от 29.09.2009 заявленные требования удовлетворены.

В апелляционном порядке решение суда не пересматривалось.

В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить принятый по делу судебный акт. Податель жалобы ссылается на следующее: удовлетворяя требования Общества, суд не учел того, что спорный земельный участок, отнесенный к землям сельскохозяйственного назначения, включает сельскохозяйственные угодья, а также иные земли сельскохозяйственного назначения; положениями пункта 7 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон N 101-ФЗ) и пункта 12 статьи 4 Закона Ленинградской области от 02.12.2005 N 107-ОЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Ленинградской области» (далее - Областной закон N 107-ОЗ) установлена выкупная цена только для сельскохозяйственных угодий, выкупная цена иных земель в составе земель сельскохозяйственного назначения не определена; в связи с отсутствием соответствующей нормы орган местного самоуправления не может передать в собственность спорный земельный участок, часть которого не относится к сельскохозяйственным угодьям.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

В судебном заседании представитель Общества просил оставить без изменения обжалуемое решение как законное и обоснованное.

Администрация извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направила, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, на основании постановления главы администрации Гатчинского района Ленинградской области от 20.02.1992 N 94/5 акционерному обществу закрытого типа «Оредеж» (правопредшественнику Общества) в постоянное (бессрочное) пользование для осуществления производственной деятельности предоставлен земельный участок площадью 686,56 га в границах согласно плану, выдан государственный акт от 16.04.1992 серии А-I N 011653.

Названный земельный участок, отнесенный к землям сельскохозяйственного назначения и расположенный в Гатчинском районе Ленинградской области, поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 47:23:11-09-007:0199.

В связи с необходимостью переоформления права постоянного (бессрочного) пользования участком Общество обратилось к главе Администрации, распоряжающейся земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории Гатчинского района, с заявлением от 26.02.2009 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 47:23:11-09-007:0199.

Рассмотрев заявление, Администрация в письме от 26.03.2009 N 536/31 сообщила Обществу следующее: в состав испрашиваемого земельного участка включены сельскохозяйственные угодья, а также лесные земли, древесно-кустарниковая растительность, болота, водные объекты и дороги; поскольку нормы законодательства, предусматривающие предоставление в собственность земель сельскохозяйственного назначения, не относящихся к сельскохозяйственным угодьям, в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования, отсутствуют, спорный земельный участок, занятый сельскохозяйственными угодьями, может быть предоставлен Обществу в собственность, а земельный участок под иными землями - передан в аренду.

Общество, считая отказ Администрации предоставить в собственность весь земельный участок противоречащим статье 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее - Вводный закон), статье 10 Закона N 101-ФЗ, а также нарушающим его права и законные интересы, обратилось с настоящим заявлением в суд.

Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, указав, что в силу пункта 2 статьи 3 Вводного закона, пункта 7 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, пункта 12 статьи 4 Областного закона N 107-ОЗ Общество, как сельскохозяйственная организация, имеет право на выкуп земельного участка, закрепленного за ним на праве постоянного (бессрочного) пользования и используемого в соответствии в его целевым назначением, в порядке переоформления прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

Кассационная инстанция считает выводы суда правильными.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Вводного закона юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 01.01.2010 в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса.

Согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, в месячный срок со дня поступления заявления о приобретении прав на земельный участок принимает решение о предоставлении этого участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия названного решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Согласно пункту 10 статьи 3 Вводного закона распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Наличие у Общества права постоянного (бессрочного) пользования испрашиваемым земельным участком подтверждается имеющимися в материалах дела документами и Администрацией не оспаривается.

В соответствии с пунктами 6, 7 статьи 37 Земельного кодекса оборот земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельных участков, предоставленных из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также земельных участков, занятых зданиями, строениями, сооружениями, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом, регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Пунктом 7 статьи 10 Закона N 101-ФЗ установлено, что приобретение сельскохозяйственными организациями права собственности на земельные участки, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования, осуществляется в соответствии с Вводным законом. Сельскохозяйственные угодья приобретаются в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в размере не более 20 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий.

Аналогичная норма предусмотрена пунктом 12 статьи 4 Областного закона N 107-ОЗ в редакции, действующей на момент принятия Администрацией оспариваемого отказа.

Суд сделал правильный вывод о том, что ни Закон N 101-ФЗ, ни Областной закон N 107-ОЗ не содержат положений, устанавливающих запрет на приобретение в собственность земельного участка, отнесенного к категории земель сельскохозяйственного назначения, если в его состав кроме сельскохозяйственных угодий входят земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель. Указанные законы также не содержат положений, устанавливающих необходимость разделения земельного участка, отнесенного целиком к категории земель сельскохозяйственного назначения, в случае его приобретения в собственность на сельскохозяйственные и другие виды угодий и определения различной выкупной цены.

Предусмотренный пунктом 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации состав земель сельскохозяйственного назначения (сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, водными объектами и прочие) определен, исходя из той роли, которую играет земля в сельскохозяйственном производстве с учетом особых требований, предъявляемых к владельцам земель сельскохозяйственного назначения к сохранению сельскохозяйственных угодий (пашни, выпасы, сенокосы). Однако действующим законодательством не установлен какой-либо особый правовой режим по обороту земель, входящих в состав земель сельскохозяйственного назначения.

С учетом того, что Администрация в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, не приняла решение о предоставлении земельного участка в собственность по заявлению Общества, суд сделал правильный вывод, что оспариваемый отказ нарушает права и законные интересы Общества, не соответствует названным нормам законодательства и обязал Администрацию принять соответствующее решение.

Суд кассационной инстанции считает, что при рассмотрении настоящего спора суд правильно применил нормы материального права, основания для отмены решения от 29.09.2009 и удовлетворении жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.09.2009 по делу N А56-20781/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области - без удовлетворени

     Председательствующий
А.В.Кадулин
Судьи
Т.С.Гафиатуллина
И.В.Сергеева

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка