• по
Более 46000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

     
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     
от 27 января 2010 года Дело N А44-2457/2009

     
     
[Суд отказал в удовлетворении заявления о признании недействительным решения думы в части определения коэффициента в размере 648% в отношении земельных участков, предоставляемых для размещения рекламных щитов, поскольку думой принято решение об установлении порядка определения размера арендной платы, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с предоставленными ей полномочиями, кроме того, арендная плата не относится к налогам, в связи с этим положения ст.57 Конституции РФ неприменимы к рассматриваемому спору]

Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 27 января 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Сапоткиной Т.И., судей: Кадулина А.В. и Рудницкого Г.М., при участии от ООО "Арсенал" - Сарибекян А.Н. (доверенность от 22.06.2009), рассмотрев 25.01.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Арсенал" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 19.10.2009 по делу N А44-2457/2009 (судьи: Бочарова Н.В., Куропова Л.А., Разживин А.А.), установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Арсенал" (далее - ООО "Арсенал") обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к администрации Старорусского муниципального района (далее - Администрация) о признании частично недействующим решения Думы Старорусского муниципального района от 29.05.2009 N 314.

В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) ООО "Арсенал" уточнило требования, просило признать недействующим решение Думы Старорусского муниципального района от 25.12.2008 N 278 в редакции решения Думы Старорусского муниципального района от 29.05.2009 N 314 "Об утверждении базовых ставок арендной платы за землю на территории Старорусского муниципального района на 2009 год и Методики определения арендной платы за земельные участки" в части определения коэффициента в размере 648% в отношении земельных участков, предоставляемых для размещения рекламных щитов в г.Старая Русса.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом Старорусского муниципального района (далее - Комитет).

Решением суда от 14.10.2009 решение Думы Старорусского муниципального района от 25.12.2008 N 278 в редакции решения от 29.05.2009 N 314 "Об утверждении базовых ставок арендной платы за землю на территории Старорусского муниципального района на 2009 год и Методики определения арендной платы за земельные участки" в части определения коэффициента в размере 648% в отношении земельных участков, предоставляемых для размещения рекламных щитов в г.Старая Русса, признано соответствующим требованиям статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статьи 3 Областного закона Новгородской области от 29.04.2002 N 39-ОЗ "О предоставлении земельных участков на территории Новгородской области", постановлению администрации Новгородской области от 20.12.2007 N 301 "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности области или государственная собственность на которые не разграничена".

В удовлетворении заявления отказано.

В кассационной жалобе ООО "Арсенал", ссылаясь на незаконность и необоснованность судебного акта, принятие его с нарушением норм материального права, просит решение отменить.

По мнению подателя жалобы, установление коэффициента функционального использования земель в размере, превышающем 100%, является незаконным и приводит к неосновательному обогащению арендодателя; при установлении базового размера арендной платы за землю орган местного самоуправления не должен вступать в противоречие с Конституцией России и федеральными законами; орган местного самоуправления не представил экономического обоснования установления для земель, используемых для размещения объектов рекламы, коэффициента арендной платы за землю, более чем в пять раз превышающей значение того же коэффициента, действовавшего в предыдущие годы (138% от кадастровой стоимости земельного участка); позиция Думы Старорусского муниципального района и суда приводит к неравному положению хозяйствующих субъектов, арендующих земли, находящиеся в федеральной собственности, и земли, государственная собственность на которые не разграничена.

Податель жалобы, ссылаясь на принципы земельного законодательства, постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", считает, что экономически необоснованное увеличение размера ежегодной арендной платы является незаконным и недопустимым, невозможно установить коэффициент в размере, превышающем 100% кадастровой стоимости земельного участка.

Податель жалобы считает, что оспариваемый нормативный акт незаконно возлагает на него обязанности уплачивать арендную плату за земельные участки в установленном размере.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Законность решения проверена в кассационном порядке.

В судебном заседании представитель ООО "Арсенал" подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Другие участвующие в деле лица о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Суд кассационной инстанции полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению.

Материалами дела подтверждается следующее.

Постановлением администрации Новгородской области от 20.12.2007 N 301 "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности области или государственная собственность на которые не разграничена" установлено, что для земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, коэффициент устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления городского округа муниципальных районов области.

Между Комитетом по управлению имуществом администрации города Старая Русса и Старорусского района (арендодатель) и ООО "Арсенал" (арендатор) заключен договор от 07.07.2008, согласно которому арендодатель сдает арендатору в аренду земельный участок общей площадью 3,0 кв.м, расположенный по адресу: г.Старая Русса, ул.Латышских Гвардейцев (въезд на виадук), вид разрешенного использования земельного участка - для установки и эксплуатации рекламных щитов, категория земель - земли населенных пунктов.

Пунктом 2.1 договора установлено, что сумма годовой арендной платы за земельный участок составляет 2019 руб. 74 коп. (487,86 Суд отказал в удовлетворении заявления о признании недействительным решения думы в части определения коэффициента в размере 648% в отношении земельных участков, предоставляемых для размещения рекламных щитов, поскольку думой принято решение об... 138 Суд отказал в удовлетворении заявления о признании недействительным решения думы в части определения коэффициента в размере 648% в отношении земельных участков, предоставляемых для размещения рекламных щитов, поскольку думой принято решение об... 3, где 487 руб. 86 коп. - кадастровая стоимость 1 кв.м земельного участка, 138% - коэффициент от кадастровой стоимости земельного участка, 3 кв.м - площадь земельного участка).

Пунктом 2.2 договора определено, что размер арендной платы может быть изменен арендодателем в соответствии с изменениями, установленными законодательными актами или по согласованию сторон.

Распоряжением Администрации от 07.06.2008 N 107-рг ООО "Арсенал" разрешена установка и эксплуатация рекламного щита размером 6 Суд отказал в удовлетворении заявления о признании недействительным решения думы в части определения коэффициента в размере 648% в отношении земельных участков, предоставляемых для размещения рекламных щитов, поскольку думой принято решение об... 3 на упомянутом земельном участке сроком на пять лет.

Администрацией и ООО "Арсенал" заключен договор от 07.06.2008 N 1 на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, находящихся в распоряжении Администрации.

Решением Думы Старорусского муниципального района от 25.12.2008 N 278 "Об утверждении базовых ставок арендной платы за землю на территории Старорусского муниципального района на 2009 год и Методики определения арендной платы за земельные участки" утверждены коэффициенты для различных видов функционального использования земельных участков на 2009 год в процентах от кадастровой стоимости земельных участков, используемые для расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, а также методика определения арендной платы за земельные участки.

Согласно абзацу 2 пункта 4 приложения N 1 к решению от 25.12.2008 N 278 установлен коэффициент в размере 1000% от кадастровой стоимости земельного участка, предназначенного для размещения рекламных щитов в г.Старая Русса.

Согласно методике определения арендной платы за земельные участки, утвержденной решением от 25.12.2008 N 278, размер арендной платы определяется по формуле: АП = КС Суд отказал в удовлетворении заявления о признании недействительным решения думы в части определения коэффициента в размере 648% в отношении земельных участков, предоставляемых для размещения рекламных щитов, поскольку думой принято решение об... К, где АП - годовой размер арендной платы (руб.), КС - кадастровая стоимость земельного участка (руб.), К - коэффициент, устанавливаемый в процентах от кадастровой стоимости земельного участка, определяемый для различных видов функционального использования земельных участков.

Решением Думы Старорусского муниципального района Новгородской области от 29.05.2009 N 314 внесены изменения в абзац 2 пункта 4 приложения N 1 к решению от 25.12.2008 N 278, установлен размер коэффициента 648% от кадастровой стоимости земельного участка, предназначенного для размещения рекламных щитов в г.Старая Русса.

Комитет предложил заключить ООО "Арсенал" дополнительное соглашение к договору аренды в г.Старая Русса от 07.07.2008 N 505, которым определена годовая сумма аренды с 01.01.2009 в размере 16253 руб. 10 коп.

ООО "Арсенал", полагая, что установлением коэффициента в размере 648% от кадастровой стоимости для земельных участков, используемых для размещения рекламных щитов в г.Старая Русса, нарушен принцип экономической обоснованности ставок арендной платы, требования статей 1 и 3 Земельного кодекса Российской Федерации, а также права и законные интересы общества, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме (части четвертая и пятая статьи 194 АПК РФ).

Суд первой инстанции, проверив полномочия органа, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт, обоснованно пришел к выводу о том, что Думой Старорусского муниципального района принято решение об установлении порядка определения размера арендной платы, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с предоставленными ей полномочиями.

В соответствии со статьей 3 и частью 5 статьи 9 Областного закона Новгородской области от 29.04.2002 N 39-ФЗ "О предоставлении земельных участков на территории Новгородской области" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городского округа, за исключением земельных участков в Великом Новгороде, являющемся административным центром Новгородской области, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности; порядок определения размера арендной платы, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Новгородской области, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются Администрацией области.

Суд первой инстанции, проверив соответствие оспариваемого нормативного акта закону или иному нормативному акту, имеющим большую юридическую силу, пришел к правомерному выводу о том, что решение от 25.12.2008 N 278 в редакции решения от 29.05.2009 N 314 принято в соответствии с требованиями статей 22 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".

Суд первой инстанции правильно указал в решении, что арендная плата не относится к налогам и в связи с этим положения статьи 57 Конституции России неприменимы к рассматриваемому спору.

Суд обоснованно пришел к выводу о том, что оспариваемое решение соответствует требованиям закона и, соответственно, не нарушает права заявителя.

Как следует из экономического обоснования упомянутого нормативного правового акта в оспариваемой части, данного Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Старорусского муниципального района, ставки арендных платежей устанавливаются исходя из контрольных цифр бюджета Старорусского муниципального района, доведенных Комитетом финансов области; коэффициенты арендной платы на 2009 год за земельные участки, предназначенные для размещения рекламных щитов, установлены решением Думы Старорусского муниципального района от 25.12.2008 и составляли 1000% от кадастровой стоимости в г.Старая Русса и 5000% от кадастровой стоимости вне черты г.Старая Русса, на основании письма ООО "Арсенал" об уменьшении арендной платы Думой Старорусского муниципального района принято решение от 29.05.2009 N 314, согласно которому коэффициенты на 2009 год за земельные участки, предназначенные для размещения рекламных щитов, уменьшены и составили в г.Старая Русса - 648%, вне черты г.Старая Русса - 1760%.

Имеющиеся в деле доказательства не позволяют сделать вывод о том, что установленный данным нормативным актом в оспариваемой части размер арендной платы не соответствует доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования. Нет оснований полагать, что при установлении размера арендной платы упомянутым нормативным актом в его оспариваемой части не соблюдены принципы предсказуемости, предельно допустимой простоты расчета ее размера, принцип недопущения ухудшения экономического состояния землевладельцев и землепользователей при переоформлении ими прав на земельные участки, а также принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности.

Поскольку нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, нарушений норм процессуального законодательства, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, не допущено, обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Решение Арбитражного суда Новгородской области от 19.10.2009 по делу N А44-2457/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Арсенал" - без удовлетворения.

     Председательствующий
Т.И.Сапоткина

Судьи:
А.В.Кадулин
Г.М.Рудницкий

     Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Номер документа: А44-2457/2009
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
Дата принятия: 27 января 2010

Поиск в тексте