ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 января 2010 года Дело N А56-38587/2008
[Суд признал незаконным и отменил постановление инспекции о привлечении общества к административной ответственности по ст.14.5 КоАП РФ, поскольку проведение инспекцией проверочной закупки при осуществлении контроля за применением обществом ККТ не может расцениваться как полученное в соответствии с требованиями закона доказательство, подтверждающее событие административного правонарушения]
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Матлиной Е.О., судей: Колесниковой С.Г., Михайловской Е.А., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Санкт-Петербургу - Марганиа З.Б. (доверенность от 11.01.2010 N 19-10/00013), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Санкт-Петербургу на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2009 по делу N А56-38587/2008 (судьи: Лопато И.Б., Борисова Г.В., Фокина Е.А.), установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ПИТЕРАВТО" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 10.09.2008 N 5140/8-14-858 о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 40000 руб.
Решением от 24.11.2008 (судья Королева Т.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением кассационной инстанции от 07.05.2009 решение от 24.11.2008 отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию.
Решением от 02.07.2009 (судья Баталова Л.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 21.10.2009 решение от 02.07.2009 отменено. Постановление Инспекции от 10.09.2008 N 5140/8-14-858 признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить постановление апелляционной инстанции от 21.10.2009, а решение от 02.07.2009 оставить в силе, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм права.
В судебном заседании представитель Инспекции подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Общество о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако своего представителя в судебное заседание не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в результате проведенной 06.08.2008 проверки выполнения Обществом требований Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон о ККТ) Инспекция установила, что при осуществлении наличных денежных расчетов за проезд двух пассажиров в принадлежащем Обществу автобусе, следующем по маршруту К-89 от проспекта М.Жукова до станции метро "Проспект Ветеранов" не была применена контрольно-кассовая техника и не выданы документы строгой отчетности (билеты).
По данному факту составлены акт от 06.08.2008 и протокол от 01.09.2008, а постановлением Инспекции от 10.09.2008 N 5140/8-14-858 Общество привлечено к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40000 руб.
Полагая названное постановление незаконным, Общество оспорило его в арбитражный суд.
В соответствии со статьями 2, 5 Закона о ККТ контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно статье 14.5 КоАП РФ продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товара, выполняющих работы или оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, в том числе без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин, влечет наложение административного штрафа.
Осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы статьей 7 Закона о ККТ, статьей 7 Закона Российской Федерации от 21.03.91 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", пунктом 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе". Названные нормы предоставляют налоговым органам право проводить проверки в целях осуществления контроля за использованием контрольно-кассовой техники, однако не определяют методов и порядка проведения таких проверок и полномочий должностных лиц налоговых органов при их проведении.
Судом апелляционной инстанции по материалам дела установлено, что при осуществлении проверочных мероприятий Инспекцией была произведена контрольная закупка. Доказательств, опровергающих данный вывод, в материалы дела не представлено. Так, суд установил, что расчет осуществлен сотрудниками Инспекции за проезд в принадлежащем Обществу транспортном средстве в рамках проверки, проведенной на основании поручения от 05.08.2008 N 8-14-858, по окончании проверки деньги в сумме 44 рублей возвращены проверяющим.
Проверочная (контрольная) закупка в силу Федерального закона от 12.08.95 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" допускается как оперативно-розыскное мероприятие, проводимое полномочным органом в случае и порядке, предусмотренных названным Законом. Согласно статье 13 Закона налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.
В силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона. Проведение Инспекцией проверочной закупки при осуществлении контроля за применением Обществом контрольно-кассовой техники не может расцениваться как полученное в соответствии с требованиями закона доказательство, подтверждающее событие административного правонарушения.
Таким образом, считая правильным вывод суда апелляционной инстанции о недоказанности Инспекцией события административного правонарушения, кассационная инстанция считает правильным и вывод о признании незаконным и отмене постановления Инспекции от 10.09.2008 N 5140/8-14-858 о привлечении Общества к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ.
При таком положении, не усматривая при принятии обжалуемого судебного акта каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для его отмены.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2009 по делу N А56-38587/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.О.Матлина
Судьи:
С.Г.Колесникова
Е.А.Михайловская
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка