ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     
от 20 января 2010 года Дело N А56-30995/2009

     

[В связи с недоказанностью инспекцией события административного правонарушения, суд признал незаконным и отменил постановление инспекции о привлечении общества к административной ответственности по ст.14.5 КоАП РФ]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Матлиной Е.О., судей: Колесниковой С.Г., Михайловской Е.А., при участии: от Инспекции Федеральной налоговой службы по Волосовскому району Ленинградской области - Ермишиной Э.Ю. (доверенность от 31.12.2009); от общества с ограниченной ответственностью "ЛадА" - Борисенковой М.Н. (доверенность от 11.01.2010), Тулаева А.П. (доверенность от 11.01.2010), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Волосовскому району Ленинградской области на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2009 по делу N А56-30995/2009 (судьи: Шульга Л.И., Лопато И.Б., Фокина Е.А.), установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ЛадА" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по Волосовскому району Ленинградской области (далее - Инспекция) от 04.05.2009 N 47 о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 30000 руб.

Решением от 02.07.2009 (судья Пилипенко Т.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 13.10.2009 решение от 02.07.2009 отменено. Постановление Инспекции от 04.05.2009 N 47 признано незаконным и отменено.

В кассационной жалобе Инспекция просит отменить постановление апелляционной инстанции от 13.10.2009, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм права.

В судебном заседании представитель Инспекции подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представители Общества просили оставить постановление апелляционной инстанции от 13.10.2009 без изменения, полагая его правомерным.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, в результате проведенной 28.04.2009 на основании поручения от той же даты проверки соблюдения Обществом требований Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон о ККТ) Инспекция установила, что в принадлежащем Обществу магазине, расположенном по адресу: Ленинградская область, Волосовский район, деревня Каложицы, при осуществлении с покупателем наличных денежных расчетов в сумме 12 руб. 50 коп. за пачку сигарет не была применена контрольно-кассовая техника.

По данному факту составлены акт от 28.04.2009 и протокол от 29.04.2009, а постановлением Инспекции от 04.05.2009 N 47 Общество привлечено к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30000 руб.

Полагая названное постановление незаконным, Общество оспорило его в арбитражный суд.

В соответствии со статьями 2, 5 Закона о ККТ контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Согласно статье 14.5 КоАП РФ продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товара, выполняющих работы или оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, в том числе без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин, влечет наложение административного штрафа.

Осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы статьей 7 Закона о ККТ, статьей 7 Закона Российской Федерации от 21.03.91 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", пунктом 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе". Названные нормы предоставляют налоговым органам право проводить проверки в целях осуществления контроля за использованием контрольно-кассовой техники, однако не определяют методов и порядка проведения таких проверок и полномочий должностных лиц налоговых органов при их проведении.

Судом апелляционной инстанции по материалам дела установлено, что при осуществлении проверочных мероприятий Инспекцией была произведена контрольная закупка. Доказательств, опровергающих данный вывод, в материалы дела не представлено. Покупку осуществил сотрудник налогового органа Темирсултанов А.Н., обстоятельства приобретения товара не отражены ни в протоколе об административном правонарушении, ни в постановлении о назначении административного наказания. Какие-либо показания покупателя Темирсултанова А.Н., связанные с приобретением товара, в материалы дела не представлены.

Проверочная (контрольная) закупка в силу Федерального закона от 12.08.95 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" допускается как оперативно-розыскное мероприятие, проводимое полномочным органом в случае и порядке, предусмотренных названным Законом. Согласно статье 13 Закона налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.

В силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона. Проведение Инспекцией проверочной закупки при осуществлении контроля за применением Обществом контрольно-кассовой техники не может расцениваться как полученное в соответствии с требованиями закона доказательство, подтверждающее событие административного правонарушения.

Таким образом, считая правильным вывод суда о недоказанности Инспекцией события административного правонарушения, кассационная инстанция считает правильным и вывод о признании незаконным и отмене постановления Инспекции от 04.05.2009 N 47 о привлечении Общества к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ.

При таком положении, не усматривая при принятии обжалуемого судебного акта каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для его отмены.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2009 по делу N А56-30995/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Волосовскому району Ленинградской области - без удовлетворения.

     Председательствующий
Е.О.Матлина

Судьи:
С.Г.Колесникова
Е.А.Михайловская

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка