ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 01 февраля 2010 года Дело N А42-4240/2009

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Алешкевича О.А., Клириковой Т.В.,

при участии от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Мурманской области Блинова Е.И. (доверенность от 11.01.2010), от государственного учреждения «Войсковая часть 36138» Сидорова А.А. (доверенность от 20.01.2010),

рассмотрев 26.01.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 05.08.2009 (судья Варфоломеев С.Б.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2009 (судьи Лопато И.Б., Борисова Г.В., Шульга Л.А.) по делу N А42-4240/2009,

у с т а н о в и л:

Государственное учреждение «Войсковая часть 36138» (далее - Войсковая часть 36138) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Мурманской области (далее - Управление) от 26.05.2009 N 1177/13 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), а также о признании незаконными действий государственного инспектора по охране природы на территории Мурманской области Валеева Фарита Рахимовича по вынесению оспариваемого постановления.

Решением суда от 05.08.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 02.11.2009, заявление удовлетворено в части признания незаконным и отмены постановления Управления от 26.05.2009 N 1177/13. В остальной части в удовлетворении заявления отказано.

В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить принятые судебные акты в части удовлетворения заявления Войсковой части 36138, отказать в удовлетворении заявления полностью.

В отзыве на кассационную жалобу Войсковая часть 36138 просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, считая их соответствующими действующему законодательству.

В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы жалобы, а представитель Войсковой части 36138 просил отказать в ее удовлетворении.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, 23.03.2009 руководителем Управления издано распоряжение N 31-р о проведении в период с 01.04.2009 по 30.04.2009 плановой комплексной проверки соблюдения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды в «государственном учреждении «Войсковая часть 36138» (г. Североморск) и непосредственно подчиненных ей подразделениях: войсковой части 96618 (п. Африканда), войсковой части 96623 (г. Мончегорск), войсковой части 52415 (с. Ловозеро), войсковой части 03731 (п. Килпъявр)».

В ходе проведения проверки установлено, что в процессе деятельности подразделений Войсковой части 36138, к которым Управлением отнесены войсковая часть (далее - в/ч) 28278, в/ч 03733, в/ч 03734, в/ч 03735, в/ч 39882, в/ч 96618, в/ч 52418, в/ч 31487, в/ч 96623 и в/ч 52415, образуются отходы I-V классов опасности. При этом в указанных подразделениях Войсковой части 36138 не произведена инвентаризация образующихся в процессе деятельности отходов производства и потребления, не разработаны проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, отсутствуют паспорта на опасные отходы, не ведется учет количества образующихся отходов. Кроме того, в указанных подразделениях имеются стационарные источники загрязнения атмосферного воздуха - гаражи, дизельные генераторы, угольные котельные - в количестве 15 единиц, а также передвижные источники загрязнения атмосферного воздуха. При этом не произведена инвентаризация выбросов и их источников, не разработаны проекты нормативов предельно допустимых выбросов, отсутствуют разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

По результатам проверки составлены акты от 20.05.2009 N 3182/12 в отношении в/ч 96618, N 3182/13 в отношении в/ч 52418, N 3182/14 в отношении в/ч 96623, N 3182/15 в отношении в/ч 52415 и N 3182/16 в отношении в/ч 36138. Согласно последнему акту в отношении Воинской части 36138 проведена «выездная плановая проверка выполнения предписания об устранении нарушений, выявленных в результате проверки условий использования водного объекта от 22.10.2007 N 22/06». В акте отражены нарушения в сфере недропользования, охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами производства и потребления, выявленные в деятельности «подчиненных» заявителю подразделений: в/ч 28278, 03733, 03731, 03734, 03735, 39882, 96618, 52415, 96623, 31487, 52418, а также непосредственно в отношении Войсковой части 36138 (пункты 2.1, 2.2, 2.3, 2.4 и 2.7).

Согласно сведениям, имеющимся в данных актах, указаны периоды проведения проверки - с 01.04.2009 по 24.04.2009 и с 19.05.2009 по 25.05.2009.

Выявленные в ходе проверки нарушения в сфере природопользования послужили основанием для составления в отношении Войсковой части 36138 протокола об административном правонарушении от 19.05.2009 N 1177/06.

Постановлением от 26.05.2009 N 1177/13, вынесенным государственным инспектором по охране природы на территории Мурманской области Валеевым Ф. Р., Войсковая часть 36138 привлечена к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 20 000 руб. По мнению Управления, подразделениями Войсковой части 36138 (в/ч 28278, 03733, 03734, 03735, 39882, 96618, 52418, 31487, 96623, 52415) нарушены требования статей 11, 14 и 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в редакции, действовавшей на момент привлечения заявителя к административной ответственности (далее - Закон N 89-ФЗ), статей 14, 22 и пункта 1 статьи 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 N 96-ФЗ (далее - Закон N 96-ФЗ). Из содержания постановления следует, что Войсковая часть 36138 привлечена к административной ответственности за нарушения, совершенные другими войсковыми частями, которые, по мнению Управлению, являются ее структурными подразделениями.

Войсковая часть 36138, посчитав постановление административного органа незаконным, оспорила его в судебном порядке.

Суды первой и апелляционной инстанций частично удовлетворили заявление, сделав вывод об отсутствии достаточных доказательств совершения заявителем вменяемого административного правонарушения.

Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Статьей 8.1 КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон N 7-ФЗ) размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

В силу пункта 1 статьи 41 Закона N 7-ФЗ требования в области охраны окружающей среды, предъявляемые при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов, в полной мере распространяются на военные и оборонные объекты, вооружение и военную технику.

Согласно статье 22 Закона N 96-ФЗ юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников.

Пунктом 1 статьи 14 Закона N 96-ФЗ предусмотрено, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» (далее - постановление N 183) предусмотрено, что разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на основе данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

В соответствии со статьей 1 Закона N 89-ФЗ отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - это деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Согласно статье 11 Закона N 89-ФЗ юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения.

В силу статьи 14 Закона N 89-ФЗ юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны составить паспорта на опасные отходы.

Пунктом 1 статьи 19 Закона N 89-ФЗ установлено, что юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Согласно части 1 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.

В силу статьи 55 ГК РФ юридическое лицо может иметь обособленные подразделения, расположенные вне места его нахождения.

Статья 11 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне» (далее - Закон N 61-ФЗ) устанавливает, что Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, в Тыл Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 11.1 Закона N 61-ФЗ управление объединения, управление соединения и воинская часть Вооруженных Сил Российской Федерации могут являться юридическим лицом в форме федерального бюджетного учреждения. Решение о создании в качестве юридического лица управления сформированного объединения, управления сформированного соединения или сформированной воинской части Вооруженных Сил Российской Федерации, а также о реорганизации или ликвидации указанного юридического лица принимается министром обороны Российской Федерации.

Управления объединений, управления соединений и воинские части Вооруженных Сил Российской Федерации в качестве юридических лиц действуют на основании общих положений, утверждаемых министром обороны Российской Федерации (часть 4).

В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Исследовав и оценив материалы дела с учетом требований статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций сделали вывод о том, что административный орган не представил достаточных доказательств, подтверждающих совершение Войсковой частью 36138 вменяемого административного правонарушения. При этом суды исходили из того, что в материалах дела отсутствуют надлежащие доказательства того, что перечисленные в оспариваемом постановлении Управления войсковые части, деятельность которых послужила предметом спорной проверки, являются подчиненными заявителю обособленными подразделениями, за деятельность которых заявитель несет ответственность. Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, представленной в отношении заявителя, следует, что Войсковая часть 36138 является юридическим лицом и каких-либо подразделений в своем составе не имеет.

Суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отклонили довод Управления о том, что подтверждением факта вхождения спорных войсковых частей в качестве обособленных подразделений в состав Войсковой части 36138 являются письма, справки и выписка из исторического формуляра, подписанные командирами Войсковых частей 36138 и 03123. Суды первой и апелляционной инстанций оценили указанные документы и сделали правомерный вывод о том, что они не могут служить надлежащим и достаточным доказательством факта вхождения спорных войсковых частей в качестве обособленных подразделений в состав Войсковой части 36138.

При таких обстоятельствах суды сделали обоснованный вывод о том, что Войсковая часть 36138 не является субъектом вменяемого административного правонарушения и не может быть привлечена к административной ответственности за нарушения, совершенные в/ч 28278, 03733, 03734, 03735, 39882, 96618, 52418, 31487, 96623, 52415.

Кроме того, суд апелляционной инстанции отметил, что в протоколе об административном правонарушении от 19.05.2009 и в оспариваемом постановлении Управления содержатся выводы о проверке войсковых частей, которые не указанны в распоряжении Управления от 23.03.2009 N 31-р (в/ч 39882, 03735, 03734, 03733, 31487) и акты проверки в отношении которых в материалы дела не представлены.

Суд апелляционной инстанции правомерно указал, что, вменяя заявителю в вину нарушение статей 11, 14 и 19 Закона N 89-ФЗ, а также статей 14, 22 и 30 Закона N 96-ФЗ, Управление не привело доказательств, которыми подтверждаются факты обнаружения на территории Войсковой части 36138 опасных отходов, наличия у нее источников загрязнения атмосферного воздуха. Протокол осмотра территории Войсковой части 36138 в порядке, предусмотренном статьей 28.7 КоАП РФ, не составлялся. Доказательств нахождения зданий, строений, сооружений, источников загрязнения атмосферного воздуха на балансе Войсковой части 36138 в материалы дела не представлено.

При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций сделали обоснованный вывод об отсутствии оснований для привлечения заявителя к административной ответственности и, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ, правомерно признали незаконным и отменили в указанной части оспариваемое постановление административного органа.

Кассационная инстанция отклоняет довод кассационной жалобы о том, что приложенными к ней письмами от 02.12.2009 N 69/577 и от 16.10.2009 N 702, подписанными командирами Войсковых частей 03123 и 36138 соответственно, направленными в адрес Управления и Экологической службы Ленинградского Военного округа, подтверждается факт вхождения спорных войсковых частей на правах структурных подразделений в состав Войсковой части 36138. Письма аналогичного содержания были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку. Кроме того, в указанных письмах содержится информация о структуре войсковых частей не на момент выявления нарушений, а по состоянию на более позднюю дату (16.10.2009 и 01.12.2009).

Кассационная инстанция поддерживает вывод судов в части отказа в удовлетворении заявления о признании незаконными действий должностного лица, вынесшего постановление о привлечении заявителя к административной ответственности.

При таких обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает установленных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Мурманской области от 05.08.2009 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2009 по делу N А42-4240/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Мурманской области - без удовлетворения.

     Председательствующий
Е.А.Михайловская
Судьи
О.А.Алешкевич
Т.В.Клирикова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка