• по
Более 55000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 января 2010 года Дело N А21-3258/2009

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Самсоновой Л.А., судей Алешкевича О.А., Колесниковой С.Г.,

при участии от Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Анкушева М.И., (доверенность от 12.01.2010 N10/Дв), от муниципального унитарного предприятия Муниципального образования «Светловский округ «Управляющая компания» Маклыгина А.О. (доверенность от 01.07.2009),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2009 по делу N А21-3258/2009 (судьи Шульга Л.А., Лопато И.Б., Фокина Е.А.),

у с т а н о в и л:

Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Калининградской области (после реорганизации - Северо-Западное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору; далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о взыскании с муниципального унитарного предприятия Муниципального образования «Светловский округ «Управляющая компания» (далее - Предприятие) платежей за негативное воздействие на окружающую среду за I - IV кварталы 2006 года, I - IV кварталы 2007 года и I - III кварталы 2008 года в общей сумме 29 677 819 руб.23 коп.

Решением от 10.06.2009 (судья Приходько Е.Ю.) заявленные требования удовлетворены.

Постановлением апелляционной инстанции от 22.09.2009 решение от 10.06.2009 отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе Управление просит отменить постановление апелляционного суда и оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального и процессуального права и неполное исследование всех обстоятельств дела.

Определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.12.2009 производство по настоящему делу приостановлено до разрешения Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации дела N А21-228/2009.

Определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.01.2009 производство по делу N А21-3258/2009 возобновлено.

В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы.

Представитель Предприятия с жалобой не согласился, просил оставить обжалуемое постановление без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Законность обжалуемого постановления проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, 26.11.2008 Управление направило в адрес Предприятия требование об уплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду в общей сумме 29 677 819 руб.23коп. за период с I квартала 2006 года по III квартал 2008 года включительно в пятидневный срок с даты получения требования.

В установленный пятидневный срок Предприятие не исполнило требование, в связи с чем Управление обратилось в арбитражный суд.

Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, указав, что Предприятие обязано вносить платежи за негативное воздействие на окружающую среду, а требования Управления обоснованы по праву и размеру.

Апелляционная инстанция, отменяя решение суда, исходила из того, что Предприятие не осуществляло размещения отходов в смысле, придаваемом этой деятельности Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон N 89-ФЗ), поэтому не обязано вносить платежи за негативное воздействие на окружающую среду.

Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого постановления и удовлетворения жалобы.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон N 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Таким образом, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое относится к видам негативного воздействия, установленные в Законе N 7-ФЗ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 данного постановления распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

В соответствии с пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993, плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.

Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Как установлено судами, Управление произвело расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в виде размещения отходов, собранных на обслуживаемой Предприятием территории.

В соответствии со статьей 1 Закона N 89-ФЗ под размещением отходов понимается деятельность по их хранению и захоронению.

Названный закон определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.

Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

В соответствии со статьей 12 Закона N 89-ФЗ установлены особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.

Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2009 N14561/08.

Апелляционный суд, исследовав материалы дела - Устав Предприятия; договор от 01.01.2005, заключенный правопредшественником Предприятия (УМП «Жилищное хозяйство») с обществом с ограниченной ответственностью «Биоэкос» на прием, размещение и захоронение твердых бытовых отходов, согласно которому последнее осуществляет прием, размещение и захоронение твердых бытовых отходов, принятых от населения; договор от 22.11.2006 на оказание услуг по вывозу и захоронению твердых бытовых отходов между Предприятием (Заказчик) и МУП МО «Светловский городской округ» «Светловское благоустройство» (Исполнитель), по условиям которого Исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию услуг по вывозу твердых бытовых отходов от населения города Светлого и их захоронению,- пришел к обоснованному выводу о том, что Предприятие не осуществляло деятельности, связанной с размещением отходов, в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона N 89-ФЗ.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция также не может согласиться с доводом жалобы о том, что Предприятие размещало твердые бытовые отходы на специальных площадках для мусорных контейнеров и в мусорных контейнерах.

Управлением не доказано осуществление Предприятием видов деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, а следовательно, не доказано и наличие у Предприятия обязанности вносить плату за это воздействие.

Обжалуемое постановление принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для его отмены или изменения не имеется.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2009 по делу N А21-3258/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - без удовлетворения.

     Председательствующий
Л.А.Самсонова
Судьи
О.А.Алешкевич
С.Г.Колесникова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А21-3258/2009
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
Дата принятия: 27 января 2010

Поиск в тексте