• по
Более 47000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 04 февраля 2010 года Дело N А21-4283/2009

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Морозовой Н.А., Никитушкиной Л.Л.,

при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Калининградской области Тороп И.О. (доверенность от 25.08.2009 N 17862),

рассмотрев 04.02.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Калининградской области на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2009 по делу N А21-4283/2009 (судьи Згурская М.Л., Протас Н.И., Третьякова Н.О.),

у с т а н о в и л:

открытое акционерное общество «Советский Целлюлозно-Бумажный Завод» (далее - ОАО «Советский ЦБЗ», Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Калининградской области (далее - Инспекция) от 05.02.2009 N 182 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Определением от 06.07.2009 суд первой инстанции по ходатайству сторон объединил настоящее дело с делами NN А21-4282/2009, А21-4284/2009, А21-4285/2009, в рамках которых Общество заявило требование о признании недействительными решений налогового органа от 05.02.2009 N 180, 181, 183, с присвоением делу номера А21-4283/2009.

Решением от 15.07.2009 суд первой инстанции (судья Карамышева Л.П.) в удовлетворении заявления ОАО «Советский ЦБЗ» отказал.

Постановлением апелляционного суда от 06.11.2009 решение суда отменено, ненормативные акты налогового органа признаны недействительными.

В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит отменить постановление апелляционного суда и оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению подателя жалобы, плательщиками водного налога признаются не только организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации, но и иные лица, осуществляющие водопользование до заключения ими договоров водопользования (принятия решений о водопользовании). При этом налоговый орган указывает, что только после того, как взамен лицензии водопользователь заключит договор водопользования или получит решение о водопользовании по правилам, предусмотренным новым Водным кодексом Российской Федерации (далее - Водный кодекс, ВК РФ), он перестает быть плательщиком водного налога на основании пункта 2 статьи 333.8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы.

Представители Общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как усматривается из материалов дела, ОАО «Советский ЦБЗ» представило в Инспекцию декларации по водному налогу за третий, четвертый кварталы 2007 года, первый, второй кварталы 2008 года, согласно которым общая сумма налога, исчисленная к уплате, составила 3 412 134 руб. Общество перечислило эту сумму налога в бюджет (том дела 1, листы 38 - 39, 108; том дела 2I, листы 1 - 3, 46 - 48).

В октябре 2008 года ОАО «Советский ЦБЗ», полагая, что в указанные периоды оно не являлось плательщиком водного налога, подало в налоговый орган уточненные декларации и заявление о возврате уплаченных сумм налога.

По результатам камеральных проверок данных деклараций Инспекция приняла следующие решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения:

- от 05.02.2009 N 182 за третий квартал 2007 года;

- от 05.02.2009 N 183 за четвертый квартал 2007 года;

- от 05.02.2009 N 180 за первый квартал 2008 года;

- от 05.02.2009 N 181 за второй квартал 2008 года.

Общество обжаловало перечисленные решения в Управление Федеральной налоговой службы по Калининградской области (далее - Управление) в апелляционном порядке.

Решением от 13.04.2009 N АФ-11-03/04205 Управление оставило ненормативные акты нижестоящей инспекции без изменения, а жалобы налогоплательщика - без удовлетворения.

Не согласившись с законностью решений Инспекции, ОАО «Советский ЦБЗ» обратилось в арбитражный суд.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления, указав, что Общество в спорный период осуществляло для производственных целей поверхностный забор воды из бассейна реки Неман, в связи с чем у него возник объект налогообложения водным налогом. После принятия и введения в действие нового Водного кодекса решение о предоставлении налогоплательщику названного водного объекта уполномоченным органом не принималось, договор водопользования с заявителем в предусмотренном порядке не заключался, в силу чего положения пункта 2 статьи 333.8 НК РФ на Общество не распространяются. Следовательно, ОАО «Советский ЦБЗ», по мнению суда, отвечает понятию налогоплательщика, содержащемуся в пункте 1 статьи 333.8 НК РФ, и обязано уплачивать водный налог в спорный период.

Апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции и признал оспариваемые ненормативные акты Инспекции недействительными, указав, что срок действия лицензии на водопользование от 05.01.2004, выданной ОАО «ЦБЗ» на право пользования водным объектом, фактически прекратился с вступлением в силу Положения о ведении государственного водного реестра, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2007 N 253. Таким образом, Общество в спорный период утратило статус налогоплательщика водного налога, что исключает обязанность по его уплате.

Суд кассационной инстанции, исследовав материалы дела и проверив доводы жалобы, поддерживает выводы апелляционного суда.

В соответствии с пунктом 1 статьи 333.8 НК РФ налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 333.8 НК РФ не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса Российской Федерации.

Указанная норма введена Федеральным законом от 03.06.2006 N 73-ФЗ в связи с тем, что с 01.01.2007 вступил в силу новый Водный кодекс, который в статье 11 установил два основания пользования водными объектами: договор водопользования и решение о предоставлении водного объекта в пользование. За пользование водным объектом на основании договора взимается плата (статья 20 ВК РФ). Решение о предоставлении водного объекта в пользование может принимать Правительство Российской Федерации, исполнительные органы государственной власти или органов местного самоуправления (статья 21 ВК РФ), которые также имеют полномочия по установлению платы за пользование водными объектами.

В соответствии с Водным кодексом, действовавшим до 01.01.2007 и нормативными правовыми актами, принятыми в его развитие, специальное и (или) особое водопользование осуществлялось исключительно на основании лицензии. При этом пользование поверхностными водными объектами осуществлялось на основании лицензии на водопользование и договора пользования водными объектами.

Водным кодексом, вступившим в силу с 01.01.2007, отменена система лицензирования пользования поверхностными водными объектами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ водопользователи, осуществляющие использование водных объектов на основании лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, выданных и заключенных до введения в действие нового Водного кодекса, сохраняют права долгосрочного или краткосрочного пользования водными объектами на основании лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами до истечения срока действия таких лицензий и договоров.

Согласно пункту 3 указанной статьи действие лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, соответственно выданных и заключенных до 01.01.2007, прекращается с момента возникновения права пользования водными объектами на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, либо по истечении срока действия лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, либо в случае прекращения права пользования водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены статьей 10 ВК РФ.

Таким образом, исходя из совокупности приведенных нормативных правовых положений, после 01.01.2007 (вступления в силу Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006) водопользователи, осуществляющие использование поверхностных водных объектов на основании лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, выданных и заключенных до введения в действие нового Водного кодекса, уплачивают водный налог до момента истечении срока действия лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, поскольку только до этого момента лицо признается водопользователем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

После указанного момента водопользователи, осуществляющие использование поверхностных водных объектов, оформляют правоустанавливающие документы в соответствии с требованиями нового Водного кодекса с взиманием платы неналогового характера, исключающей уплату водного налога.

Из материалов дела следует, что выданная Обществу лицензия на водопользование от 05.01.2004 и заключенный с Администрацией Калининградской области договор пользования поверхностным водным объектом (том дела I, листы 40 - 44) действуют до 05.01.2007.

Приказом Федерального агентства водных ресурсов Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 27.12.2006 N 307 действующие по состоянию на 31.12.2006 лицензии на водопользование, срок действия которых истекает в 2007 году, продлены до вступления в силу нормативных правовых актов, регулирующих порядок ведения государственного водного реестра в соответствии со статьей 31 ВК РФ.

Положение о порядке ведения государственного водного реестра утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2007 N 253 «О порядке ведения государственного водного реестра», вступившим в законную силу с 15.05.2007.

Следовательно, срок действия лицензии на водопользование от 05.01.2004, выданной ОАО «Советский ЦБЗ» на право пользования водным объектом, фактически прекратился с вступлением в силу названного Положения.

При таких обстоятельства верным является вывод апелляционного суда об утрате Обществом в спорном периоде статуса плательщика водного налога применительно к пункту 1 статьи 333.8 НК РФ, обусловленный тем, что по истечении срока действия лицензии на водопользование от 05.01.2004 ОАО «Советский ЦБЗ» нельзя признать организацией, осуществляющей специальное водопользование в соответствии с законодательство Российской Федерации.

Апелляционный суд обоснованно отклонил довод Инспекции о том, что только после заключения водопользователем договора водопользования или получения решение о водопользовании по правилам, предусмотренным новым Водным кодексом, он перестает быть плательщиком водного налога. Как правильно указал суд, осуществление заявителем пользования поверхностным водным объектом без документов, подтверждающих такое право, может свидетельствовать лишь о нарушении Обществом положений законодательства, предусматривающих обязательность наличия этих документов, однако не порождает у него возникновение публично-правовых обязательств в сфере налоговых правоотношений в виде обязанности по уплате водного налога.

При этом апелляционным судом учтены неоднократные обращения Общества в Правительство Калининградской области с заявлениями о предоставлении в пользование поверхностного водного объекта.

Суд кассационной инстанции не принимает ссылку Инспекции на пункт 3 статьи 5 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ, поскольку указанной нормой предусмотрена возможность прекращения действия лицензий на водопользование, выданных до введения в действие нового Водного кодекса, как с момента возникновения права пользования водными объектами на основании документов, выданных в соответствии с новым Водным кодексом, так и по истечении срока действия лицензии на водопользование, что и имело место в рассматриваемом случае и не оспаривается налоговым органом.

С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы налогового органа и отмены постановления апелляционного суда.

Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2009 по делу N А21-4283/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Калининградской области - без удовлетворения.

     Председательствующий
О.Р.Журавлева
Судьи
Н.А.Морозова
Л.Л.Никитушкина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А21-4283/2009
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
Дата принятия: 04 февраля 2010

Поиск в тексте