ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 05 февраля 2010 года Дело N А05-10197/2009

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сосниной О.Г., судей Кустова А.А. и Тарасюка И.М.,

при участии от открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания N 2» Брагина В.Б. (доверенность от 29.12.2009),

рассмотрев 03.02.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания N 2» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 05.10.2009 по делу N А05-10197/2009 (судья Никитин С.Н.),

у с т а н о в и л:

Открытое акционерное общество «Территориальная генерирующая компания N 2» (далее - Компания) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к государственному стационарному учреждению социального обслуживания системы социальной защиты населения «Маймаксанский дом-интернат для престарелых и инвалидов» (далее - Интернат) о взыскании 225 003 руб. 12 коп. задолженности по оплате тепловой энергии, поставленной ответчику в мае 2009 года (с учетом увеличения размера заявленного требования).

Определением от 07.09.2009 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент социальной защиты населения Архангельской области (далее - Департамент N 1) и Департамент по тарифам и ценам Архангельской области (далее - Департамент N 2).

Решением от 05.10.2009 иск удовлетворен в сумме 43 005 руб. 87 коп. В остальной части в удовлетворении иска отказано.

В апелляционном порядке решение не пересматривалось.

В кассационной жалобе Компания, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, просит отменить решение в части отказа в иске и принять новый судебный акт об удовлетворении требования истца в полном объеме.

В отзыве на кассационную жалобу Интернат выражает согласие с принятым по делу решением.

Агентство по тарифам и ценам Архангельской области, указывая, что является правопреемником Департамента N 2, также выражает согласие с решением суда.

В судебном заседании представитель Компании поддержал кассационную жалобу и подтвердил изложенные в ней доводы.

Остальные участники процесса надлежащим образом извещены о времени и месте слушания дела, однако в судебное заседание своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Интернат создан на основании постановления администрации Архангельской области от 14.05.2001 N 231 и зарегистрирован решением Управления по регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей мэрии города Архангельск от 25.05.2001 N 6508.

В соответствии с пунктом 1.3 устава Интерната (в редакции от 07.06.2007) его учредителем является Архангельская область в лице Департамента N 1. Интернат является бюджетным медико-социальным учреждением, предназначенным для постоянного, временного проживания престарелых граждан и инвалидов, нуждающихся в уходе, бытовом и медико-социальном обслуживании, реабилитационных услугах, и финансируется за счет средств областного бюджета (пункты 1.5, 1.6, 2.5 устава). Место нахождения Интерната: 163026, Архангельская область, г. Архангельск, ул. Победы, д.65 (пункт 1.12 устава).

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 23.11.2004 серии 29АВ N 276049 за Интернатом на праве оперативного управления закреплен находящийся по указанному адресу дом-интернат для престарелых на 170 мест, общей полезной площадью 5 678, 7 кв. м (далее - Объект), принадлежащий на праве собственности Архангельской области.

Во взыскиваемый период правоотношения между Интернатом и Компанией регулировались договором от 01.07.2006 N 1874 на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде между энергоснабжающей организацией и абонентом (с учетом протокола разногласий от 27.11.2006, протокола урегулирования разногласий от 29.11.2006, соглашений от 01.02.2007 и от 03.05.2007 к нему; далее - Договор теплоснабжения).

По условиям Договора теплоснабжения Компания (энергоснабжающая организация) отпускает Интернату (абонент) тепловую энергию через присоединенную сеть, а абонент принимает и оплачивает потребленную тепловую энергию в объемах, сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором (пункт 1.1). Согласно пункту 2.1 Договора теплоснабжения и приложению N 2 к нему энергоснабжающая организация обязалась отпускать абоненту тепловую энергию в горячей воде на Объект.

Энергоснабжающая организация и абонент установили также следующие условия Договора теплоснабжения:

- абонент обязуется оплачивать потребляемую тепловую энергию за расчетный период по тарифам, установленным Департаментом N 2 (пункт 3.1);

- расчет за потребленную тепловую энергию производится по тарифам соответствующих групп потребителей, установленным действующим законодательством, решением Департамента N 2 (пункт 5.1);

- в случае изменения решением Департамента N 2 тарифов на тепловую энергию цена настоящего договора подлежит изменению; соответствующие изменения в договор считаются внесенными и согласованными сторонами с момента введения новых тарифов (пункт 5.2);

- оплата за тепловую энергию за расчетный период осуществляется двумя платежами на основании предъявляемых энергоснабжающей организацией счетов-фактур по действующим тарифам, путем перечисления денег на расчетный счет энергоснабжающей организации или внесением их в кассу энергоснабжающей организации (пункт 5.3 в редакции протокола урегулирования разногласий от 29.11.2006);

- продолжительность расчетного периода: с 1 по 15 число расчетного месяца (1-й платеж - промежуточный; производится оплата за фактически потребленную тепловую энергию) и с 16 по последнее число месяца (2-й платеж - окончательный; оплачивается разница между стоимостью потребленного количества тепловой энергии за расчетный период и суммой промежуточного платежа) (пункты 5.6, 5.6.1, 5.6.2).

Постановлением от 28.11.2008 N 65-э/5 (далее - Постановление от 28.11.2008) Департамент N 2 установил и ввел в действие с 01.01.2009 тарифы на тепловую энергию, отпускаемую Компанией.

Компания выставила Интернату счет-фактуру от 31.05.2009 N 2000/008847 на сумму 330 247 руб. 24 коп. (с учетом НДС) на оплату тепловой энергии, отпущенной абоненту в мае 2009 года в количестве 130,4776 Гкал. Размер платы определен энергоснабжающей организацией исходя из тарифа 2 144 руб. 97 коп. за 1 Гкал, установленного пунктом 1.1 приложения N 3 к Постановлению от 28.11.2008 для категории бюджетных потребителей.

Интернат оплатил тепловую энергию, потребленную по Договору теплоснабжения в мае 2009 года, в сумме 105 244 руб. 12 коп., что подтверждается материалами дела и не оспаривается истцом.

Ссылаясь на наличие у Интерната 225 003 руб. 12 коп. непогашенной задолженности по Договору теплоснабжения по оплате тепловой энергии, потребленной абонентом в указанный период, Компания обратилась в арбитражный суд с настоящим иском (с учетом увеличения размера заявленного требования), мотивированным ссылками на статьи 307, 309, 310, 314, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Спор относительно количества тепловой энергии, потребленной Интернатом в рассматриваемый период, между сторонами отсутствует.

Из письменных пояснений ответчика следует, что Интернат находится в жилом трехэтажном корпусе, где проживает 170 человек; при этом подсобные здания (гараж и трансформаторная будка) не отапливаются (лист дела 68).

Признав иск в сумме 43 005 руб. 87 коп., Интернат возражает против удовлетворения требования Компании в остальной части, указывая, что расчеты за поставленную на Объект тепловую энергию должны осуществляться по тарифу 962 руб. 89 коп. за 1 Гкал, установленному пунктом 1.4 приложения N 3 к Постановлению от 28.11.2008 для категории потребителей «Ведомственный и специализированный жилищный фонд, общежития независимо от ведомственной принадлежности на нужды отопления и горячего водоснабжения помещений (площадей), не используемых для осуществления предпринимательской или иной деятельности, приносящей доходы указанным потребителям». По утверждению ответчика, Объект был отнесен к специализированному жилищному фонду абзацем третьим статьи 1 Закона Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» (далее - Закон N 4218-1).

Департамент N 1 и Департамент N 2 поддержали позицию ответчика.

С учетом признания ответчиком иска в сумме 43 005 руб. 87 коп. суд первой инстанции удовлетворил требование Компании в данной части.

Отказывая в удовлетворении иска в остальной части, суд первой инстанции согласился с позицией Интерната относительно необходимости применения для расчетов с Компанией за тепловую энергию, поставленную на Объект в рассматриваемый период, тарифа, установленного пунктом 1.4 приложения N 3 к Постановлению от 28.11.2008.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя Компании и обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция установила следующее.

В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе (статья 307 ГК РФ).

Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.

Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 ГК РФ).

Правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 548 ГК РФ).

Согласно части первой статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

Экономические, организационные и правовые основы государственного регулирования тарифов на тепловую энергию в Российской Федерации определены Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» (далее - Закон N 41-ФЗ).

В силу статьи 2 Закона N 41-ФЗ тарифы на тепловую энергию, поставляемую коммерческими организациями независимо от организационно-правовых форм, подлежат государственному регулированию.

Спор между сторонами возник по вопросу применения тарифов, установленных Постановлением от 28.11.2008, при расчетах за тепловую энергию, поставленную на Объект в мае 2009 года.

Интернат создан как юридическое лицо и начал осуществлять свою уставную деятельность до введения в действие 01.03.2005 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

Как разъяснено в абзаце четвертом подпункта «а» пункта 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным, решается, в силу статьи 5 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения.

При таких обстоятельствах довод подателя жалобы о неприменении судом первой инстанции к спорным правоотношениям пункта 2 статьи 92 ЖК РФ, устанавливающего основания включения жилых помещений в специализированный жилищный фонд, отклоняется кассационной инстанцией как основанный на неправильном толковании норм материального права.

В соответствии с абзацем третьим статьи 1 Закона N 4218-1, утратившего силу в связи с введением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие относились к специализированным домам, входившим в состав жилищного фонда.

С учетом изложенного отсутствие решения органа, осуществляющего управление государственным жилищным фондом, о включении Объекта в специализированный жилищный фонд в порядке, установленном пунктом 2 статьи 92 ЖК РФ и Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 N 42, не изменяет в данном случае ни статуса спорных жилых помещений, ни цели их использования.

Финансирование Интерната за счет средств бюджета Архангельской области само по себе не влечет отсутствие у ответчика права при наличии законных к тому оснований применять при расчетах с энергоснабжающей организацией за тепловую энергию тарифы для иных групп потребителей.

Сведений о несоответствии Объекта характеристикам, предусмотренным пунктом 1.4 приложения N 3 к Постановлению от 28.11.2008, в деле не имеется.

С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно определил размер задолженности ответчика по оплате тепловой энергии, поставленной истцом на Объект в рассматриваемый период, исходя из тарифа, установленного пунктом 1.4 приложения N 3 к Постановлению от 28.11.2008, и взыскал с Интерната в пользу Компании признанную им сумму долга 43 005 руб. 87 коп. по Договору теплоснабжения, отказав в удовлетворении иска в остальной части.

Нарушений или неправильного применения судом первой инстанции норм материального либо процессуального права, которые могли бы привести к принятию неправильного судебного акта, кассационная инстанция не усматривает.

Доводы кассационной жалобы направлены по существу на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции, в связи с чем не могут быть приняты кассационной инстанцией.

С учетом изложенного кассационная инстанция считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемого решения и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 05.10.2009 по делу N А05-10197/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания N 2» - без удовлетворения.

     Председательствующий
О.Г.Соснина
Судьи
А.А.Кустов
И.М.Тарасюк

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка