• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 февраля 2010 года Дело N А26-5220/2009

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Матлиной Е.О., судей Алешкевича О.А., Колесниковой С.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 25.09.2009 по делу N А26-5220/2009 (судья Васильева Л.А.),

у с т а н о в и л:

Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным предписания Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Карелия (далее - Управление Росфиннадзора) от 08.06.2009 N 06-02-9/63.

Решением от 25.09.2009 заявленные требования удовлетворены. Предписание от 08.06.2009 N 06-02-9/63 признано недействительным. Управление Росфиннадзора обязано устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Министерства.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Управление Росфиннадзора просит отменить решение от 25.09.2009, ссылаясь на неправильное применение судом норм права.

Привлеченные к участию в деле лица о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела, по результатам проведенной проверки целевого использования Министерством субсидий и субвенций, предоставленных за счет федерального бюджета за 2008 год Управление Росфиннадзора пришло к выводу о нарушении Учреждением бюджетного законодательства (части 3 статьи 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 3 Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2005 N 614). Министерству вменено не являющееся нецелевым использованием неправомерное расходование бюджетных средств за счет субвенции из федерального бюджета по предоставлению субсидии в сумме 411, 3 тыс. руб. на приобретение жилья гражданке Куприной А.Ф. Названное нарушение зафиксировано в акте от 15.05.2009, а предписанием Управления Росфиннадзора от 08.06.2009 Министерству предложено возместить неправомерные расходы в течение 30 дней с даты получения предписания.

Полагая предписание от 08.06.2009 необоснованным, Министерство оспорило его в арбитражный суд.

Частью 3 статьи 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что субвенции бюджетам Российской Федерации из федерального бюджета, предоставляемые на исполнение отдельных расходных обязательств субъектов Российской Федерации, зачисляются в бюджет субъекта Российской Федерации и расходуются в порядке, установленном федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству регионального развития Российской Федерации на цели по реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем в том числе ставших на учет до 01.01.2005 ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших инвалидов) и участников Великой отечественной войны.

Порядок предоставления ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей инвалидов, мер социальной поддержки по обеспечению жильем в Республике Карелия утвержден постановлением Правительства Республики Карелия от 23.06.2006 N 81-П (далее - Порядок предоставления мер социальной поддержки). Согласно пункту 1 постановления (в редакции, действовавшей в спорный период) обеспечение жильем ветеранов осуществлялось посредством предоставления жилого помещения на основании договора социального найма жилого помещения или предоставления субсидий на приобретение жилья в собственность.

Вменяя Министерству здравоохранения и социального развития Республики Карелия неправомерное расходование бюджетных средств, Управление Росфиннадзора исходило из того, что в результате перечисления субсидии в сумме 411 300 руб. на приобретение жилья Куприной А.Ф., жилищные условия последней не изменились. При этом Управление Росфиннадзора сослалось на то, что Куприна А.Ф. (1927 года рождения) приобрела в собственность Ѕ долю в квартире N 53 дома N 4а по улице Октябрьской в городе Петрозаводске, которой с 1965 года пользовалась на основании договора социального найма, от участия в приватизации квартиры отказалась, однако заключила договор купли-продажи с дочерью (Сорочинской В.В.), являющейся участницей приватизации и также проживающей и постоянно зарегистрированной в этой квартире (всего в квартире постоянно зарегистрировано 6 человек).

Суд, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что субсидия предоставлена Куприной А.Ф. на основании приказа Министерства от 07.11.2008 N 832 «О предоставлении субсидий на приобретение жилья в собственность ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей инвалидов» на приобретение жилья в собственность. Денежные средства в сумме 411 300 руб. перечислены платежным поручением от 13.11.2008 N 1041 на счет продавца, а Куприна А.Ф. на основании постановления главы Петрозаводского городского округа от 10.02.2009 N 268 снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Установленные Порядком предоставления мер социальной поддержи правила предоставления субсидий Министерством выполнены, и субсидия Куприной А.Ф. предоставлена на законных основаниях. Того обстоятельства, что субсидия в сумме 411 300 руб. является излишне выплаченной гражданке Куприной А.Ф. вследствие ее злоупотребления, судом не установлено.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Из материалов дела видно, что Министерство оспаривает в арбитражный суд предписание Управления Росфиннадзора, указывающее на неправомерное расходование денежных средств вследствие предоставления физическому лицу субсидии на улучшение жилищных условий. При этом согласно пункту 14 Порядка предоставления социальных гарантий субсидия, излишне выплаченная получателю вследствие его злоупотребления, возмещается этим получателем, а в случае его несогласия взыскивается в судебном порядке. Заявление о признании недействительным предписания государственного органа о неправомерном распределении денежных средств в связи с предоставлением субсидии физическому лицу не может быть рассмотрено без участия этого физического лица, в то время как дело с участием физического лица в соответствии с частью 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть рассмотрено в арбитражном суде только в специально оговоренных случаях. В данном случае вопрос о признании недействительным оспариваемого предписания должен быть разрешен в соответствии с нормами жилищного и гражданского законодательства применительно к физическому лицу, не являющемуся субъектом предпринимательской деятельности и не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

При таком положении решение от 25.09.2009 подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с его неподведомственностью арбитражному суду.

С учетом изложенного и руководствуясь статьями 286 - 289, 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 25.09.2009 по делу N А26-5220/2009 отменить. Производство по делу прекратить.

     Председательствующий
Е.О.Матлина
Судьи
О.А.Алешкевич
С.Г.Колесникова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А26-5220/2009
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
Дата принятия: 10 февраля 2010

Поиск в тексте