• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 февраля 2010 года Дело N А26-8702/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 18 февраля 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бычковой Е.Н., судей Кирейковой Г.Г., Кравченко Т.В.,

при участии от Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску Прутинина О.Е. (доверенность от 11.01.2010 N 1.4-23/01), от общества с ограниченной ответственностью «Центр проведения лотерей «Джек-кот» Мокрова А.А. (доверенность от 10.01.2010),

рассмотрев 16.02.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14.10.2009 по делу N А26-8702/2009 (судья Тойвонен И.Ю.),

установил:

Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с требованием о ликвидации общества с ограниченной ответственностью «Центр проведения лотерей «Джек-кот» (далее - ООО «Центр проведения лотерей «Джек-кот», Общество) в связи с неоднократными и грубыми нарушениями закона.

Решением суда первой инстанции от 14.10.2009, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также на несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 14.10.2009 и принять новый судебный акт о ликвидации Общества.

По мнению подателя жалобы, в соответствии с пунктом 11 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» Инспекция имеет право предъявить в арбитражный суд иск о ликвидации Общества по основанию, предусмотренному пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), - в связи с неоднократными или грубыми нарушениями Обществом закона или иных правовых актов.

Инспекция не согласна с выводом суда первой инстанции об отсутствии систематических нарушений закона со стороны Общества, поскольку факты неоднократного незаконного осуществления Обществом азартных игр под видом лотереи установлены вступившими в законную силу решениями судов (решением Арбитражного суда Мурманской области от 26.08.2009 по делу N А42-6261/2009, решением Арбитражного суда Мурманской области по делу N А42-8096/2008, постановлением мирового судьи судебного участка N 2 города Кандалакши от 20.05.2009).

Кроме того, податель жалобы полагает, что суд не оценил довод Инспекции о грубом нарушении Обществом закона.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, ООО «Центр проведения лотерей «Джек-кот» зарегистрировано Инспекцией в качестве юридического лица 31.01.2006 (основной государственный регистрационный номер 1061001005560).

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности Общества является деятельность по организации азартных игр.

ООО «Центр проведения лотерей «Джек-кот» расположено по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Жуковского, д. 10, кв. 7.

Решением Арбитражного суда Мурманской области от 29.05.2009 по делу N А42-2796/2009 ООО «Центр проведения лотерей «Джек-кот», имеющее обособленное подразделение по адресу: Мурманская обл., Кандалакшский р-н, пос. Зеленоборский, Заводская ул. , д. 20, привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) - осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно, - в виде штрафа в размере 40 000 руб.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2009, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.01.2010, решение суда от 29.05.2009 по делу N А42-2796/2009 изменено, в удовлетворении заявления в части привлечения Общества к административной ответственности отказано.

Решением Арбитражного суда Мурманской области от 26.08.2009 по делу N А42-6261/2009 ООО «Центр проведения лотерей «Джек-кот», имеющее обособленное подразделение по адресу: Мурманская область, город Кандалакша, Советская ул., д. 3, привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 45 000 руб.

Как следует из письма от 27.08.2009 N 12-1-2009, в ходе проверки 16.06.2009 прокуратура города Кандалакши установила, что Общество по адресу: Мурманская обл., г. Кандалакша, Советская ул., д. 3, при отсутствии лицензии оказывает услуги по организации и проведению азартных игр.

Согласно уведомлениям Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Мурманской области от 21.09.2009 на основании сведений о прекращении деятельности (закрытии) обособленного подразделения сняты с учета обособленные подразделения Общества, расположенные в Мурманской области по адресам: Кандалакшский р-н, пос. Зеленоборский, Заводская ул., д. 17а; г. Кандалакша, ул. Данилова, д. 11; г. Кандалакша, Первомайская ул., д. 44; г. Кандалакша, Советская ул., д. 3.

Считая, что Общество, осуществляя предпринимательскую деятельность по организации и проведению азартных игр без специального разрешения (лицензии), допустило неоднократные и грубые нарушения закона, Инспекция обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции сделал вывод о том, что действующее законодательство не предоставляет Инспекции право на предъявление иска о ликвидации юридического лица в случае нарушения положений Федерального закона от 29.12.2006 N 244 «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», и отказал в удовлетворении заявленных требований.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, пришла к следующим выводам.

Пунктом 3 статьи 61 ГК РФ предусмотрено, что требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которым право на предъявление такого требования предоставлено законом.

В соответствии с пунктом 11 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» налоговым органам предоставлено право предъявлять в арбитражный суд иски о ликвидации организации по установленным законодательством Российской Федерации основаниям.

С учетом изложенного вывод суда первой инстанции об отсутствии у Инспекции правомочий на предъявление в арбитражный суд иска о ликвидации Общества является неправомерным. Между тем ошибочный вывод суда не привел к принятию неправильного судебного акта.

В соответствии с пунктом 2 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, а также в иных случаях, предусмотренных Кодексом.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 18.07.2003 N 14-П разъяснил, что отсутствие в пункте 2 статьи 61 ГК РФ конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, не означает, что такая санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности и установленных статьей 55 Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, статья 61 ГК РФ предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить арбитражному суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

Оценив представленные истцом в материалы дела доказательства с соблюдением положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно указал, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие грубые и систематические нарушения закона со стороны Общества (решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.05.2009 по делу N А42-2796/2009 в части привлечения Общества к ответственности отменено постановлением апелляционного суда; решение Арбитражного суда Мурманской области по делу N А42-8096/2008 и постановление мирового судьи судебного участка N 2 города Кандалакши от 20.05.2009 заявитель не представил). Инспекция не представила доказательств того, что прекращение деятельности Общества необходимо для защиты прав и законных интересов других лиц, а отсутствие ответчика по месту его государственной регистрации само по себе не является обстоятельством, влекущим его ликвидацию.

Нарушения, допущенные обособленными подразделениями Общества при осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, были устранены путем привлечения организатора азартных игр к административной ответственности в соответствии с нормами Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Кроме того, Общество ликвидировало свои обособленные подразделения, на территории которых проводились азартные игры.

Таким образом, как правомерно установлено судом первой инстанции, основания, в силу которых Общество подлежало ликвидации по пункту 2 статьи 61 ГК РФ, отсутствовали.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14.10.2009 по делу N А26-8702/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску - без удовлетворения.

     Председательствующий
Е.Н.Бычкова
Судьи
Г.Г.Кирейкова
Т.В.Кравченко

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А26-8702/2009
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
Дата принятия: 18 февраля 2010

Поиск в тексте