• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 февраля 2010 года Дело N А66-2927/2009

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Сосниной О.Г., Тарасюка И.М.,

при участии от открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Овчинниковой Е.В. (доверенность от 28.12.2009), от Департамента социальной защиты населения Тверской области Косяковой С.А. (доверенность от 26.01.2010), от Департамента финансов Тверской области Носкова Д.А. (доверенность от 15.05.2009),

рассмотрев 16.02.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2009 по делу N А66-2927/2009 (судьи Романова А.В., Журавлева А.В., Козлова С.В.),

у с т а н о в и л:

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Тверской области в лице Департамента финансов Тверской области о взыскании 5 309 998 руб. 30 коп. расходов, возникших в результате предоставления в период с июля по декабрь 2008 года отдельным категориям граждан льгот по оплате проезда железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент социальной защиты населения Тверской области.

Решением от 03.08.2009 исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Постановлением апелляционной инстанции от 29.10.2009 решение от 03.08.2009 отменено, в удовлетворении исковых требований отказано.

В кассационной жалобе Общество просит отменить постановление апелляционной инстанции и вынести по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.

Податель жалобы считает ошибочным вывод судов о том, что расходы по перевозке жителей Тверской области железнодорожным транспортом в спорный период времени понесены во исполнение договора от 28.12.2007, поскольку предоставление Обществом льготного (в том числе бесплатного) проезда обусловлено исполнением нормативно-правовых актов субъекта Российской Федерации, а именно закона Тверской области от 29.12.2004 N 84-ЗО «О мерах социальной поддержки ветеранов труда, лиц проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной воны, и дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны» и Закона от 29.12.2004 N 80-ЗО «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий» (далее - Законы). Таким образом, по мнению подателя жалобы, суд сделал неправильный вывод относительно того, что сумма понесенных Обществом расходов должна быть отражена в актах выполненных работ, как это предусмотрено договором от 20.01.2005, поскольку обязанность по возмещению понесенных Обществом расходов установлена законом, а не договором. Обязанность по возмещению льгот не зависит от наличия (отсутствия) заключенного договора.

Общество не согласно с выводом судов о том, что им не представлены надлежащие доказательства, подтверждающие оказание услуг льготным категориям граждан в сумме 5 309 998 руб. 30 коп.

В подтверждение суммы заявленных к возмещению расходов Общество ссылается на отчеты по форме ФО-1АЛ, сформированные с использованием автоматизированной системы учета «Экспресс» (далее - АСУ «Экспресс»), бухгалтерский баланс Октябрьской железной дороги за 2008 год (строки 230, 240), а также на приложение к бухгалтерскому балансу за 2008 год (строки 1026 и 1200) и расшифровку данного приложения. Общество указывает, что не ведет персонифицированный учет граждан, обладающих правом на льготный проезд в пригородном железнодорожном сообщении, поэтому у него нет возможности представить копии документов, свидетельствующих о праве на льготы конкретных граждан, в том числе удостоверений, справок, подтверждающих факт установления инвалидности, справок о реабилитации. Действующим законодательством не предусмотрена обязанность перевозчика вести персонифицированный учет льготных категорий граждан при продаже проездных билетов на железнодорожный транспорт в пригородном сообщении, а также сохранять копии выданных билетов по перевозке отдельных категорий граждан.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, между Департаментом социальной защиты Тверской области (заказчик) и Обществом (исполнитель) заключен договор от 28.12.2007 оказания услуг по перевозке жителей Тверской области - получателей социальных услуг железнодорожным транспортом пригородного сообщения (далее - договор от 28.12.2007).

Согласно пункту 1.1 договора от 28.12.2007 заказчик поручает и оплачивает, а исполнитель обязуется обеспечить перевозку граждан - получателей социальных услуг железнодорожным транспортом в поездах пригородного сообщения исполнителя в период действия договора путем заключения договоров перевозки с гражданами - получателями социальных услуг.

Общество осуществляло перевозку граждан, которые имеют право на льготы, в результате чего оно понесло расходы. Общество указывает, что его расходы на перевозку льготных категорий граждан составили 11 417 898 руб. 30 коп., а из бюджета Тверской области ему выплачено 6 107 900 руб. Поскольку понесенные Обществом расходы не возмещены ему в полном размере, последнее обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с ответчика 5 309 998 руб. 30 коп.

Суд апелляционной инстанции отказал в удовлетворении заявления, поскольку в нарушение пункта 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) истец не представил надлежащих доказательств, подтверждающих оказание услуг льготным категориям граждан в заявленном размере. В материалы дела не представлены акты сверки расчетов на сумму 5 309 998 руб. 30 коп., подписанные между Обществом и Департаментом социальной защиты населения Тверской области. Суд указал, что представленные истцом отчеты за спорный период времени по форме ФО-1АЛ без указания персонифицированных данных о гражданах - получателей социальных услуг (имя льготника, вид и реквизиты документа, на основании которого предоставлена льгота, дата приобретения билета, вид билета - разовый, абонементный, период действия билета, маршрут следования, стоимость проезда) не являются доказательствами, подтверждающими размер взыскиваемых убытков.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.

Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.

В соответствии с пунктом 3.1 договора от 28.12.2007 по окончании каждого месяца исполнитель предоставляет заказчику для согласования акт выполненных работ по согласованной сторонами форме с указанием фактического количества поездок и суммы неполученных доходов.

Согласно пункту 4.4 договора от 28.12.2007 факт исполнения обязательств ежемесячно подтверждается подписываемым сторонами актом, который составляется по согласованной сторонами форме.

Суд апелляционной инстанции отказал в удовлетворении иска, поскольку истец не представил доказательств, подтверждающих обоснованность заявленных требований по размеру, а также не указал, по каким причинам сумма иска не включена в акты выполненных работ.

Суд кассационной инстанции считает данный вывод правильным.

В силу пункта 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Общество не представило первичных доказательств, подтверждающих оказание услуг льготным категориям граждан на сумму 5 309 998 руб. 30 коп.

Податель жалобы считает, что суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела неправомерно основывался на договоре от 28.12.2007, поскольку обязанность ответчика по возмещению расходов истца обусловлена самим фактом предоставления Обществом соответствующих услуг по перевозке пассажиров независимо от наличия бюджетных средств на это.

Кассационная инстанция отклоняет указанный довод, поскольку пунктом 3.1 порядка предоставления права на льготный проезд на железнодорожном транспорте пригородного сообщения отдельным категориям граждан и возмещения расходов на предоставление льгот, утвержденного Постановлением администрации Тверской области от 29.03.2007 N 97-па, предусмотрено, что расчеты по проезду осуществляются на условиях договора, заключенного между Департаментом социальной защиты населения Тверской области и Обществом.

Из материалов дела следует, что актами выполненных работ, подписанными Обществом, Департаментом социальной защиты населения Тверской области истец осуществил перевозку льготных категорий граждан на сумму 6 107 900 руб., указанная сумма возмещена Обществу, что не оспаривается. Заявленная Обществом к возмещению сумма расходов актами выполненных работ не подтверждена.

Доводы подателя жалобы направлены на переоценку выводов судов нижестоящих инстанций, что находится за пределами полномочий суда кассационной инстанции.

Суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы, поскольку обжалуемый судебный акт принят с соблюдением норм материального и процессуального права и соответствуют собранным по делу доказательствам.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2009 по делу N А66-2927/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» - без удовлетворения.

     Председательствующий
А.А.Кустов
Судьи
О.Г.Соснина
И.М.Тарасюк

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А66-2927/2009
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
Дата принятия: 18 февраля 2010

Поиск в тексте