ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 февраля 2010 года Дело N А26-1115/2009

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Рудницкого Г.М., судей Захаровой М.В., Кадулина А.В.,

при участии от ЗАО «Приоритет» Куропаткиной К.П. (доверенность от 01.12.2009),

проверив 16.02.2010 в открытом судебном заседании на основании определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2010 N ВАС-14368/09 правильность применения норм права при вынесении решения Арбитражного суда Республики Карелия от 27.04.2009 (судья Шатина Г.Г.) и постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2009 (судьи Дмитриева И.А., Протас Н.И., Третьякова Н.О.) по делу N А26-1115/2009,

у с т а н о в и л:

Закрытое акционерное общество «Приоритет» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к государственному учреждению Республики Карелия «Ладвинское центральное лесничество» (далее - Лесничество) о признании незаконными действий должностного лица Лесничества по проведению внеплановой проверки исполнения договоров аренды лесных участков на территории Кондопожского лесничества как не соответствующих требованиям Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (далее - Закон N 134-ФЗ).

Решением от 27.04.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 30.07.2009, в удовлетворении заявления отказано.

Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2010 N ВАС-14368/09 отказано в передаче дела N А26-1115/2009 Арбитражного суда Республики Карелия в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра решения от 27.04.2009 и постановления от 30.07.2009 в порядке надзора; указанное дело направлено на рассмотрение в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа для проверки правильности применения норм права в порядке кассационного производства.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора.

Лесничество надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, однако представителей в судебное заседание не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Согласно материалам дела следственное управление при МВД по Республике Карелия письмом от 29.12.2008 N 35/9876 уведомило Министерство лесного комплекса Республики Карелия (далее - Министерство) о том, что в ходе расследования уголовного дела возникли основания полагать, что при ведении лесозаготовительной деятельности Общество нарушает лесное законодательство.

В письме указывалось на необходимость в проведении проверки выполнения обязательств по договорам аренды, заключенным в 2006 году (по результатам проведенного во втором полугодии открытого лесного конкурса), за период с момента заключения договоров до настоящего времени.

На основании письма Министерство издало приказ от 11.01.2009 N 1 о проведении внеплановых проверок арендаторов-лесозаготовителей, в том числе Общества, в соответствии с которым начальникам лесничеств предписано в срок до 01.03.2009 провести в установленном порядке внеплановые проверки исполнения договоров аренды лесных участков с момента заключения договоров аренды.

Лесничество приказом от 15.01.2009 N 3 обязало начальников участков в срок до 01.03.2009 организовать проведение внеплановых проверок и до 15.03.2009 направить в отдел государственного лесного контроля и надзора копии актов проведенных внеплановых проверок.

Уведомлением 04.02.2009 N 5 Лесничество сообщило Обществу о проведении внеплановой проверки исполнения заключенных Обществом договоров аренды лесных участков, находившихся в разработке в течение 2008 года (кварталов 27, 28 Кончезерского участкового лесничества), предложив направить в Лесничество законного представителя 16.02.2009 к 10 часам.

По результатам проведенной проверки должностными лицами Лесничества составлены акты осмотра от 16.02.2009 N 1-7 и акт проверки соблюдения требований лесного законодательства от 16.02.2009 N 1-ВП.

Общество, посчитав действия должностного лица по проведению внеплановой проверки не соответствующими требованиям Закона N 134-ФЗ, обратилось в Арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанций, отказали в удовлетворении заявления, поскольку пришли к выводу, что действия Лесничества по проведению внеплановой проверки исполнения Обществом обязательств по договорам аренды лесных участков являются правомерными.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебного актов.

В соответствии с пунктом 36 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относится установление порядка осуществления контроля и надзора за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов (государственного лесного контроля и надзора).

Пунктом 6 части 1 статьи 83 названного Кодекса предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление на землях лесного фонда государственного лесного контроля и надзора.

Согласно статье 23 ЛК РФ основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки.

Материалами дела подтверждается, что Лесничество образовано в результате реорганизации государственного учреждения Республики Карелия «Ладвинский лесхоз» и в соответствии с пунктом 12 распоряжения Правительства Республики Карелия от 22.11.2007 N 417р-П в качестве основной цели деятельности осуществляет функции территориальных единиц управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

В соответствии с частью 6 статьи 96 ЛК РФ порядок осуществления государственного лесного контроля и надзора устанавливается Правительством Российской Федерации.

Положение об осуществлении государственного лесного контроля и надзора утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 394 (далее - Положение), согласно пункту 3 которого государственный лесной контроль и надзор осуществляют Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В силу пунктов 3, 4 Положения о Министерстве лесного комплекса Республики Карелия (далее - Положение), утвержденного Указом Главы Республики Карелия от 31.12.2007 N 195, Министерство непосредственно и через подведомственные организации во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами исполнительной власти Республики Карелия, органами местного самоуправления, общественными объединениями, организациями осуществляет государственный лесной контроль и надзор.

Приказом Министерства от 04.04.2008 N 155 предусмотрено, что старшие государственные лесные инспекторы и их заместители в лесничествах и лесопарках Республики Карелия вправе осуществлять в пределах своих полномочий государственный лесной контроль и надзор.

В силу приказа Министерства от 14.04.2008 N 178 в полномочия центральных лесничеств входят осуществление государственного лесного контроля и надзора, а также привлечение в установленном порядке арендаторов лесного фонда к административной ответственности за нарушение законодательства в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

Проведя анализ указанных норм, суд кассационной инстанции считает, что Лесничество вправе осуществлять лесной контроль и надзор всеми предусмотренными законом способами.

Согласно пункту 5 статьи 7 Закона N 134-ФЗ внеплановые мероприятия по контролю проводятся органами государственного контроля (надзора) в случаях: получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей; обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.

В подпункте «б» пункта 12 Положения указано, что в случае получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков нарушений лесного законодательства, проводятся внеплановые проверки.

Поскольку письмо следственного управления при МВД по Республике Карелия содержит указание на наличие признаков нарушения лесного законодательства, суды обеих инстанций обоснованно установили, что имелись правовые основания для проведения уполномоченным органом внеплановой проверки.

С учетом приведенных норм и материалов дела, кассационная инстанция соглашается с выводами судов о том, что действия Лесничества по проведению внеплановой проверки совершены в пределах установленной компетенции, в соответствии с требованиями законодательства, регулирующего порядок осуществления государственного контроля и надзора в области обеспечения соблюдения лесного законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как правильно указали суды первой и апелляционной инстанций, заявитель не доказал наличия причинно-следственной связи между действиями Лесничества по проведению внеплановой проверки и нарушением его интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, которые могли бы быть восстановлены в результате признания судом действий Лесничества незаконными.

Кассационная инстанция считает, что суды правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, влекущих в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловную отмену обжалуемых судебных актов.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27.04.2009 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2009 по делу N А26-1115/2009 оставить без изменения

     Председательствующий
Г.М.Рудницкий
Судьи
М.В.Захарова
А.В.Кадулин

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка