ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     
от 3 марта 2010 года Дело N А05-16039/2009

     

[Суд признал незаконным и отменил постановление о привлечении лица к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ, поскольку квалификация вменяемого предпринимателю правонарушения по ст.8.2 КоАП РФ является ошибочной]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Матлиной Е.О., судей: Клириковой Т.В., Колесниковой С.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Агентства природных ресурсов и экологии Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 26.10.2009 (судья Меньшикова И.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2009 (судьи: Виноградова Т.В., Пестерева О.Ю., Ралько О.Б.) по делу N А05-16039/2009, установил:

Предприниматель Ермак Владимир Александрович обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета по экологии Архангельской области (в настоящее время - агентство природных ресурсов и экологии Архангельской области) от 10.09.2009 N 16-18-02/09-163 о привлечении его к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 30000 руб.

Решением от 26.10.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 07.12.2009, заявленные требования удовлетворены. Постановление Комитета по экологии Архангельской области от 10.09.2009 N 16-18-02/09-163 признано незаконным и отменено.

В кассационной жалобе Управление просит отменить состоявшиеся судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судом норм права.

Привлеченные к участию в деле лица о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, должностными лицами Комитета по экологии Архангельской области проведена внеплановая проверка соблюдения предпринимателем Ермаком В.А. природоохранного законодательства при эксплуатации лесопильного цеха, расположенного по адресу: Архангельская область, Плесецкий район, село Конево. В ходе проверки установлено, что предприниматель осуществляет заготовку и вывоз древесины в отсутствие лимитов на размещение отходов и паспорта на отходы I-IV классов опасности, а также первичного учета отходов; предприниматель или специалист предприятия не прошли обучения по вопросам охраны окружающей среды.

По результатам проверки составлены акт и протокол от 02.09.2009, а постановлением от 10.09.2009 N 16-18-02/09-163 предприниматель Ермак В.А. привлечен к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30000 руб.

Полагая названное постановление незаконным, предприниматель Ермак В.А. оспорил его в арбитражный суд.

Обязанность предпринимателя осуществлять производственную деятельность при наличии соответствующих нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также паспортов на отходы I-IV классов опасности предусмотрена статьями 11, 18, 14 Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Нормативы образования отходов производства и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду, соблюдение требований по охране которой возложено на юридических и физических лиц, осуществляющих эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов (статьи 24, 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"). Суд по материалам дела установил, что предприниматель производил заготовку и разработку древесины в отсутствие лимитов на размещение образующихся в процессе производственной деятельности отходов и паспортов на них.

Удовлетворяя заявленные предпринимателем Ермаком В.А. требования и признавая незаконным постановление административного органа от 10.09.2009 N 16-18-02/09-163, суд исходил из существенного нарушения процедуры привлечения предпринимателя к административной ответственности со ссылкой на положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", регламентирующие обязательность уведомления проверяемого лица об осуществлении внеплановой проверки не менее, чем за 24 часа, согласившись с данной административным органом квалификацией бездействия предпринимателя по статье 8.2 КоАП РФ, выразившегося в осуществлении им производственной деятельности по лесопилению в отсутствие лимитов на образующиеся в процессе этой деятельности отходы и паспортов на опасные виды отходов.

Вместе с тем, статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами (объективной стороной названного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами).

В данном случае, как установлено судом, предпринимателем осуществляется эксплуатация предприятия, и отходы, соответствующие нормативы и паспорта, на опасные виды которых отсутствуют, образуются в процессе производственной деятельности. Статьей 8.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов, то есть, предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических требований, в том числе непосредственно при эксплуатации названных в ней объектов. Следовательно, квалификация вменяемого предпринимателю правонарушения по статье 8.2 КоАП РФ является ошибочной, а обжалуемые судебные акты в связи с изложенным не могут быть признаны законными и подлежат отмене как принятые с нарушением норм права. Постановление административного органа от 10.09.2009 N 16-18-02/09-163 о привлечении предпринимателя Ермака В.А. к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ также подлежит отмене как не соответствующее закону.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Решение Арбитражного суда Архангельской области от 26.10.2009 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2009 по делу N А05-16039/2009 отменить.

Постановление Комитета по экологии Архангельской области от 10.09.2009 N 16-18-02/09-163 признать незаконным и отменить.

     Председательствующий
Е.О.Матлина

Судьи:
Т.В.Клирикова
С.Г.Колесникова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка