ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 августа 2010 года Дело N А21-3800/2009


[Поскольку ТУ ФАУГИ является органом, уполномоченным заключать договоры аренды земельного участка, находящегося на территории национального парка, суд удовлетворил заявленные требования]

Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 2 августа 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Власовой М.Г., судей: Константинова П.Ю., Коняевой Е.В., при участии: от закрытого акционерного общества "МИК-Э-Сервис" Казаченко О.В. (доверенность от 20.07.2010), Шпенкова И.В. (доверенность от 20.07.2010), от общества с ограниченной ответственностью "Полярис" Казаченко О.В. (доверенность от 20.07.2010), Шпенкова И.В. (доверенность от 20.07.2010), рассмотрев 29.07.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 23.11.2009 (судья Залужная Ю.Д.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2010 (судьи: Горбик В.М., Мельникова Н.А., Старовойтова О.Р.) по делу N А21-3800/2009, установил:

Закрытое акционерное общество "МИК-Э-Сервис" (далее - ЗАО "МИК-Э-Сервис") и общество с ограниченной ответственностью "Полярис" (далее - ООО "Полярис") обратились в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об обязании Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Калининградской области (далее - ТУ ФАУГИ по Калининградской области) подготовить проект договора аренды и заключить с заявителями договор аренды земельного участка (кадастровый номер 39:05:020301:166) общей площадью 900 кв.м, расположенного по адресу: Калининградская область, Зеленоградский район, национальный парк "Куршская коса", поселок Лесной.

В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ЗАО "МИК-Э-Сервис" и ООО "Полярис" изменили заявленные требования и просили признать незаконным решение ТУ ФАУГИ по Калининградской области от 03.03.2009 N ЛР-1343 об отказе в заключении с ними договора аренды земельного участка (кадастровый номер 39:05:020301:166), а также об обязании ТУ ФАУГИ по Калининградской области подготовить проект договора аренды земельного участка и заключить с ними указанный договор аренды.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены федеральное государственное учреждение "Национальный парк "Куршская коса" и Агентство по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира и лесов Калининградской области.

Определением Арбитражного суда Калининградской области от 01.06.2009 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калининградской области.

Определением Арбитражного суда Калининградской области от 17.08.2009 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Определением Арбитражного суда Калининградской области от 14.09.2009 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации и Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз).

Решением от 23.11.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 09.04.2010, заявленные требования удовлетворены.

В кассационной жалобе ТУ ФАУГИ по Калининградской области, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение от 23.11.2009 и постановление апелляционного суда от 09.04.2010 и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В отзыве на кассационную жалобу Рослесхоз указывает на то, что в силу пункта 7 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2007 N 47, заключение договора аренды спорного земельного участка относится к компетенции ТУ ФАУГИ по Калининградской области.

В своем отзыве на кассационную жалобу ЗАО "МИК-Э-Сервис" и ООО "Полярис" просят обжалуемые судебные акты оставить без изменения.

В судебном заседании представители ЗАО "МИК-Э-Сервис" и ООО "Полярис" возражали против удовлетворения кассационной жалобы.

Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, ЗАО "МИК-Э-Сервис" и ООО "Полярис" принадлежит по 1/2 доли в праве собственности на корпус N 8 общей площадью 142,7 кв.м, расположенный по адресу: Калининградская область, Зеленоградский район, национальный парк "Куршская коса", поселок Лесной, и находящийся на земельном участке (кадастровый номер 39:05:020301:166) площадью 900 кв.м. Данный участок на основании договора от 01.06.2001 N 31 (в редакции дополнительного соглашения от 30.04.2003) предоставлен ЗАО "МИК-Э-Сервис" в аренду сроком на 47 лет. Согласно договору от 26.06.2002 N 44 названный земельный участок предоставлен ООО "Полярис" в аренду сроком на 48 лет.

В соответствии с указанными договорами аренды и сложившимся порядком пользования земельным участком ООО "Полярис" использует 600 кв.м, а ЗАО "МИК-Э-Сервис" - 300 кв.м.

В связи с тем, что спорный земельный участок общей площадью 900 кв.м имел условный кадастровый номер, заявители обратились в ТУ ФАУГИ по Калининградской области с ходатайством о формировании земельного участка.

В письме от 07.02.2008 N ЛФ-555 ТУ ФАУГИ разрешило формирование земельного участка, а затем утвердило проект территориального землеустройства.

Распоряжением от 20.08.2008 N 762-р "О проведении землеустройства по земельному участку федеральной собственности с кадастровым номером 39:05:00-00-00:0539" арендуемый заявителями земельный участок общей площадью 900 кв.м выделен из земельного участка федеральной собственности.

На основании названного распоряжения и проведенных кадастровых работ 10.11.2008 вновь сформированный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер 39:05:020301:166.

Как видно из материалов дела, ЗАО "МИК-Э-Сервис" и ООО "Полярис" обратились в ТУ ФАУГИ по Калининградской области с предложением заключить договор аренды.

Письмом от 22.12.2008 N ЛФ-1944 ТУ ФАУГИ отказало в заключении договора аренды, сославшись на отсутствие у него полномочий по предоставлению земельных участков из состава земель лесного фонда, находящегося в пользовании национального парка "Куршская коса", собственникам расположенных на них объектов недвижимого имущества.

ЗАО "МИК-Э-Сервис" и ООО "Полярис" 11.02.2009 повторно обратились в ТУ ФАУГИ по Калининградской области с предложением заключить договор аренды, однако письмом от 03.03.2009 N ЛФ-1343 им вновь было отказано по тому же основанию.

Считая отказ в заключении договора аренды незаконным, ЗАО "МИК-Э-Сервис" и ООО "Полярис" обратились в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал на то, что ТУ ФАУГИ по Калининградской области является государственным органом, уполномоченным заключать договор аренды спорного земельного участка.

Оставляя решение от 23.11.2009 без изменения, апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Судами установлено, что требования заявителей, которым на праве общей долевой собственности принадлежит находящийся на спорном земельном участке объект недвижимости, основаны на положениях статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Ссылка подателя кассационной жалобы на то, что расположенное на спорном земельном участке здание является самовольной постройкой, правомерно была отклонена судами. Судами установлено, что данное здание возведено в 1970 году и зарегистрировано за заявителями в 2002 году. Зарегистрированное право общей долевой собственности никем не оспорено, его государственная регистрация не признана судом недействительной. Доказательств самовольности строительства не представлено.

Судами установлено, что спорный земельный участок находится на территории национального парка "Куршская коса".

Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 01.04.2008 N 71 утверждено Положение о федеральном государственном учреждении "Национальный парк "Куршская коса" (далее - Положение), согласно которому национальный парк "Куршская коса" состоит из нескольких функциональных зон. Состав и описание границ этих зон приводятся в приложении N 1 к Положению, в соответствии с которым квартал 36 (поселок Лесное) в лесничестве "Зеленоградское" расположен в рекреационной зоне.

В силу пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 14.05.95* N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" по решению Правительства Российской Федерации в соответствующих функциональных зонах допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений и объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры.

________________

*Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "...от 14.03.95..." - Примечание изготовителя базы данных.

Согласно пункту 3 статьи 17 названного Закона порядок подготовки и заключения договора аренды земельного участка, расположенного в границах соответствующих функциональных зон, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок подготовки и заключения договора аренды земельного участка национального парка установлен Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2007 N 47. В соответствии с названными Правилами договор аренды земельного участка заключается территориальным органом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом с арендатором в течение срока, установленного земельным законодательством.

Отказ ТУ ФАУГИ по Калининградской области заключить с заявителями договор аренды мотивирован отсутствием у данного органа соответствующих полномочий. Между тем из приведенных норм права следует, что ТУ ФАУГИ по Калининградской области является органом, уполномоченным заключать договоры аренды земельного участка, находящегося на территории национального парка.

При таком положении суды обеих инстанций правомерно удовлетворили заявленные ЗАО "МИК-Э-Сервис" и ООО "Полярис" требования.

Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли бы привести к принятию неправильного решения (постановления), не допущено, то обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба ТУ ФАУГИ по Калининградской области - без удовлетворения.

В связи с окончанием производства в суде кассационной инстанции приостановление исполнения решения от 23.11.2009, принятое определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.06.2010, подлежит отмене.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Решение Арбитражного суда Калининградской области от 23.11.2009 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2010 по делу N А21-3800/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Калининградской области - без удовлетворения.

Приостановление исполнения решения Арбитражного суда Калининградской области от 23.11.2009 по делу N А21-3800/2009, принятое определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.06.2010, отменить.

     Председательствующий
М.Г.Власова

Судьи:
П.Ю.Константинов
Е.В.Коняева

     Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка