• по
Более 65000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 августа 2010 года Дело N А21-11865/2009

     

[Суд признал недействительными действия ФСС РФ по отказу в возмещении части расходов на выплату пособия по беременности и родам, поскольку ФСС РФ документально не обосновал правомерность своих действий]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Асмыковича А.В., судей: Дмитриева В.В., Корпусовой О.А., рассмотрев 02.08.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Калининградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.12.2009 (судья Приходько Е.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2010 (судьи: Протас Н.И., Згурская М.Л., Семиглазов В.А.) по делу N А21-11865/2009, установил:

Закрытое акционерное общество "Арт-Аудит-Калининград" (далее - Общество, ЗАО "ААК") обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительными действий государственного учреждения - Калининградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС РФ, Фонд) по отказу в возмещении части расходов на выплату пособия по беременности и родам Горбуневой А.Ю., а также о принятии к зачету 88302 руб. 54 коп. расходов Общества на выплату Горбуневой А.Ю. пособия по беременности и родам.

Решением суда первой инстанции от 25.12.2009, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 09.04.2010, заявленные требования Общества удовлетворены.

В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, просит отменить обжалуемые судебные акты и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, установленными в рамках камеральной проверки Общества обстоятельствами, подтверждаются злоупотребление заявителя своим правом и создание искусственной, экономически необоснованной ситуации с целью неправомерного получения из средств Фонда возмещения расходов на выплату пособий по беременности и родам Горбуневой А.Ю.

Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Как следует из материалов дела, 25.08.2009 Общество, являющееся плательщиком единого социального налога, обратилось в ФСС РФ с заявлением о возмещении расходов в сумме 115987 руб. 44 коп. на выплату пособия по беременности и родам.

27.08.2009 Фонд принял решение N 1202 о проведении документальной выездной проверки страхователя (ЗАО "ААК").

Фонд провел выездную проверку Общества, по результатам которой составил акт 11.09.2009 N 1896с/с и принял решение от 11.09.2009 N 8047 о выделении средств на возмещение расходов, произведенных страхователем в сумме 27684 руб. 90 коп. (115987 руб. 44 коп. - 88302 руб. 54 коп.). Принятые расходы составили: 28000 руб. - пособие по беременности и родам, рассчитанное Фондом исходя из заработной платы всех остальных сотрудников ЗАО "ААК" в размере 6000 руб., и 374 руб. 62 коп. - пособие на ранние сроки беременности.

При этом, как обоснованно установили судебные инстанции, в названном решении ФСС РФ отсутствует указание на отказ в принятии к возмещению спорной суммы 88302 руб. 54 коп. и на основания для такого отказа, а также не дана оценка представленным возражениям страхователя.

Разногласия на акт проверки N 1896с/с страхователь передал в Фонд 14.09.2009; протокол о рассмотрении материалов проверки N 92 составлен 18.09.2009. В данном протоколе Фонд указывает, что принял решение об отказе в привлечении Общества к ответственности и о выставлении страхователю требования об уплате 1 руб. 05 коп. пеней.

Таким образом, в названных документах также не содержится указания на отказ в принятии к возмещению спорной суммы.

Вместе с тем в акте от 11.09.2009 N 1896с/с Фонд отразил, что расходы в сумме 88302 руб. 54 коп. на выплату пособия по беременности и родам произведены Обществом с нарушением законодательства Российской Федерации в виде злоупотребления правом при предъявлении спорных расходов на обязательное социальное страхование к возмещению.

Указанные выводы сделаны Фондом с учетом того, что стаж работы Горбуневой А.Ю. - незначительный (5 месяцев); в момент заключения трудового договора Горбунева А.Ю. находилась в состоянии беременности на позднем ее сроке; принята на работу на полную ставку без испытательного срока; должность заместителя генерального директора по маркетингу и связям с общественностью введена незадолго до ее приема на работу, а должностной оклад превышает оклады других сотрудников в несколько раз; документ, подтверждающий наличие у сотрудницы среднего специального или высшего образования, отсутствует; в указанный период сотрудница также устроилась по совместительству на аналогичные должности еще в две организации, учредителем которых (как и Общества) является одно и то же лицо.

Названные обстоятельства, по мнению Фонда, ставят под сомнение наличие фактических трудовых отношений между Обществом и Горбуневой А.Ю. и свидетельствуют о создании страхователем искусственной ситуации для необоснованного получения денежных средств ФСС РФ в виде пособия по беременности и родам.

Не согласившись с действиями Фонда по отказу в возмещении расходов по выплате пособия по беременности и родам в сумме 88302 руб. 54 коп., Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции сделали вывод о том, что Фонд в ходе проведения проверки не установил нарушений действующего законодательства, а представленные документы свидетельствуют о соблюдении им условий, необходимых для возмещения расходов по обязательному социальному страхованию, и о наступлении страхового случая.

Кассационная инстанция считает такой вывод судов правомерным и обоснованным.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 16.07.99 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) организации любой организационно-правовой формы являются страхователями по обязательному социальному страхованию.

Застрахованными лицами признаются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Согласно пункту 1 статьи 9 Закона N 165 отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора.

Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 22 Закона N 165-ФЗ).

В соответствии со статьей 10 названного Закона обязанность своевременно представлять страховщику документы, содержащие достоверные сведения, являющиеся основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения, лежит на застрахованном лице. Пунктом 6 статьи 12 Закона N 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В силу подпунктов 7 и 10 пункта 2 статьи 8 названного Закона пособие по беременности и родам и единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, являются видами страхового обеспечения.

В соответствии с Федеральным законом от 19.05.95 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" пособие по беременности и родам является государственным пособием и выплачивается за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

Условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, предусмотрены Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Закон N 255-ФЗ).

Из пунктов 1 и 2 статьи 2 данного Закона следует, что право на пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам имеют граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - застрахованные лица), при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации предусмотрено, что расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами, к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту возлагается на соответствующий орган, который его принял.

Следовательно, в данном случае именно на Фонде лежит бремя доказывания того, что он обоснованно не принял к возмещению расходы Общества, связанные с выплатой работнику Горбуневой А.Ю. пособий по беременности и родам и пособий в связи с постановкой на учет в ранние сроки беременности.

Кассационная инстанция считает, что суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные сторонами в материалы дела доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, сделали обоснованный вывод о том, что ФСС РФ документально не обосновал правомерность своих действий.

В данном случае судебные инстанции по материалам дела установили наступление страхового случая (нетрудоспособность в связи с беременностью и родами), что подтверждается выданным Горбуневой А.Ю. листком нетрудоспособности серии ВФ N 3900823. Наличие страхового случая, правомерность выдачи Горбуневой А.Ю. листка нетрудоспособности на период отпуска по беременности и родам и его соответствие действующему законодательству Фонд не оспаривает.

Не оспаривается Фондом и правильность определения Обществом размера пособия по беременности и родам, исходя из выплаченной Горбуневой А.Ю. заработной платы и страхового стажа.

Таким образом, формально не отказав Обществу в возмещении части расходов на выплату пособия по беременности и родам Горбуневой А.Ю., а также в принятии к зачету 88302 руб. 54 коп. расходов Общества на выплату Горбуневой А.Ю. пособия по беременности и родам (поскольку в решении ФСС РФ от 11.09.2009 не содержится такого отказа) и не сославшись на нарушение страхователем конкретных норм законодательства, Фонд посчитал, что ЗАО "ААК" создало искусственную ситуацию для необоснованного получения денежных средств в виде пособия по беременности и родам.

Вместе с тем доводам Общества, изложенным в разногласиях на акт от 11.09.2009 N 1896с/с, Фонд не дал надлежащей оценки; в протоколе о рассмотрении материалов проверки никаких выводов Фонда относительно необоснованного возмещения части расходов на выплату пособия по беременности и родам Горбуневой А.Ю. также не имеется.

Обстоятельства, установленные Фондом в ходе проведения проверки страхователя и послужившие основанием для вывода о создании искусственной ситуации для необоснованного получения денежных средств, исследованы судами первой и апелляционной инстанций, которые дали им надлежащую правовую оценку. При этом наличие данных обстоятельств само по себе не свидетельствует о нарушении Обществом действующего законодательства (трудового или социального страхования).

Не указывает ответчик в кассационной жалобе - какие конкретно нормы законодательства нарушил страхователь.

Довод подателя жалобы о том, что Горбунева А.Ю. в период работы обучалась по очной форме в университете и сдавала экзамены, не свидетельствует о невозможности указанного лица работать в Обществе. Кроме того, указанное обстоятельство, как следует из акта проверки, не являлось основанием для вывода ФСС РФ о создании искусственной ситуации для необоснованного получения денежных средств в виде пособия по беременности и родам.

Не содержится в акте проверки и такое основание "как сохранение занимаемой Горбуневой А.Ю. должности вакантной после ухода ее в отпуск по беременности и родам".

Доводы ФСС РФ, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций и направлены по существу на переоценку установленных по делу обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств, что в соответствии со статьей 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Поскольку дело рассмотрено судебными инстанциями полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части первой статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.12.2009 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2010 по делу N А21-11865/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Калининградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.

     Председательствующий
А.В.Асмыкович

Судьи:
В.В.Дмитриев
О.А.Корпусова

     Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Номер документа: А21-11865/2009
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
Дата принятия: 02 августа 2010

Поиск в тексте