ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 02 августа 2010 года Дело N А56-73209/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Морозовой Н.А., судей Никитушкиной Л.Л., Пастуховой М.В.,
при участии от Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 9 Настаушевой Е.Ю. (доверенность от 14.07.2010 N 04/15235) и Григорьевой М.С. (доверенность от 11.11.2009 N 04/27877), от открытого акционерного общества «АЛЬФА-БАНК» Савенковой О.В. (доверенность от 19.07.2010 N 5/2008Д),
рассмотрев 02.08.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 9 на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.12.2009 (судья Баталова Л.А.) и на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2010 (судьи Третьякова Н.О., Згурская М.Л., Протас Н.И.) по делу N А56-73209/2009,
у с т а н о в и л:
Открытое акционерное общество «АЛЬФА-БАНК» (далее - ОАО «АЛЬФА-БАНК», Банк) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 9 (далее - Инспекция) о признании недействительным решения от 05.10.2009 N 13-08/64.
Решением суда первой инстанции от 30.12.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 14.04.2010, требования Банка удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит состоявшиеся судебные акты отменить и принять новый - об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что законодательство Российской Федерации о налогах и сборах предоставляет налоговому органу право истребовать документы (информацию) касательно любого лица, в отношении которого проводятся мероприятия налогового контроля. Насколько документы, запрашиваемые в отношении контрагента проверяемого налогоплательщика, относятся к деятельности проверяемого налогоплательщика, определяет налоговый орган, составивший поручение об истребовании документов. Учитывая, что нормы налогового законодательства основаны на добросовестном исполнении налогоплательщиками своих налоговых обязательств, то в целях полноценной и объективной проверки его соблюдения налоговым органам необходимо обладать всесторонней и достоверной информацией как о проверяемом налогоплательщике, так и о его контрагентах по сделкам.
В судебном заседании представители налогового органа поддержали доводы кассационной жалобы. Банк в отзыве и его представитель в суде просили обжалуемые судебные акты оставить без изменения, а жалобу Инспекции - без удовлетворения.
Законность состоявшихся судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что ответчик по поручению Инспекции Федеральной налоговой службы по Куйбышевскому району города Новокузнецка Кемеровской области от 10.08.2009 N 3314 направил Банку требование от 19.08.2009 N 13/20021 о представлении документов (информации) в соответствии со статьей 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в отношении общества с ограниченной ответственностью «Инвест-Строй» (далее - ООО «Инвест-Строй») - контрагента общества с ограниченной ответственностью «ЭМС Западная Сибирь» (далее - ООО «ЭМС Западная Сибирь»), в отношении которого осуществляется налоговая проверка.
По названному требованию ОАО «АЛЬФА-БАНК» обязан был представить налоговому органу следующие документы (сведения) именно в отношении ООО «Инвест-Строй»:
- копии учредительных документов;
- карточки с образцами подписей и оттиска печати, заверенные нотариально;
- заявление на открытие счета N 40702810401320000127;
- договор с Банком на расчетно-кассовое обслуживание;
- справки о постановке на учет во внебюджетных фондах; Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования;
- копию свидетельства о постановке на учет налоговом органе (заверенная надлежащим образом);
- документы, подтверждающие полномочия должностных лиц, имеющих право первой и второй подписи;
- доверенность на получение денежных средств, доверенность на распоряжение расчетным счетом;
- анкеты с паспортными данными лиц, указанных в карточке образцов подписей (с предоставлением копий паспортов);
- копию баланса предприятия на последнюю отчетную дату с отметкой ГНИ, заверенную руководителем, главным бухгалтером и печатью предприятия;
- коды ОКПО (копию).
ОАО «АЛЬФА-БАНК» сопроводительным письмом от 25.08.2009 N 006/3311 возвратил данное требование налоговому органу без исполнения, указав на то, что ООО «Инвест-Строй» не является клиентом Банка, а имевшийся ранее банковский счет N 40702810401320000127 закрыт 13.07.2007. Кроме того, Банк сослался на то, что не вправе предоставлять указанные в требовании документы, поскольку подобная информация, по его мнению, может быть запрошена только в рамках проведения мероприятий налогового контроля и только в отношении проверяемого лица.
Расценив такие действия Банка как нарушение законного требования налогового органа, Инспекция по факту правонарушения составила акт от 07.09.2009 N 13-08/64 и приняла решение от 05.10.2009 N 13-08/64 о привлечении Банка к ответственности по пункту 2 статьи 129(1) НК РФ виде взыскания 5000 руб. штрафа.
Посчитав, что названным ненормативным актом нарушены его права и законные интересы, Банк обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования Банка о признании недействительным оспариваемого решения Инспекции, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.
В силу пункта 3 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» налоговые органы вправе получать от предприятий, учреждений, организаций (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения) справки, документы и копии с них, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика и необходимые для правильного налогообложения.
Более того, пункты 1 и 2 статьи 93.1 НК РФ определяют условия и процедуры такого полномочия налогового органа. Так, согласно названным нормам Инспекция вправе истребовать документы, относящиеся к деятельности контрагента проверяемого лица, только при проведении налоговой проверки этого контрагента; вне рамок проведения налоговой проверки в отношении самого контрагента налоговый орган вправе истребовать только информацию и только относительно конкретной сделки.
Согласно пункту 5 названной статьи лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).
Пунктом 6 статьи 93.1 НК РФ предусмотрено также, что отказ от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 129.1 НК РФ.
Из взаимосвязанных положений приведенных правовых норм суды сделали правильный вывод о том, что вышеназванные пункты предусматривают право налоговых органов направлять и иным участникам налоговых отношений (в том числе банкам) такие требования о представлении документов, характеризующих и непосредственно связанных с деятельностью проверяемого налогоплательщика.
При этом законодательство Российской Федерации о налогах и сборах действительно предоставляет налоговым органам право истребовать любые документы (информацию) касательно лица, в отношении которого проводятся мероприятия налогового контроля.
Вместе с тем судами установлено, что в данном случае проверяемым налогоплательщиком является ООО «ЭМС Западная Сибирь», а не ООО «Инвест-Строй», хотя именно в отношении последнего Банку фактически был сделан запрос. Названный запрос, кроме того, не содержит требования о предоставлении документов именно в отношении проверяемого лица (ООО «ЭМС Западная Сибирь»). Наоборот, каждый из истребованных документов во всем их перечне относится к деятельности третьего лица (документы по открытию счета в банке, о его постановки на учет в различных государственных учреждениях, отчеты о его деятельности в виде обязательных документов).
Более того, как правильно указали суды двух инстанций, содержание требования не позволяет установить, что запрашиваемые у Банка документы в отношении третьего лица каким-либо образом касаются деятельности именно проверяемого налогоплательщика в лице ООО «ЭМС Западная Сибирь». При этом из материалов дела следует, что уже на дату запроса ООО «Строй-Инвест» не являлось клиентом Банка.
В силу части первой статьи 65 и части пятой статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по доказыванию обоснованности оспариваемого ненормативного акта, принятого государственным органом, выводов, изложенных в таком акте, и соответствия данного акта закону и иному нормативному правовому акту возлагается на соответствующий орган.
Суды в обжалуемых судебных актах установили и прямо указали, что Инспекция в нарушение вышеприведенных норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представила доказательств того, что истребуемые ею у ОАО «АЛЬФА-БАНК» документы каким-либо образом связаны с деятельностью проверяемого налогоплательщика и влияют на обязанность последнего по уплате налогов.
Ввиду изложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что истребованные у ОАО «АЛЬФА-БАНК» документы в данном случае не могут быть признаны теми документами, которые Банк обязан, по мнению Инспекции, представить налоговому органу в целях осуществления налогового контроля в отношении проверяемого налогоплательщика как единственно возможного в спорной ситуации.
Следовательно, отказ Банка в данном случае выполнить требование налогового органа, не соответствующее закону, не образует состава правонарушения, вмененного заявителю в вину оспоренным ненормативным актом Инспекции.
Отсутствие события налогового правонарушения в силу статьи 109 (пункт 1) НК РФ является обстоятельством, исключающим привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.
С учетом вышеизложенного, суды двух инстанций сделали правильный вывод об отсутствии у налогового органа правовых оснований для привлечения заявителя к ответственности по пункту 1 статьи 129.1 НК РФ, а потому законно и обоснованно признали оспоренное решение Инспекции недействительным.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части первой статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.12.2009 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2010 по делу N А56-73209/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 9 - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.А.Морозова
Судьи
Л.Л.Никитушкина
М.В.Пастухова
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка