ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 09 сентября 2010 года Дело N А56-77809/2009

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Колесниковой С.Г., судей Алешкевича О.А., Михайловской Е.А.,

при участии от Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном Федеральном округе Костиной Г.А. (доверенность от 30.08.2010),

рассмотрев 06.09.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном Федеральном округе на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.02.2010 (судья Королева Т.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2010 (судьи Протас Н.И., Дмитриева И.А., Згурская М.Л.) по делу N А56-77809/2009,

у с т а н о в и л:

Открытое акционерное общество «Трест «Севзапмонтажавтоматика» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном Федеральном округе (далее - Отделение) от 25.09.2009 N 72-09-696/пн о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением суда первой инстанции от 24.02.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 04.06.2010, заявление удовлетворено.

В кассационной жалобе Отделение, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, просит отменить вынесенные по настоящему делу решение и постановление, а в удовлетворении заявления отказать. Податель жалобы полагает, что в действиях Общества имеется состав вмененного ему административного правонарушения.

В судебном заседании представитель Отделения поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.

Общество о месте и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом, его представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, предписанием от 29.05.2009 N 72-09-ИЛ-03/950пд (далее - Предписание), Отделение обязало Общество в десятидневный срок с даты получения указанного Предписания устранить выявленные нарушения порядка и сроков раскрытия информации эмитентом, обязанность по раскрытию которой предусмотрена законодательством Российской Федерации о ценных бумагах. Для устранения выявленного нарушения Обществу предписано предоставить в Отделение списки аффилированных лиц, составленные на дату окончания четвертого квартала 2008 года и первого квартала 2009 года в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 93 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее - Закон N 208-ФЗ) и пункта 8.5.3 Положения о раскрытии информации, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 N 06-117/ПЗ-Н (далее - Положение).

В связи с неисполнением предписания в установленный срок Отделение составило протокол об административном правонарушении от 04.08.2009, а постановлением от 25.09.2009 N 72-09-696/пн привлекло Общество к административной ответственности по части 9 статьи 19.5 КоАП РФ, назначив административное наказание в виде взыскания 500 000 руб. штрафа.

Общество, посчитав названное постановление административного органа незаконным, оспорило его в судебном порядке.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает жалобу подлежащей удовлетворению в силу следующего.

Суды первой и апелляционной инстанций со ссылкой на положения части 2 статьи 1.7 КоАП РФ удовлетворили заявление Общества, указав при этом, что на момент вынесения оспариваемого постановления вступил в силу Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 23.04.2009 N 09-14/пз-н «О внесении изменений в положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденное приказом ФСФР России от 10.10.2006 N 06-117/ПЗ-Н», отменяющий с 01.07.2009 обязанность Общества по предоставлению в регистрирующий орган списка его аффилированных лиц.

Между тем судами не учтено следующее. В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 170 АПК РФ в мотивировочной части решения должны быть указаны доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения; мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.

Указанные нормы процессуального права судами первой и апелляционной инстанций не соблюдены, что привело к необоснованным выводам об удовлетворении требований Общества.

Обращаясь в суд, Общество сослалось на то, что оно направило в Отделение список аффилированных лиц на дату окончания первого квартала 2009 года, опустив названный документ в специально предназначенный ящик, находящийся в Отделении. Данный довод суды не проверили и не дали оценки представленной Обществом в качестве доказательства выписке из журнала исходящей корреспонденции. Также судами не дана оценка представленному Отделением в качестве доказательства совершения Обществом вмененного ему правонарушения протоколу об административном правонарушении от 04.08.2009. Не проверен довод Общества о существенном нарушении Отделением порядка привлечения к административной ответственности при составлении протокола в отсутствии представителя Общества, в то время как оно направило ходатайство об отложении составления протокола, которое не было рассмотрено административным органом.

Довод Отделения о наличии в действиях Общества признаков состава вмененного ему административного правонарушения правовой оценки судов не получил.

Вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что новая редакция пункта 8.5.3 Положения исключает событие вмененного Обществу административного правонарушения, является необоснованным.

В соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Согласно пункту 4 статьи 93 Закона N 208-ФЗ общество обязано вести учет его аффилированных лиц и представлять отчетность о них в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

В силу подпункта 8.5.1 Положения акционерные общества обязаны раскрывать информацию об аффилированных лицах в форме списка аффилированных лиц.

Пунктом 8.5.3 названного Положения в редакции, действовавшей до 01.07.2009, устанавливался порядок раскрытия информации, согласно которому акционерное общество было обязано представлять в регистрирующий орган список аффилированных лиц, составленный на дату окончания отчетного квартала, не позднее 45-ти дней с даты окончания отчетного квартала. При этом в данном документе отдельным разделом должны были указываться изменения, произошедшие в списке аффилированных лиц акционерного общества в течение отчетного квартала.

Пунктом 8.5.3 Положения в редакции, действовавшей с 01.07.2009, установлен иной порядок раскрытия информации, по которому акционерное общество обязано опубликовать на странице в сети Интернет текст списка аффилированных лиц, составленного на дату окончания отчетного квартала, не позднее двух рабочих дней с даты окончания отчетного квартала, а тексты изменений, произошедших в списке аффилированных лиц, - не позднее двух рабочих дней с даты внесения соответствующих изменений в этот список.

В соответствии с пунктом 10 статьи 42 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее - Закон о рынке ценных бумаг) федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг осуществляет контроль за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, саморегулируемыми организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 317 «Об утверждении Положения о федеральной службе по финансовым рынкам» федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности), является федеральная служба по финансовым рынкам.

Согласно пункту 5.3.7 данного Положения Федеральная служба по финансовым рынкам выдает предписания эмитентам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг.

В силу пункта 7 статьи 44 Закона о рынке ценных бумаг и пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг являются обязательными для исполнения коммерческими организациями и их должностными лицами на территории Российской Федерации.

В силу части 9 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа влечет административную ответственность.

Изменение с 01.07.2009 редакции пункта 8.5.3 Положения не отменило обязанность Общества выполнить законное Предписание территориального органа исполнительной власти в области финансовых рынков, которую Общество, по утверждению Отделения, должно было выполнить в срок до 18.06.2009. Правильность определения указанного срока исполнения Предписания судами не проверена.

При таких обстоятельствах вывод судов о наличии оснований для применения в данном случае положений части 2 статьи 1.7 КоАП РФ является необоснованным.

Несоответствие выводов, содержащихся в решении суда первой инстанции и постановлении суда апелляционной инстанции имеющимся в деле доказательствам, нарушение судами норм материального и процессуального права в силу частей 1, 2, 3 статьи 288 АПК РФ являются основанием для отмены обжалуемых судебных актов и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, установить все фактические обстоятельства дела, после чего, сделав вывод о наличии или отсутствии оснований для удовлетворения заявления, принять законное и правильное решение.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.02.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2010 по делу N А56-77809/2009 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

     Председательствующий
С.Г.Колесникова
Судьи
О.А.Алешкевич
Е.А.Михайловская

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка